Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 07:10, курсовая работа
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).
Введение 3
Глава I. Понятие, методы, способы, и типы правового регулирования. Правовое воздействие. Правовые режимы 6
1. Понятие правового регулирования 6
1.1 Правовое регулирование и правовое воздействие 9
2. Характер правового регулирования 12
3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы 12
Глава II. Механизма правового регулирования 20
4. Понятие и элементы механизма правового регулирования 20
5. Стадии механизма правового регулирования 26
6. Эффективность механизма правового регулирования 29
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Акты реализации права — это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.
В
качестве своеобразных элементов механизма
правового регулирования
Элементы
механизма правового
В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с не юридическими.
Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для инструменталистского направления в правоведении, где право рассматривается как инструмент решения индивидуальных и групповых социальных задач,
Анализируя
разнообразные юридические
Исследование
механизма правового
Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные10 элементы только и могут осуществляться. Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.
1.
На первой стадии
2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».
Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый «последний момент». Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.
Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.
Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.
Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.
3.
Третья стадия - установление конкретной
юридической связи с весьма
определенным разделением
4.
Четвертая стадия - реализация субъективных
прав и юридических
5.
Пятая стадия является
Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.
В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования.
1.
Совершенствование
2.
Совершенствование
Соединение
нормативного регулирования и
3.
Повышение уровня правовой
Интересы
человека - вот главный ориентир
для совершенствования элементов механизма
правового регулирования, повышения его
эффективности. Выступая своего рода юридической
технологией удовлетворения данных интересов,
механизм правового регулирования должен
быть социально ценным по своей природе,
должен создавать режим благоприятствования
осуществлению законных стремлений личности,
упрочению ее правового статуса12.
Заключение.
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).
В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы — как осуществляется это целенаправленное воздействие.
В
системе социального
Правовое
регулирование — это
Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.
Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле.
Правовым регулированием нельзя считать воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.
Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование «механизм правового регулирования».
Информация о работе Понятие, структура и механизм правового регулирования