Понятие внешней политики государства и органы власти, ее осуществляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:46, контрольная работа

Описание

Любое национальное государство представляет собой часть человеческого общества и не может развиваться вне связи с другими странами и народами. Следует отметить, что связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной страны, так и в международном масштабе. Из этого следует, что любое суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику, которая выступает как элемент политического процесса.
В связи с всеобщей интеграцией и расширением внешних связей между странами, имеющем место на данном этапе развития нашей цивилизации, вопрос внешней политики и её составляющих представляется автору этой работы исключительно интересным и познавательным.
Цель данной работы заключается в анализе понятия внешней политики государства и органов власти ее осуществляющих.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Сущность и субъекты внешней политики. Цели и функции ее осуществления ……………………………………………………………...
4
2. Органы власти, осуществляющие внешнюю политику государства …………………………………………………………………
8
Заключение ………………………………………………………………… 18
Список использованной литературы …………………………………….. 19

Работа состоит из  1 файл

Понятие внешней политики государства и органы власти, ее осуществляющие.docx

— 35.28 Кб (Скачать документ)
     
Содержание
Введение  …………………………………………………………………… 3
    1. Сущность и субъекты внешней  политики. Цели и функции ее  осуществления ……………………………………………………………...  
4
    2. Органы власти, осуществляющие внешнюю  политику государства …………………………………………………………………  
8
Заключение  ………………………………………………………………… 18
Список  использованной литературы …………………………………….. 19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Любое национальное государство представляет собой часть человеческого общества и не может развиваться вне связи с другими странами и народами. Следует отметить, что связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной страны, так и в международном масштабе. Из этого следует, что любое суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику, которая выступает как элемент политического процесса.

     В связи с всеобщей интеграцией  и расширением внешних связей между странами, имеющем место  на данном этапе развития нашей цивилизации, вопрос внешней политики и её составляющих представляется автору этой работы исключительно  интересным и познавательным.

     Цель  данной работы заключается в анализе понятия внешней политики государства и органов власти ее осуществляющих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность и субъекты внешней политики. Цели и функции ее осуществления 

     По  своему содержанию политика – явление  сложное, единое, неделимое. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ – в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

     Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих  или присвоивших право выступать  от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации. В связи  с этим необходимо рассмотреть такие  категории, как «национальный интерес» и «национальная безопасность».

     Поскольку государства являются основными  субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако между этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между понятиями «национальный» и «государственный» интерес. При определённых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.

     Внешнеполитическая  деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной поддержки со стороны общества и поэтому обречена на неудачу. Кроме того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными потерями.

     К сфере национальных интересов общество относит прежде всего повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчёркивает её неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Однако это не означает, что внешняя политика есть простое продолжение политики внутренней. У неё есть свои собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное воздействие на политики внутреннюю. Особенно это влияние заметно в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами.

     Итак, как отмечает Г.А. Круглова, основными  субъектами внешней политики являются:

     Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

     Неправительственные организации, так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

     Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной  арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

     С особенностями внешней политики как особой сферы деятельности государства  связаны её цели и функции.

     Главная цель внешней политики любого государства  – это обеспечение его безопасности, охранительная функция. Она связана  с охраной и защитой прав и  интересов данной страны, а также  её граждан за её пределами. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирных политических решений возникающих спорных вопросов и проблем.

     Эффективная реализация данной функции зависит  от способности государства в  лице его специальных органов  и институтов выявлять и определять потенциальные источники угрозы и опасности, не допускать нежелательного течения событий. Специальными институтами, предназначенными для этих целей, являются посольства, консульства, представительства, разведка и контрразведка.

     Важнейшей задачей внешней политики государства  является усиление его экономического и политического потенциала. От внешней  политики и положения государства  на международной арене зависит  и экономическое развитие страны, и его политическая стабильности. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому  в её задачи входит обеспечение для  государства более выгодного участия в разделении труда, поиск более дешёвых ресурсов (сырьевых и трудовых), обеспечение более выгодных условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и так далее. Итак, внешняя политика выполняет также экономическую функцию.

     Информационно-представительская  функция внешней политики находит своё выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намерениях других правительств, обеспечивают контакты своего государства с другими странами. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров.

     Регулирующая  функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе  политических связей. Особую роль в  реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней  политики: министерств иностранных  дел, посольств, консульств.

