Понятие и сущность теории разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 23:02, контрольная работа

Описание

Принцип разделения властей является одним из главных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Целью данного принципа является обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью.

Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------------------------- 3

1. Возникновение принципа разделения властей --------------------------------- 4-8

2. Сущность разделения властей, правовые формы ----------------------------- 8-11

3. Осуществление принципа разделения властей на примере РФ ----------- 11-15

Заключение ---------------------------------------------------------------------------------- 16

Список использованной литературы ------------------------------------------------ 17

Работа состоит из  1 файл

контрольная по административному праву (чистовая).doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

    Парламент Российской Федерации - Федеральное  собрание - состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов и Совет Федерации. Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

    Государственная Дума единственный законодательный  орган страны.

    В Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству.

    Исполнительную  власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

    Председатель  Правительства РФ назначается Президентом  России с согласия Думы. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства.

    Правительством  Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и  экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

    Под функциями исполнительной власти следует  определить ведущее направление  в деятельности органов исполнительной власти, в которых выражается целевая  нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан предоставляемый органом исполнительной власти объем государственных полномочий. Иначе говоря, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, а также правовые средства, которые применяются для достижения поставленных целей.

    Каждая  функция исполнительной власти имеет  свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции  отражают содержание деятельности исполнительной власти и во многом характеризуют ее сущность.

    Вопрос  о функциях исполнительной власти является ключевым в теории исполнительной власти и на переходном этапе современной  России приобретает научную и  практически - политическую значимость в организации деятельности органов исполнительной власти.

    Для исполнительной ветви государственной  власти характерно то, что она осуществляет свои функции посредством специального аппарата представляющего собой  органы этой власти. Именно основные функции  исполнительной власти могут служить научно обоснованным критерием классификации органов исполнительной власти.

    Юридическая власть государства над его гражданами суверенна, но не беспредельна. Государство  как в интересах гражданина и  общества, так и в собственных  интересах идет по пути самоограничения и устанавливает область естественных прав и свобод граждан. Причем государство, выделяя сферу прав и свобод граждан, возлагает на все ветви государственной власти обязанность защищать и охранять эти права и свободы, в том числе на исполнительную власть, где существенная роль принадлежит милиции, относительно защиты прав и свобод, что является ее задачей.

    Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

    К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.

    По  Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными  органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

    Принцип разделения властей в сегодняшней  России признан, конституционно закреплен  и в той или иной мере применяется  в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Разделение  единой государственной власти на три  самостоятельные и независимые  отрасли предотвращает возможные  злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом.

    Каждая  из этих властей занимает своё место  в общей системе государственной  власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

    Принцип разделения властей является одним  из принципов правового государства  и эффективно действовать может  только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства  и личности, реальность прав личности.

    Существуют  три основные функции государственной  власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться  предназначенными для нее органами государства.

    Сама  государственная власть едина, единственным ее источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти.

    Конституционный принцип, в соответствии с которым  «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную исполнительную и судебную», предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

    В пределах своей компетенции по осуществлению  указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая «система сдержек и противовесов» применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств.

    Принцип разделения властей является одним  из основных гарантов прав и свобод человека. Второе преимущество государственной  системы, основанной на принципе разделении властей - это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.).

    2. История политических и правовых учений России: учебник, Исаев И. А., Золотухина М. Н., г. Москва: Юрист, 1995 год.

    3. Основы государства и права,  Кутафин О.Е., г. Москва: Юристъ, 2002 год. 

    4. Теория государства и права:  учебник, Матузов Н.И., Малько А.В., г. Москва: Юристъ, 2001 год.

    5. Принцип разделения властей в  конституционном механизме, Мишин  А.А., г. Москва: Наука, 2002 год.

    6. Общая теория права и государства,  С.А. Комаров, г. Москва: Юристъ, 2000 год.

    7. Общая теория права и государства:  учебник, В.В.Лазарев, г. Москва: Юристъ, 2000 год.

    8. Теория государства и права:  учебник, М.Н. Марченко, г. Москва: Юристъ, 2001 год.

    9. Теория государства и права,  учебник, Р.Т. Мухаев, г. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 год.

    10. Разделение властей и опыт  Российского государства, Лазарев  Б.М., Журнал российского права, № 16, 2000 год.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и сущность теории разделения властей