Понятие права в различных концепциях правопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Право и его определения, Естественно-правовая концепция, Позитивистская концепция права.

Содержание

Глава 1. Право и его определения
Глава 2. Естественно-правовая концепция
2.1 Понятие естественного права
2.2 Естественное право – исходное звено философии права
2.3 Развитие естественно-правовой теории
Глава 3. Позитивистская концепция права
3.1 Понятие позитивного права
3.2 Возникновение позитивистской теории права
3.3 Признаки позитивного права
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 1 курс.docx

— 46.35 Кб (Скачать документ)

    РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИНСТИТУТ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

    КУРСОВАЯ РАБОТА

 

    по  курсу «Теория государства и  права»

    На  тему: Понятие права в различных концепциях правопонимания 

    Выполнила студентка

    1 курса, 1 потока, 1 группы

    Проверил: д.ю.н.,

    профессор

    Тюмень, 2011г.

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Право и его определения

Глава 2. Естественно-правовая концепция

2.1 Понятие естественного права

2.2 Естественное право – исходное звено философии права

2.3 Развитие естественно-правовой  теории

Глава 3. Позитивистская концепция права

3.1 Понятие позитивного права

3.2 Возникновение позитивистской теории права

3.3 Признаки позитивного права

Заключение

Список  используемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава 1. ПРАВО И ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

     Юридическая мысль стремиться к такому определению  права, которое бы отразило бы все  богатство данного социального  явления. «Юристы до сих пор ищут дефиницию для своего понятия  права»,1 - указывал И. Кант, данные слова актуальны и сегодня в силу того, что человек в процессе своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума.

     Г.В. Мальцев в своей работе говорит  о неисчерпаемости для познания феномена права: «Существуют сотни, а может быть и тысячи, дефиниций  права, и среди них нет ни одной  общепризнанной, разделяемой всеми, кто ценит и изучает право»2. Для одних право – это идеал; для других позитивная норма. Некоторые усматривают в праве лишь «строгий порядок действий» направленных на институирование или сохранение некоторого положения вещей, то есть обычную общественную науку; другие пытаются в нем увидеть совокупность правил хорошего поведения.

     Для одних право всего лишь один из аспектов явлений социального порядка, наряду с социологией и историей. Для других право – «система интеллектуальных представлений, образующаяся в соответствии с присущими ей принципами и совершенно независимая от явлений социологического или исторического порядка». Некоторые  полагают, что право – это всегда «промежуточный результат секулярной войны, развязанной социальными  силами, и процесса сближения интересов, которые в определенный момент могут  начать взаимодействовать друг с  другом». Другие отвергают идею, согласно которой право происходит только из исторической эволюции и из материалистического  детерминизма, и настаивают на том, что источниками права являются исключительно  воля человека и его деятельность.

     В поисках точного определения  права мы можем опираться на разнообразные  определения, «выработанные юристами различных времен и стран», распределяемые по двум группам в зависимости от того, какие традиции были присущи их авторам – естественного права или юридического позитивизма.3

     Всякое  определение права предполагает одновременное изучение юридического феномена правовой нормы, глубинной  сути и внешней формы.4

     Ю.А. Тихомиров дает собственное определение  права. «Современное право, - пишет он, - это правовые взгляды, позиции, выражающие интересы, закрепляемые  в системе  общеобязательных принципов и правил поведения, установленных государством, включая общепризнанные принципы и  нормы международного права, и регулирующих общественные отношения, обеспеченные государством и институтами гражданского общества и мирового сообщества». 5

     Юридический идеализм в своих корнях соответствует  доктринам «естественного права», берущего начало еще в Древней Греции и  Древнем Риме. Эта философия, нашедшая свое отражение в «Антигоне» Софокла  и в трактате Цицерона «О республике», была воспринята богословами Средневековья, а затем «школой правовой природы  и людей». Эта философия вдохновляла  составителей Декларации прав человека и гражданина, появившейся в 1789 году.

     Общей основой различных «естественно-правовых»  тенденций являются следующие фундаментальные  идеи, а именно: утверждение, что  естественное право происходит от природы; идея о существовании неписанных законов, высших по отношению к позитивному  праву и довлеющих над ним; идея, согласно которой стремление к идеальной справедливости первично по отношению к уважению реальных законов; идея незыблемости определенных ценностей, которые одерживают верх над ценностями, приносящими людей  в жертву государству. Эта философия  стала питающей средой для идеалистических течений, возникших с конца XIX века и пытавшихся сформулировать новое определение права. Однако доктрины естественного права XIX века служили предметом оживленной критики со стороны немецкой исторической школы, представители которой, начиная с их родоначальника  Савиньи, поддерживали тезис о том, что право – это не более чем продукт эволюции народов, и что оно далеко от универсальности и свойственно каждой нации.

