Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:11, курсовая работа
Право и его определения, Естественно-правовая концепция, Позитивистская концепция права.
Глава 1. Право и его определения
Глава 2. Естественно-правовая концепция
2.1 Понятие естественного права
2.2 Естественное право – исходное звено философии права
2.3 Развитие естественно-правовой теории
Глава 3. Позитивистская концепция права
3.1 Понятие позитивного права
3.2 Возникновение позитивистской теории права
3.3 Признаки позитивного права
Список используемой литературы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по курсу «Теория государства и права»
На
тему: Понятие права в различных концепциях
правопонимания
Содержание
Введение
Глава 1. Право и его определения
Глава 2. Естественно-правовая концепция
2.1 Понятие естественного права
2.2 Естественное право – исходное звено философии права
2.3 Развитие естественно-правовой теории
Глава 3. Позитивистская концепция права
3.1 Понятие позитивного права
3.2 Возникновение позитивистской теории права
3.3 Признаки позитивного права
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПРАВО И ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Юридическая мысль стремиться к такому определению права, которое бы отразило бы все богатство данного социального явления. «Юристы до сих пор ищут дефиницию для своего понятия права»,1 - указывал И. Кант, данные слова актуальны и сегодня в силу того, что человек в процессе своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума.
Г.В. Мальцев в своей работе говорит о неисчерпаемости для познания феномена права: «Существуют сотни, а может быть и тысячи, дефиниций права, и среди них нет ни одной общепризнанной, разделяемой всеми, кто ценит и изучает право»2. Для одних право – это идеал; для других позитивная норма. Некоторые усматривают в праве лишь «строгий порядок действий» направленных на институирование или сохранение некоторого положения вещей, то есть обычную общественную науку; другие пытаются в нем увидеть совокупность правил хорошего поведения.
Для одних право всего лишь один из аспектов явлений социального порядка, наряду с социологией и историей. Для других право – «система интеллектуальных представлений, образующаяся в соответствии с присущими ей принципами и совершенно независимая от явлений социологического или исторического порядка». Некоторые полагают, что право – это всегда «промежуточный результат секулярной войны, развязанной социальными силами, и процесса сближения интересов, которые в определенный момент могут начать взаимодействовать друг с другом». Другие отвергают идею, согласно которой право происходит только из исторической эволюции и из материалистического детерминизма, и настаивают на том, что источниками права являются исключительно воля человека и его деятельность.
В поисках точного определения права мы можем опираться на разнообразные определения, «выработанные юристами различных времен и стран», распределяемые по двум группам в зависимости от того, какие традиции были присущи их авторам – естественного права или юридического позитивизма.3
Всякое определение права предполагает одновременное изучение юридического феномена правовой нормы, глубинной сути и внешней формы.4
Ю.А. Тихомиров дает собственное определение права. «Современное право, - пишет он, - это правовые взгляды, позиции, выражающие интересы, закрепляемые в системе общеобязательных принципов и правил поведения, установленных государством, включая общепризнанные принципы и нормы международного права, и регулирующих общественные отношения, обеспеченные государством и институтами гражданского общества и мирового сообщества». 5
Юридический идеализм в своих корнях соответствует доктринам «естественного права», берущего начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Эта философия, нашедшая свое отражение в «Антигоне» Софокла и в трактате Цицерона «О республике», была воспринята богословами Средневековья, а затем «школой правовой природы и людей». Эта философия вдохновляла составителей Декларации прав человека и гражданина, появившейся в 1789 году.
Общей
основой различных «
Классические идеалистические доктрины были одновременно идеалистичны и слишком абсолютизированы. Достаточно обратить внимание на разнообразие юридических систем и на характер их эволюции, чтобы убедиться в относительности права. М.И. Байтин замечает, что «нет» права вообще», а есть только его определенные формулировки законов и других нормативных актов»6. В крайнем случае мы можем пожелать определенного постоянства принципов, заложенных в праве, соответствия последних определенной идее справедливости, а также осознания того, что право ограничиться ратификацией различных явлений гуманитарной сферы – политических, социальных, экономических и технических, что оно должно также управлять ими, ориентируясь на главные цели юридического порядка. Позитивное же право есть результат включения элементов, как правило, разнообразных, в неизменчивые материальные и интеллектуальные рамки. Кроме того, несмотря на всю осторожность, с которой авторы теории естественного права подходили к этому вопросу, их теория предполагает, что законодатель обязан придерживаться норм естественного права, а если он не выполняет эту обязанность, то граждане могут не подчиняться несправедливым законам.
