Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:00, контрольная работа
Правовая норма сама по себе только определенный текст с юридическим содержанием. Главное назначение нормы – претвориться в общественную практику. Только общественная практика, конкретные отношения людей составляют реальную жизнь правовых норм, их влияние на общественные отношения.
Понятие
реализации права
Правовая
норма сама по себе только определенный
текст с юридическим
Пути, конкретные средства реализации права различны. Они зависят прежде всего от того, в какой именно области общественных отношений применяются нормы (предмет), от того, каков характер регулирования (метод) и от того, кто применяет норму (гражданин или государственные органы). Конкретные пути применения права рассматриваются в отраслевых дисциплинах: реализация уголовных норм отличается от реализации цивилистических норм, а они обе – от реализации норм процессуальных. На уровне общей теории реализация норм должна рассматриваться прежде всего как поведение людей.
Важнейшая ключевая проблема реализации норм – отношение людей к нормам. Здесь можно говорить о трех вариантах. Первый, когда граждане одобряют, поддерживают норму и охотно претворяют в жизнь. Второй, когда граждане относятся к норме безразлично, норма – сама по себе, а поведение граждан – само по себе. Норма не проводиться в жизнь, но и не нарушается. Третий, самый неблагоприятный – когда граждане настроены против нормы, они активно противостоят, а подчас и нарушают. В подобных ситуациях невыполнение нормы влечет за собой ответственность. За этими вариантами скрыта проблема поддержки гражданами закона, проблема легитимности закона, закона правового и неправового.
Закон, отвечающий высоким требованиям права, может не поддерживаться большинством, которое само эти требования не разделяет. Правовой закон может быть не легитимен. И наоборот, те идеи, которые поддерживает большинство, сплошь и рядом оказываются не правовыми. Когда подобные идеи возводятся в закон, большинство людей этот закон поддерживает, мы имеем дело с легитимным законом, но не правовым. Противоречие это естественное, оно отражает дифференциацию общества, противоречивую природу демократии. Можно думать, что окончательного решения проблема не получит и в обозримом будущем, во всяком случае до тех пор, пока мы будем исповедовать принцип «большинство всегда право». Но и отказаться от данного принципа нельзя, ибо это – один из устоев демократии. Главной задачей здесь является постепенное сближение крайностей, повышение общей правовой культуры населения и профессионализма законодателя.
Еще один аспект реализации правовых норм – их эффективность. Принимая ту или иную норму, законодатель рассчитывает на достижение определенной цели, на изменение, развитие, стабилизацию или свертывание определенных общественных отношений. Намеченную цель удается достичь далеко не всегда. Конкретный результат реализации норм может не совпасть с намеченной законодателем целью. Соотношение между намеченной целью и полученным результатом понимается как эффективность нормы.
Нужно
раз и навсегда отказаться от представлений
о заранее предопределенной эффективности
норм. Более того, даже предвидеть заранее
эффективность или
Таким
образом, реализация норм является завершающим
этапом их жизни и в то же время
предпосылкой появления новых норм.
Пути
реализации права
Привычной многолетней конструкцией нашей теории права была реализация норм в правовых отношениях. Теория правоотношения была тщательно разработана и в отраслевых дисциплинах. Теория опиралась на апробированную нормативисткую конструкцию: норма – модель правоотношения. В норме дан идеальный образ правоотношения. Затем, опираясь на норму и руководствуясь ею, субъекты права вступают в отношения, предначертанные и урегулированные нормой (в правовые отношения), приобретают права и обязанности, несут ответственность за нарушения.
Согласно
этой конструкции правоотношение понималось
как общественное отношение, урегулированное
правовой нормой. Участники общественных
отношений считались сторонами
правоотношения, его субъектами. Содержание
правового отношения определяло
права и обязанности сторон. Праву
одной стороны соответствует
обязанность другой стороны. Иногда
эти права и обязанности
Простая и четкая конструкция правоотношения хорошо охватывала разнообразные жизненные ситуации.
Но к правовым реалиям, выходящим за пределы элементарной двусторонней связи, конструкцию правоотношения применить было весьма сложно.