     В дополнение к вышеназванным функциям внешней политики учёный-политолог  БГЭУ А.Н. Егоров добавляет также  интеграционную функцию, которая является наиболее общей из всех вышеуказанных. Она выражается в том, что посредством  международных отношений обеспечивается существование международного сообщества как сложного, противоречивого единства; причём, такого единства, неотъемлемыми свойствами которого на современном этапе является политика и политические отношения, т. е. интеграционные взаимодействия, организующие международное сообщество во всемирную систему, носят не только экономический, научно-технический, коммуникационный, но и главным образом политический характер.

     Итак, главными целями внешней политики являются охранительная, экономическая, информационно-представительская, регулирующая, а также, выделяемая некоторыми политологами, интеграционная функция. 

     2. Органы власти, осуществляющие  внешнюю политику  государства 

     К центральным конституционным политическим органам и должностным лицам  внешних отношений относятся:

  1. высшие законодательные органы власти, обычно избираемые населением страны;
  2. глава государства — единоличный или коллегиальный;
  3. правительство, и в первую очередь глава правительства;
  4. министр иностранных дел и центральный аппарат министерства иностранных дел.

     В современных республиканских буржуазных государствах эти органы внешних  отношений являются высшими в области внешних отношений лишь формально. Практически вся власть, в осуществлении внешней политики осуществляется исполнительными органами государственной власти (президентом и правительством).

     Осуществление определенных функций в области  внешних отношений законодательными органами власти восходит еще к древним рабовладельческим государствам. Так, решение вопроса о войне и мире, ведение переговоров с иностранными государствами и окончательное суждение по вопросам этих переговоров, назначение дипломатических миссий и послов в иностранные государства и т. п. в Древнем Риме входило в функции римского Сената. В период средневековья в тех государствах, в которых существовала республиканская форма правления (что было исключением), основные вопросы внешних отношений входили в функции представительных законодательных органов власти. Известно, что в условиях средневековья государствами с республиканской формой правления были некоторые города, например в Италии — Генуя, Венеция и др. Эти итальянские города вели оживленную дипломатию, причем первый известный профессиональный дипломат и теоретик дипломатии феодального типа-—Макиавелли — был выходцем именно из такого города-республики.

     Однако  в период феодализма осуществление  высших функций в области внешних  отношений представительными государственными органами — явление нетипичное,

     поскольку типичной формой феодального государства  была монархия. При монархической  форме правления также имелось  некоторое подобие представительных органов, формируемых из представителей либо только дворянской знати, либо также  и из представителей нарождавшейся  буржуазии (центральной социальной силы так называемого третьего сословия). Но эти представительные органы носили сугубо консультативный характер и  ни к чему не обязывали монарха. Короли Испании, Франции и других феодальных государств обычно созывали эти органы в тех случаях, когда необходимо было устанавливать новые или  увеличивать старые налоги, необходимые  для ведения войн. Именно такую  роль при испанских королях играли испанские Кортесы; при французском'—Генеральные Штаты и т. д.

     С приходом буржуазии к власти в  большинстве европейских государств устанавливалась республиканская  форма правления, а с нею в  конституциях, как бы в противовес монархизму, особенно его крайнему проявлению — абсолютизму, представительные выборные органы государственной власти провозглашались высшими органами как в области внутренней политики, так и во внешних отношениях государств. На первых порах, особенно в условиях буржуазных революций, парламенты, будучи органами борьбы буржуазии против феодализма, действительно играли важную практическую роль во всей политической жизни, в том числе и во внешних отношениях с иностранными государствами. Однако впоследствии, когда буржуазия утвердилась у власти, когда весь исполнительный и судебный аппарат стал таким же выразителем интересов буржуазии, как раньше парламент, а в парламент по мере развития рабочего движения стали проходить представители рабочего класса, представительные законодательные органы были низведены до уровня второстепенных органов и основные функции внешних отношений утвердились за исполнительной властью Формально, однако, в конституционном порядке парламенты все же по-прежнему рассматриваются как высшие органы и при решении основных вопросов внешней политики и внешних отношений. В условиях империализма, и особенно в период общего кризиса капитализма, в результате так называемого делегированного законодательства, проведения различий между договорами и соглашениями, требующими ратификации, и так называемыми исполнительными или административными международными соглашениями роль парламентов в области внешних отношений все более падает. Об этом процессе снижения роли парламента довольно откровенно говорят многие буржуазные исследователи и публицисты. «...Мы живем, — отмечала западногерманская газета «Нюрнбергер нахрих-тен», — не в демократии старого стиля, а при своего рода режиме директории, где парламент лишь время от времени играет роль хора в античной трагедии, оттеняя ход действия то громким, то тихим рокотанием...».

Информация о работе Понятие внешней политики государства и органы власти, ее осуществляющие