Глава 1. ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Рассмотрение вопроса о естественном праве логично будет начать с понятия “естественное право” и его определения разными авторами.
Так, в учебнике “Теория государства и права” под редакцией В. Д. Перевалова естественные права определяются как основные жизненно необходимые для человека права, неотчуждаемые от него и присущие ему от рождения. К таковым относятся: “право на жизнь, здоровье, свободу, собственность, равенство, человеческие честь, имя, достоинство и др.”. В своей совокупности эти правомочия составляют естественное право, которое, по мнению авторов учебника, “должно быть стержнем действующего “позитивного” права, и все нормативные положения последнего должны в идеале соответствовать естественно-правовым установлениям”.7
Профессор Лившиц отмечает, что в праве непременно присутствует “определенный идейный потенциал, несущий, как правило, гуманистическое начало”. Эта сторона права чаще всего именуется правом естественным. “Оно воплощает представления о справедливости, свободе, равенстве, правах человека. Естественное право воплощает индивидуальное начало, оно исходит из интересов, прежде всего, индивида. Естественное право не обязательно воплощается в нормы, оно выступает как совокупность гуманистических правовых идей.”8
Профессор С. С. Алексеев называет естественные права “непосредственно-социальными”. “Они являются непосредственными в том смысле, что существуют и действуют безотносительно к тому, объективированы ли они в каких-то опосредствующих внешних формах или нет”. То есть, естественные права “являются выражением натуральной жизни общества, напрямую даны естественным ходом вещей, а не выдуманы, не изобретены людьми”.9
Как отмечает Алексеев, во многих случаях естественные права - это “в высшей степени высокозначимые, глубокие, исходные, но все же именно отдельные права — право народов на определение своей судьбы, право прийти на помощь народу — жертве агрессии, право на эквивалент в экономических отношениях, права человека и др.”.10
Еще в одном источнике находим следующее определение: “Естественное право… – это и есть обусловленные природной и социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись при помощи разума через правосознание, его культурные коды, приобретают характер идей разума, а отсюда - правовой облик, и, в соответствии с этим, выступают в виде правовых требований и прообразов (или в ином словесном эквиваленте - первообразов) юридических норм - норм позитивного права.11
Таким
образом, естественное право можно
определить как неотъемлемые правомочия,
права по природе, существующие и
действующие независимо от внешнего,
формального закрепления.
Итак, выделение права по природе – естественного права, существующего наряду с юридически действующим правом (“позитивным”, “положительным”) - дало толчок к такому направлению мысли и творческого поиска, которое сориентировано не на “выведение” права из неких заданных ценностей - этических, религиозно-этических, и даже некой мировоззренческой системы, а на нахождение его основ, корней в самой “природе”, реальной жизни людей.12
При такой оценке естественного права нужно учитывать, что эта категория в тех сторонах и характеристиках, в которых она, начиная с античности, обрисована в науке, - явление многоплановое, и к тому же получающее различную научную интерпретацию.13
И вот здесь, при всем многообразии взглядов по рассматриваемому вопросу, необходимо с должной четкостью различать естественное право как: а) категорию методологического порядка и б) реальный факт социальной действительности.14
Рассмотрение естественного права как методологической категории имеет для философского освещения правовых проблем принципиально важное значение. Философское видение правовых явлений - это и есть их рассмотрение под углом зрения естественного права15.
Основное достоинство подхода к правовым явлениям с позиций естественного права, заключается в том, что таким путем оказывается возможным выйти из замкнутого круга сугубо юридических явлений и непосредственно с ними связанных феноменов – этики, религии – и увидеть основы, точнее, “предосновы” права.16
Именно в идее естественного права и находит выражение жесткая (и с этой точки зрения - вполне природная, естественная) зависимость права от внешних факторов, от всего того, что образует человеческое бытие, в том числе и от “экономического базиса” – как считал Маркс и ныне считают его приверженцы – и от разумных начал нашей жизни, с которыми связана сама суть человеческого бытия – свобода людей.17
Информация о работе Понятие права в различных концепциях правопонимания