Понятие и сущность социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 09:35, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие понятия и сущности социального государства.
Объект исследования – механизм реализации основных положений и принципов социального государства в современной России.
Предмет исследования – направления деятельности государства для достижения своего идеального социального устройства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….3
Глава 1. Основные положения и принципы социального государства..…..…4
Глава 2. Механизмы реализации основных положений и принципов социального государства……………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………….21
Список нормативных актов и литературы………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ_РАБОТА_ПО_ОСНОВАМ соцгосударства.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

    ГСС в области обеспечения  населения жильем, коммунальными и  бытовыми услугами учитывают:

    · нормативы обеспечения жилой и (или) общей площадью в расчете на одного человека;

    · порядок учета граждан, нуждающихся в получении жилья и (или) улучшении жилищных условий;

    · порядок предоставления жилья гражданам с разным уровнем денежных доходов;

    · перечень и нормативы предоставления населению основных видов коммунальных услуг (в составе потребительской корзины);

    · максимально допустимую (предельную) долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (в совокупном доходе семьи);

    · порядок предоставления группам населения с низким доходом субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

    · категории граждан, которым жилье, коммунальные и бытовые услуги предоставляются бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях;

    В области образования  целесообразно иметь  ГСС для: дошкольного образования; общего образования; детских специализированных и специальных образовательных учреждений; начального, среднего, высшего профессионального, дополнительного и послевузовского образования, которые должны определять основные параметры их деятельности, в том числе  порядок и нормативы их финансирования.

    ГСС в области науки  предусматривают:

    · порядок и нормативы финансирования научных учреждений (включая научные подразделения вузов);

    · норматив материально-технического обеспечения деятельности научных учреждений (включая научные подразделения вузов);

    · порядок предоставления грантов научным учреждениям, коллективам и научным работникам;

    ГСС в области здравоохранения  и физического  развития предусматривают определение:

    · перечня видов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения;

    · нормативов обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в расчете на одного жителя;

    · категорий граждан, пользующихся льготами при обеспечении медицинской помощью и лекарственными препаратами;

    · перечня жизненно важных лекарственных средств, в отношении которых осуществляется регулирование и (или) регистрация цен, а также категорий населения, которые должны обеспечиваться ими бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях;

    · порядка финансирования учреждений здравоохранения и физической культуры из бюджетов разных уровней.

    ГСС в области социальной помощи и социального  обслуживания населения предусматривают определение:

    · категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи;

    · перечня и нормативов потребления социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населению бесплатно и (или) на иных льготных условиях;

    · порядка финансирования учреждений социального обеспечения и социального обслуживания населения из бюджетов разных уровней.

    ГСС в области обеспечения  экологической безопасности населения предусматривают определение:

    · предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды от вредного воздействия природных и техногенных аварий и катастроф;

    · условий для обеспечения доступности получения гражданами достоверной информации о состоянии окружающей среды;

    · порядка возмещения ущерба здоровью или имуществу граждан в случае природных и техногенных катастроф, а также правонарушений в области обеспечения экологической безопасности.

    Изложенные  выше ГСС  носят  примерный характер, а их окончательная  разработка с уточнением содержательной стороны каждого норматива и источника его финансирования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о государственных социальных стандартах.

    Базисным  механизмом функционирования социального  государства является его экономическая политика, уровень и состояние социального рыночного хозяйства, обеспечивающие реальное выполнение социальных обязательств государства перед своими гражданами [6].

    Функции, формы и методы (технологии) деятельности субъектов социальной политики по осуществлению  выбранного (общественно приемлемого) сценария социально-экономического развития страны подлежат законодательной регламентации.

    Планируемые показатели социально-экономического развития страны должны проверяться  на их социальную эффективность. Этот постулат означает, что экономические проекты или решения органов власти и управления по стратегически значимым проблемам (реструктуризация естественных монополий, реформа ЖКХ, модернизация образования, допуск ведущих транснациональных корпораций на российские рынки, вступление в ВТО и т.п.) должны иметь обоснование социальных последствий, установленные правила и порядок проведения экспериментов и  общественно-независимой экспертизы на соответствие этих проектов или решений социальным критериям, то есть повышению уровня и качества жизни большинства граждан России. Социальная экспертиза принимаемых решений  должна устанавливать  степень влияния этих решений на человека, его материальное, культурное, духовное и физическое состояние. Оценка социальных последствий должна производиться  специалистами на основе исследований, финансируемых бюджетом, государственными внебюджетными фондами и бизнес-структурами.

