Понятие, структура и механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 07:10, курсовая работа

Описание

Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие, методы, способы, и типы правового регулирования. Правовое воздействие. Правовые режимы 6
1. Понятие правового регулирования 6
1.1 Правовое регулирование и правовое воздействие 9
2. Характер правового регулирования 12
3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы 12
Глава II. Механизма правового регулирования 20
4. Понятие и элементы механизма правового регулирования 20
5. Стадии механизма правового регулирования 26
6. Эффективность механизма правового регулирования 29
Заключение 31
Список используемой литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Готовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО  «Иркутский государственный технический  университет»

Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров

Кафедра государственно – правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Теория государства и права»

На тему: «Понятие, структура и механизм правового  регулирования» 
 
 

                      Выполнила студентка

                      Гр. ЮРзу-09-1

                      Меньшова  И.С.

                      Проверил  преподаватель:

                      Мушинский М.А. 
                       
                       
                       
                       

Иркутск 2010 г.

      Содержание

Введение 3

Глава I. Понятие, методы, способы, и типы правового регулирования. Правовое воздействие. Правовые режимы 6

1. Понятие правового регулирования 6

1.1 Правовое регулирование  и правовое воздействие 9

2. Характер правового регулирования 12

3. Методы, способы,  типы правового регулирования. Правовые режимы 12

Глава II. Механизма правового регулирования 20

4. Понятие и элементы механизма правового регулирования 20

5. Стадии механизма правового регулирования 26

6. Эффективность механизма правового регулирования 29

Заключение 31

Список используемой литературы 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

      Человеческое  общество характеризуется той или  иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).

      В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие  на поведение людей. Регулирование  может быть как внешним по отношению  к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы — как осуществляется это целенаправленное воздействие.

      В системе социального регулирования  важнейшая роль принадлежит правовому  регулированию, под которым в  узком смысле понимается воздействие  норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

      Правовое  регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей  и общественные отношения с помощью  правовых (юридических) средств.

      Юрист должен понимать правовое регулирование  как разностороннее воздействие  на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические  формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

    Регулированием  можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле.

    Существо  правового регулирования заключается в определенном воздействии на общественные отношения. Те или иные правовые идеи законодатель претворяет в нормы, рассчитанные на возникновение новых или изменение существующих общественных отношений. Например, идея содействия предпринимательству может быть обеспечена нормой, которая отменяет разрешительный порядок регистрации юридических лиц и устанавливает уведомительный порядок. Тем самым создание новых предприятий, фирм существенно облегчается. Действует схема: идея – норма – отношения.

      Правовым  регулированием нельзя считать воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение  людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного  и правового просвещения и  обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

    Каждый  из этапов и юридических элементов  правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование «механизм правового регулирования».

    Таким образом, механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

    Цель  механизма правового регулирования - это обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории  и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей.

    Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования - регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Понятие, методы, способы, и типы правового регулирования. Правовое воздействие. Правовые режимы.

  1. Понятие правового регулирования.
 

      Человеческое  общество характеризуется той или  иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).

      В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие  на поведение людей. Регулирование  может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы — как осуществляется это целенаправленное воздействие.

      К средствам социального регулирования  относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма— хотя и основное, далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т. д.

      В системе социального регулирования  важнейшая роль принадлежит правовому  регулированию, под которым в  узком смысле понимается воздействие  норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств  на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

      Юрист должен понимать правовое регулирование  как разностороннее воздействие  на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

      Позитивное  право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового  принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы Должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.

      Изучение  правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить  будущих юристов к пониманию  регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, других правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.

      Исходя  из этих задач, можно сформулировать следующее определение. Правовое регулирование  — это целенаправленное воздействие  на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

      Из  определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в  целях упорядочения использования  земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

      Если  же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли. Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права — упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой является земля.

      Нельзя  считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

      Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права  взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим  правовым регулированием. Воздействие  на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

      Выделение правового регулирования как  целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических средств и способов имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Оно позволит будущим юристам детально ознакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности1. 

    1. Правовое регулирование и правовое воздействие.
 

    Если  правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических  средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

    Различия  между правовым регулированием и  правовым воздействием состоят в  следующем. Во-первых, предмет правового  регулирования несколько уже  предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.

Информация о работе Понятие, структура и механизм правового регулирования