Понятие личности и основ ее правового статуса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:02, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение конституционно-правовых основ взаимоотношения личности и государства в Российской Федерации на современном этапе их развития.
Объектом настоящего исследования являются вопросы взаимоотношения, взаимодействия личности и такого института политической власти как государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие личности и основ ее правового статуса.……………..……………..5
2. Структура конституционного института основ правового статуса личности……………………...................................................................................9
3. Конституционные принципы взаимоотношений личности и государства………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Понятие личности и основ ее правового статуса.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

    В России исторически сложилось два  течения общественной мысли —  славянофильство и западничество. Славянофилы считали, что Россия и Запад — это два особых мира и их исторические пути различны. Два фактора, по их мнению, определили особенность развития России: существование общины («мира»), которую они трактовали очень широко (и как общество, и как государство), и православия. Община определила особый характер общественных отношений — «мирское согласие», «соборность». Этому способствовала православная церковь. Именно в силу этого Россия шла по пути «внутренней правды», то есть нравственного совершенствования и «развития духа», тогда как Запад — по пути «внешней правды», то есть развития формальной законности. Русский народ, как они считали, — «не государственный», он жил в своем общинном мире и не претендовал на государственную власть. Власть в свою очередь не вмешивалась в их дела (в дела «земли»), лишь собирала земские соборы и в необходимых случаях спрашивала его мнение. 16

    В противоположность славянофилам западники  считали основной и движущей силой  борьбу личности за свободу, и в этом смысле Россия не отличалась от Запада, она идет тем же путем развития, но несколько отстала, поэтому должна прибегать к заимствованию успехов цивилизации. Но даже представители либеральных взглядов в России считали, что государство возвышается над другими союзами, составляющими общественную жизнь: семьей, гражданским обществом и церковью.

    Согласно Конституции Российской Федерации многонациональное российское общество характеризуется, прежде всего тем, что оно утверждает права и свободы человека и гражданина, гражданский мир и согласие, сохраняет исторически сложившееся государственное единство, руководствуется общепризнанными принципами равноправия и самоопределения народов, возрождает суверенную государственность России, утверждает незыблемость ее демократической основы и стремится обеспечить благополучие и процветание России. В первой главе Конституции РФ закреплены основные формы и положения конституционного строя России. В ней отражены черты и принципы правового государства: верховенство закона; организацию и функционирование суверенной власти на принципе разграничения законодательной, исполнительной и судебных функций; обеспечение взаимной ответственности государства и граждан. Высшей ценностью в Российской федерации являются человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы, причем их признание, соблюдение и защита есть главная обязанность государства. Оно служит всему обществу, а не отдельной его части, ответственно перед человеком и гражданином. 17

    Любое общество требует управления, которое обеспечивается государственной властью. Государственная власть представляет собой возможность управлять обществом, подчинять его своей воли. Таким образом и возникли отношения между государством и обществом.

    Конституционное закрепление основных принципов взаимоотношений человека, общества и государства существует во всех цивилизованных странах мира. Но их набор в значительной мере могут отличаться в зависимости от сущности самого государства. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти. Конституция Российской Федерации, как демократического государства закрепляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти.

    Первоначально конституции регулировали:

    • первый блок регулировал права и свободы человека и гражданина, защищал человека от произвола государства;
    • второй блок определял организацию высшей власти основанной на принципе народного суверенитета и вытекающего из этого принципа представительного правления и разделения властей;
    • третий блок определял политико-территориальное устройство, виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой. 18

    Развитие  общества обусловило развитие конституций  и расширение круга регулируемых вопросов. В области прав и свобод происходит включение в конституции  новых прав и свобод. Например, право на охрану окружающей среды. Появились и новые принципы, включающие обязательства государства перед обществом в экономической и социальной сферах.

    Каждое  современное государство само определяет основные принципы, регулирующие взаимоотношения государства, общества и человека. Конституции государств закрепляют эти основные принципы, определяя важность тех или иных гарантий, соотношение которых различно в зависимости от политического режима. Конституция России закрепляет важнейшие из них:

    • принцип народовластия;
    • принцип приоритета прав человека;
    • принцип представительного правления и разделения властей;
    • принцип приоритета права;
    • принцип правовой защищенности человека и гражданина
    • принцип единства права и закона

    Конституционный принцип народовластия означает принадлежность всей государственной власти народу (обществу), а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В государствах с демократическим строем правления субъектом, созидающим законы, и одновременно объектом их применения является общество в целом. В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию. Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют — всего народа. Непосредственная демократия — это осуществление власти через формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

    Поскольку, общество, миновавшее полисную стадию самоорганизации, не в состоянии  вырабатывать законы совокупными усилиями всех его членов, оно делегирует свои законодательные права специальным  людям, которые от его имени и  творят законы — принцип представительного правления.

    Принцип приоритета прав человека означает признание  этих прав высшей ценностью. Права человека конституцией не только провозглашаются, но и гарантируются с помощью  правового регулирования. При отсутствии демократии или недостаточное ее развитии воздействие государства на общество преимущественно или исключительно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как правовое: издаются конституции, законы и другие правовые акты, однако содержание их — отражает интересы лишь узкой правящей группы. Эти интересы могут быть замаскированы, но их реализация неизбежно вредит интересам общества и человека.

    Существуют  различные взгляды на права человека и роль государства по отношению  к ним, часто противоположные. Например, одни считают, что государство обеспечивает и гарантирует индивидуальные права  человека, другие считают, что их нужно  защищать от государства.

    Кроме конституционного закрепления принципа приоритета прав человека в демократическом  государстве должны быть реально  гарантирована реализация всех прав и свобод человека. Принцип разделения властей является одной из таких гарантий. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти означает правовой способ приобретения власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии).

    Традиционная  концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и  судебную применительно к современным  государствам понимается не как дележ  власти, а как создание системы  сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

    Приоритет права — основа правового государства. Принцип приоритета права – это первое необходимое условие государства, основанного на господстве права, отрицание произвола власти и бесправие подвластных.

    Приоритет права означает:

    • рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;
    • соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;
    • необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;
    • наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

    Принцип правовой защищенности человека и гражданина лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованьями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

    Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:

    • равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
    • особые тип правового регулирования и форма правоотношений;
    • стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.19

    Нормальные  правовые отношения предполагают равенство  и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения  с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т.д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

    Поскольку презюмируется, что государство  и гражданин — равноправные участники  правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства. Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

    Принцип единства права и закона означает, что любой нормативно-правовой акт  должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие личности и основ ее правового статуса