     Классические  идеалистические доктрины были одновременно идеалистичны и слишком абсолютизированы. Достаточно обратить внимание на разнообразие юридических систем и на характер их эволюции, чтобы убедиться в  относительности права. М.И. Байтин замечает, что «нет» права вообще», а есть только его определенные формулировки законов и других нормативных  актов»6.  В крайнем случае мы можем пожелать определенного постоянства принципов, заложенных в праве, соответствия последних определенной идее справедливости, а также осознания того, что право ограничиться ратификацией различных явлений гуманитарной сферы – политических, социальных, экономических и технических, что оно должно также управлять ими, ориентируясь на главные цели юридического порядка. Позитивное же право есть результат включения элементов, как правило, разнообразных, в неизменчивые материальные и интеллектуальные рамки. Кроме того, несмотря на всю осторожность, с которой авторы теории естественного права подходили к этому вопросу, их теория предполагает, что законодатель обязан придерживаться норм естественного права, а если он не выполняет эту обязанность, то граждане могут не подчиняться несправедливым законам.

 

 
 

     Глава 1. ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ

    1. Понятие естественного права

     Рассмотрение  вопроса о естественном праве  логично будет начать с понятия  “естественное право” и его определения разными авторами.

     Так, в учебнике “Теория государства и права” под редакцией В. Д. Перевалова естественные права определяются как основные жизненно необходимые для человека права, неотчуждаемые от него и присущие ему от рождения. К таковым относятся: “право на жизнь, здоровье, свободу, собственность, равенство, человеческие честь, имя, достоинство и др.”. В своей совокупности эти правомочия составляют естественное право, которое, по мнению авторов учебника, “должно быть стержнем действующего “позитивного” права, и все нормативные положения последнего должны в идеале соответствовать естественно-правовым установлениям”.7

     Профессор Лившиц отмечает, что в праве непременно присутствует “определенный идейный потенциал, несущий, как правило, гуманистическое начало”. Эта сторона права чаще всего именуется правом естественным. “Оно воплощает представления о справедливости, свободе, равенстве, правах человека. Естественное право воплощает индивидуальное начало, оно исходит из интересов, прежде всего, индивида. Естественное право не обязательно воплощается в нормы, оно выступает как совокупность гуманистических правовых идей.”8

     Профессор С. С. Алексеев называет естественные права  “непосредственно-социальными”. “Они являются непосредственными в том смысле, что существуют и действуют безотносительно к тому, объективированы ли они в каких-то опосредствующих внешних формах или нет”. То есть, естественные права “являются выражением натуральной жизни общества, напрямую даны естественным ходом вещей, а не выдуманы, не изобретены людьми”.9

     Как отмечает Алексеев, во многих случаях естественные права - это “в высшей степени высокозначимые, глубокие, исходные, но все же именно отдельные права — право народов на определение своей судьбы, право прийти на помощь народу — жертве агрессии, право на эквивалент в экономических отношениях, права человека и др.”.10

     Еще в одном источнике находим  следующее определение: “Естественное право… – это  и есть  обусловленные природной и социально-естественной средой  требования и идеалы, которые,  преломившись при помощи разума через правосознание, его культурные коды,  приобретают   характер идей разума, а отсюда - правовой  облик,  и, в соответствии с этим,  выступают в виде правовых требований  и  прообразов (или в ином  словесном эквиваленте - первообразов) юридических норм - норм позитивного права.11

     Таким образом, естественное право можно  определить как неотъемлемые правомочия, права по природе, существующие и  действующие независимо от внешнего, формального закрепления. 

    1. Естественное  право – исходное звено философии  права

     Итак, выделение права по природе – естественного права, существующего наряду с юридически действующим правом (“позитивным”, “положительным”) -  дало толчок к такому направлению мысли и творческого поиска, которое сориентировано не на “выведение” права из неких заданных ценностей - этических, религиозно-этических, и даже некой мировоззренческой системы, а на нахождение его основ, корней в самой “природе”, реальной жизни людей.12

     При такой оценке естественного права  нужно учитывать, что эта категория  в тех сторонах и характеристиках, в которых она, начиная с античности, обрисована в науке,  -  явление многоплановое, и к тому же получающее  различную   научную  интерпретацию.13

     И вот здесь,  при всем многообразии взглядов по рассматриваемому вопросу,  необходимо с должной четкостью различать естественное право  как: а) категорию методологического порядка и б) реальный факт социальной действительности.14

     Рассмотрение  естественного права  как  методологической  категории имеет для философского освещения правовых проблем  принципиально важное значение. Философское видение правовых явлений  - это и есть их рассмотрение под углом зрения естественного права15.

     Основное достоинство подхода к правовым явлениям с позиций естественного права, заключается в том, что таким путем оказывается возможным выйти из замкнутого круга сугубо юридических явлений и непосредственно с ними связанных феноменов – этики, религии – и увидеть основы, точнее, “предосновы” права.16

     Именно  в идее естественного права и находит выражение жесткая (и с этой точки зрения - вполне природная, естественная) зависимость права от внешних факторов, от всего того, что образует человеческое бытие, в том числе и от “экономического базиса” – как считал Маркс и ныне считают  его приверженцы – и от разумных начал нашей жизни, с которыми связана сама суть человеческого бытия – свобода людей.17

Информация о работе Понятие права в различных концепциях правопонимания