    Должна  быть обеспечена объективная оценка результатов социально-экономического развития страны. Это предполагает проведение систематического и объективного мониторинга соответствия законодательно установленных и фактически достигнутых количественных и качественных показателей социального развития в целом по стране и по субъектам Федерации, в том числе стоимостных, натуральных, трудовых и др.

    Неотъемлемым  должен быть и постулат ответственности  органов власти и бизнес - сообщества  за реализацию основных положений и принципов построения социально ориентированного рыночного хозяйства и принятых социальных целей.

    Формирование  социального рыночного хозяйства  требует проведения взаимоувязанной  активной социально-экономической политики не только на федеральном, но и территориальном (регионы, муниципальные образования) уровнях. Региональные администрации в силу особой близости к населению и предприятиям реально противодействуют негативным социальным последствиям кризисных явлений в экономике. В частности, противостоят необоснованному росту цен на продукцию и тарифов на услуги организаций и отраслей-монополистов, организуют системы взаимозачетов между территориальными предприятиями, оказывают помощь в получении кредитов предприятиям на пополнение оборотных средств, содействуют процессам эффективной занятости трудящихся.

    В числе базисных механизмов реализации и функционирования социального  государства было и остается право.

    Предстоит разработать перечень правовых актов и самих актов, необходимых для создания и успешного функционирования социального государства, который должен постоянно пополняться по мере поэтапного развития социального государства. В качестве первоочередных правовых актов необходимо:

    · с учетом модельных законов ЕврАзЭС принять федеральные законы «Об основах социальной политики» и «О государственных социальных стандартах». Первый из них определит права и обязанности всех субъектов регулирования социальной политикой – государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений в части осуществления ими деятельности в области социальной политики. Второй закон должен установить систему государственных социальных стандартов, охватывающую такие основные сферы социальных отношений как: оплата труда и трудовые отношения; обеспечение занятости и помощи безработным; пенсионное обеспечение; обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами, а также товарами массового спроса; образование; здравоохранение и обеспечение лекарственными средствами; наука; культура; социальное страхование; социальная помощь и социальное обслуживание населения; обеспечение экологической безопасности; защита социальных прав граждан.

    Необходимо  дальнейшее развитие нормативной базы социального партнерства, обеспечивающей законодательное определение порядка взаимодействия и взаимной ответственности основных участников переговорного процесса – профсоюзов, работодателей и органов власти. В развитие действующего Трудового кодекса представляется целесообразным принятие федерального закона «О социальном партнерстве», который придал бы необходимую правовую силу и обязательность коллективным соглашениям и договорам.

    Кроме того, потребуется:

    · повысить статус Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ответственность сторон за выполнение мероприятий Генерального соглашения. Генеральное соглашение должно быть нацелено на решение определенного круга социально - трудовых проблем, для осуществления соответствующих задач должно быть предусмотрено необходимое финансирование, а роль и ответственность каждого партнера должны быть зафиксированы;      

    · ужесточить нормы законодательства (на определенное время) за нарушение, несоблюдение, невыполнение принятых коллективных договоров и соглашений;

    · реформировать законодательство в сфере оплаты труда. В том числе: установить минимальную заработную плату на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, а сам прожиточный уровень – на уровне благосостояния, достойного для современного человека; стимулировать, в первую очередь, занятых в материальном производстве, особенно в машиностроении, приборостроении, нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности, а также в других отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс.

    ·  реформировать законодательство в области социального страхования, на основе которого социальными партнерами могли бы быть разработаны новые механизмы  страхования, действенные в рыночных условиях;

    · разработать и  принять закон «О трудовом арбитраже», на основе которого социальные  партнеры могли бы находить комплексные решения спорных вопросов в сложных социально-экономических ситуациях.

    · разработать и принять «Закон о социальном заказе», который создал бы правовую основу равного (на конкурсной основе) доступа к бюджетному финансированию для учреждений, оказывающих социальные услуги, независимо от формы их собственности.

    Наряду  с принятием новых законов  представляется целесообразным внесение необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство, приведение его в соответствие с положениями и принципами социального государства с социальным рыночным хозяйством.

     Заключение

     Резюмируя мнения российских и зарубежных ученых, а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации в ряде стран мира, можно констатировать, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

Информация о работе Понятие и сущность социального государства