Далеко не все правоотношения сводятся к двусторонней связи с взаимно корреспондирующими правами – обязанностями. Взаимоотношения в области прав человека, в области так называемых абсолютных прав (например, право собственности), отношения граждан с органами власти и управления, процессуальные отношения и многие – многие другие не укладывались в русло привычного двустороннего правоотношения. Была предпринята попытка разделить правоотношения на регулятивные (привычная модель прав – обязанностей) и охранительные (все остальные). Но ничего кроме новых терминов эта попытка не принесла. Да и само деление правоотношений вряд ли корректно: каждое правоотношение несет в себе как регулятивные, так и охранительные элементы. Сплошь и рядом регулирование сводится именно к охране.
Практические
потребности потребовали
Многосторонние правоотношения отличаются от двусторонних числом участников. Это отличие количественное, оно не затрагивает замкнутого, ограниченного характера правоотношения и не требует новых теоретических подходов.
Реализация норм через правоотношения – один из признаков зарегулированности общественных отношений. Не регулирования, а именно зарегулированности, когда правовое регулирование дает не свободу поведения, а намечает конкретные, заранее предопределенные поступки. В перспективе главным правовым предметом может стать запрет, на что обращалось внимание в литературе (Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. – М., 1989, с. 81-103). Запрет охватывает определенную сферу поведения, большую или меньшую. Но он оставляет свободным любое поведение за пределами запрета. Вот почему запрет, несмотря на его кажущуюся недемократичность, на самом деле является правовым средством свободы поведения в гораздо большей степени, чем дозволение и предписание. А свобода поведения, когда субъект права свободен в своих поступках, когда он защищен недопустимостью вмешательства в его действиях, такая свобода поведения не вписывается в привычные рамки правоотношения. Соответственно внимание науки и поиск правовых моделей переключается от правоотношения к другим формам, в большей степени апробирующим свободу. В развитых демократических странах широко используется в тех или иных модификациях механизм невмешательства государственно-правового регулирования в поведение участников общественных отношений. С помощью правовых норм устанавливаются рамки возможного поведения, его пределы, причем широко используется форма запретов. С помощью правовых норм устанавливаются также процедуры разрешения разногласий. Нетрудно убедиться, что подобный механизм реализации норм противоположен правоотношениям с точно предопределенным поведением их участников. Разумеется, мы в перспективе непременно перейдем в более широкому использованию механизма свободы и запретов, но еще долгие годы будет преобладать типичный для нас механизм правоотношений. Было бы неверно отказаться от механизма правоотношений и разрушить его. Реализация норм через правоотношения и вне их – два самостоятельных равноценных пути применения права. Каждый из этих путей связан с определенными группами общественных отношений и с определенными правовыми средствами.
Практика
правого регулирования выявила
две крупные области, где реализация
норм идет не через правоотношения.
Во-первых, это область прав человека.
Правовое регулирование в этой сфере
по мере продвижения к правовому
государству будет развиваться
и усугубляться. Во-вторых, область
применения запретов, прежде всего
область уголовной и
Формы
реализации права: понятие
и виды
Реализация
права - это процесс воплощения правовых
предписаний в поведении
По этому признаку – критерию обычно выделяются четыре основных формы реализации права: осуществления (использование) норм права, исполнение норм права, соблюдение норм права, применение норм права.
Осуществление
(использование) представляют собой
такую форму их реализации, когда
участники правоотношений по своему
усмотрению реализуют принадлежащие
им права. Использование прав выражается
в активной реализации возможностей,
предоставляемых субъектам
Пример – осуществление гражданами России своих конституционных прав на образование, прав на объединение (Конституция РФ ст. 43), включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (Конституция РФ ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (Конституция РФ ст.31); право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (Конституция РФ ст. 35).
Речь идет также о реализации правомочий государственными и иными органами и организациями, которые являются участниками правовых отношений. Действуя в соответственных со своими уставами, положениями или иными актами, определяющими их правовой статус, они беспрепятственно осуществляют свои функции, а тем самым и присущие им правомочия.
Существует значительное различие в осуществлении прав гражданами и использованием правомочий государственными органами и должностными лицами.
Использование и не использование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. Никто не может принуждать их к использованию ими своих прав и никто не может нести никакой ответственности за неиспользование этих прав.
По-иному обстоит дело с осуществлением правомочий государственными органами и должностными лицами. Здесь осуществление является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Например, в соответствии с Конституции РФ и специальным законом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет не только правомочие, но и обязанность выступать в качестве высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществлять в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной практики.