Понятие и сущность теории разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 23:02, контрольная работа

Описание

Принцип разделения властей является одним из главных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Целью данного принципа является обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью.

Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------------------------- 3

1. Возникновение принципа разделения властей --------------------------------- 4-8

2. Сущность разделения властей, правовые формы ----------------------------- 8-11

3. Осуществление принципа разделения властей на примере РФ ----------- 11-15

Заключение ---------------------------------------------------------------------------------- 16

Список использованной литературы ------------------------------------------------ 17

Работа состоит из  1 файл

контрольная по административному праву (чистовая).doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)
 

РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Филиал  РУДН в г. Перми 
 
 
 

Факультет:  ЮРИДИЧЕСКИЙ 

Дисциплина: «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО» 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

         на тему: Понятие и сущность теории разделения властей» 
 
 
 
 

        Студент:  Бажина Наталья Валентиновна

         1 курс, группа ПЮ-08-5П

                               студенческий билет  №3732080048 
 
 
 
 
 

г. ПЕРМЬ

2009 год

     ПЛАН  РАБОТЫ: 

     Введение -------------------------------------------------------------------------------------- 3

     1. Возникновение принципа разделения властей --------------------------------- 4-8

     2. Сущность разделения  властей, правовые  формы ----------------------------- 8-11

     3. Осуществление принципа  разделения властей  на примере РФ ----------- 11-15

     Заключение ---------------------------------------------------------------------------------- 16

     Список  использованной литературы ------------------------------------------------ 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Принцип разделения властей является одним  из главных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

    Целью данного принципа является обеспечение  законности и устранения злоупотреблений  властью.

    Деятельность  соответствующих государственных  структур должна ограничиваться только их компетенцией (законодательной, исполнительно-распорядительной или судебной). Принцип разделения властей означает, что законодательную  деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды. При этом «ветви власти» самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые «ветви власти» - законодательная, исполнительная и судебная могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

    Чтобы понять, как работает принцип разделения властей в современном российском государстве, необходимо рассмотреть  систему государственных органов  с точки зрения разделения властей. Исследование разделения властей предполагает рассмотрение «основных ветвей власти» законодательной, исполнительной, судебной, механизмов их взаимодействия и форм влияния друг на друга.  

1. Возникновение принципа  разделения властей.

Разделение  властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.1

    Разделение  власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти).

    Понятие «разделение власти» достаточно широкое и не отделяется от понятия  «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения.

    Разделение  власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах.

    Первое  крупное разделение власти развело  политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно  же сопровождалось и длительной борьбой  за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преимущественно христианская его часть, решила спор о власти в пользу светской, государственной; восточная - в пользу значительного политического влияния религиозных начал жизни общества, его политико-правовой системы и культурного уклада.

    В самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал  существование в нём законодательного органа магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправление), формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало в конце концов одной из организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как система функционально разграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти. Феодальная организация власти с объединёнными в лице властелина законодательных, исполнительных и судебных функций, включая функциональное и территориальное разделение власти между монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, с сословным представительством частично избранных, частично включённых в него «по праву» из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в 13-14 веках и, впоследствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий.

    Другой  основой разделения власти стали  различные королевские советы, обычно очень замкнутые и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на их совещательные функции, как это имело место в Верховном тайном совете в России после петровского периода, когда из восьми членов совета («верховников») шестеро представляли две знатнейшие фамилии - Долгоруких и Голицыных.

    Помимо  того, существовали и эпизодические  сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие, как Земские соборы в России, также  готовившие в будущем более совершенные  формы разделения власти. Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени в 17 веке. В данный период феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён.

    Дальнейшее  развитие разделённых властей шло  несколькими параллельными путями: происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.); укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих; завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки - специализированным судебным органам.

    Этот  объективный процесс получил  теоретическое обоснование в  политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами  гражданского общества и правового  государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.

    Сама  идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов, таких как Аристотель.

    Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Дж. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье.2

    В основании политической философии  Локка лежит идея собственности. В естественном состоянии люди, может  быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждается государство - социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений. Но и в государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство.

    Но  и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием.

      Дж. Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной - король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями.

       В России идея разделения властей как  принципа либерализма впервые в  наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским.3 В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти он, прежде всего, связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но "никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе. Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может ни уничтожить законов, ни обезобразить их, так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.   

       Сперанский  предусмотрел и возможность объединения  этих властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем  частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательному праву. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, коим вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой", утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой.

    Порядок в устроенном таким образом государстве  охраняется законом. Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принцип разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и это очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти. Рассмотренные выше проекты механизма разделения властей Дж. Локка и М.М. Сперанского подразумевали наличие монархии.

    Проект  П.И. Пестеля (1793 – 1826 г.г.) - «Русская Правда» - в качестве формы государственного правления предусматривал республику. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече - однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом тот же самый может быть опять избран. Исполнительная власть - державная Дума - состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. Ежегодно из Думы выходит один и заменяется другим выбором. Все министры и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы. Блюстительная власть - Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими выбылые места. Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором законопроект получает юридическую силу. В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть, чётко устанавливаются компетенции законодательной, исполнительной и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции». Собор имеет серьёзные контрольные функции и на местах, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором - Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и державную Думу. Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления. Механизм действия законодательной и исполнительной власти, а также государственное устройство определяется Конституцией. Впоследствии серьёзный вклад в развитие отечественной теории разделения властей внёс НМ. Коркунов в 19 веке. Однако в России осуществление этого принципа стало возможным только в конце 20 века.

Информация о работе Понятие и сущность теории разделения властей