Появление теории естественного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:40, контрольная работа

Описание

Естественное право (лат. jus naturale) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Предположению о существовании права, вытекающего из природы, способствовало и то наблюдение, что среди определений каждого права есть известные положения, как будто бы не зависящие от произвола людей и предустановленные самой природой. Это наблюдение заставляло в самом действующем праве открывать следы права естественного и различать в юридических установлениях неизменные и естественные определения от изменчивых и произвольных.

Содержание

1. Появление теории естественного права……………………………………….……2
1.2. Гуго Гроций………………………………………………………………………...3
1.3. Бенедикт Спиноза………………………………………………………………….4
1.4. Томас Гоббс…………………………………………………………………………5
1.5. Джон Локк………………………………………………………………………….6
1.6. Поль Гольбах………………………………………………………………………..7
1.7. Жан Жак Руссо……………………………………………………………………..7
1.8. А. Н. Радищев……………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………………...11
Список используемой литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная текст.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

Введение.

     Естественное право (лат. jus naturale) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий.       Предположению о существовании права, вытекающего из природы, способствовало и то наблюдение, что среди определений каждого права есть известные положения, как будто бы не зависящие от произвола людей и предустановленные самой природой. Это наблюдение заставляло в самом действующем праве открывать следы права естественного и различать в юридических установлениях неизменные и естественные определения от изменчивых и произвольных. Таким образом, издавна концепция естественного права имела двоякий состав: она покоилась на практическом требовании более совершенного права и на теоретическом наблюдении естественной необходимости известных правоположений. Эти два элемента могли поддерживать друг друга, но не могли быть сведены один к другому: в первом случае естественное право ставится над положительным, во втором оно является лишь известной частью положительного права. В историческом развитии естественно-правовой доктрины можно постоянно наблюдать эту двойственность его концепции. 

Естественно-правовой подход связывает рассмотрение юридических  проблем с основными человеческими  ценностями: свободой, правом на жизнь, независимым статусом человека и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Появление теории естественного права 

    Идеи  или высказывания относящиеся к  естественному праву можно проследить у многих теоретиков политико-правовой мысли, причём на всём протяжении человеческой истории начиная от античности.

    Но  всё же теория естественного права  в своём классическом виде, как  её понимают многие учёные, появилась  только в период с 17 по 18 век.

    Это время антифеодальных буржуазных революций  и  гуманистической мысли, где первостепенно ставится человек, его право и свобода, независимо от происхождения или социального положения.

    В связи с этим классическая теория естественного права носит радикальный  характер и направлена на слом отживших феодальных порядков, что соответствует  духу того времени.

    Её  представители:  в Голландии - это  Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Томас Гоббс и Джон Локк, во Франции - Жан Жак Руссо, Поль Гольбах, Вольтер, в России - Александр Радищев. Стоит  отметить из всех вышеназванных мыслителей особняком стоит Т. Гоббс, учение которого не носило антиабсолютистского характера и, наоборот, оправдывало монархический строй государства, но, несмотря, на это, оно так, же считается основой классической теории естественного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Гуго Гроций.

    Начальные идеи классической естественно правовой мысли, связаны с имеем голландского мыслителя Гуго Гроция. Его учение было самой первой и весьма робкой попыткой осуждения абсолютизма с позиций естественного права и пользовалось скорее основой для заложения науки международного права, но всё же основы   выводов которые сделали последующие мыслители были заложены им.

  Исходный  пункт учения Гуго Гроция — природа  человека, социальные качества людей.  Гуго Гроций различает право естественное и право волеустановленное.

  Источником  естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми.

  На  этой основе Гуго Гроций определяет предписания  естественного права (требования разума), к которым относит "как воздержание  от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

  Волеустановленное право (оно делится на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права.

  Согласно  Гуго Гроцию некогда существовало "естественное состояние", когда не было ни государства, ни частной собственности. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства.

  Поэтому Гуго Гроций считал правомерной любую  существующую форму правления и  отрицал право подданных сопротивляться даже и несправедливым предписаниям власти.

  Однако  в эту концепцию Гуго Гроций вносит ряд существенных коррективов. Во-первых, народ может изменить образ правления, если такое право оставлено за ним общественным договором либо если договор расторгнут правителями государства.

  Во-вторых, что более существенно для  доктрины, при особых обстоятельствах  право народа преобразовать государство  вытекает из существа общественного  договора.

  Поскольку при заключении общественного договора люди вряд ли возложили на себя "суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть необходимости вооруженного сопротивления насилию начальствующих лиц", подданные вправе считать общественный договор расторгнутым в случае "крайней необходимости", "большой и явной опасности", грозящей подданным со стороны правителей государства.

  К таким случаям относится тот, когда "царь, проникнутый чисто  враждебным духом, замышляет гибель всего народа".   

  1.3. Бенедикт Спиноза.

  Ещё один голландец Бенедикт Спиноза, является видным представителем школы естественного права. Рассуждения Бенедикта Спинозы лежат скорее в философской плоскости, нежели чем в конкретно юридической, но в отличии от Гуго Гроция он уже решительно осуждает абсолютизм.

  Под естественным правом Бенедикт Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. При этом, что важно для всего учения Спинозы, естественное право отождествлялось с "мощью" — способностью любой части природы к самосохранению: "Право каждого простирается так далеко, как далеко простирается определенная ему мощь". Человек такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т.е. состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.

  Бенедикт  Спиноза является сторонник идеи общественного договора, объясняя необходимость права и государства естественным законом - противоречием между страстями и разумом людей. 
 

   "Ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей", - писал Бенедикт Спиноза. Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы "сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно".

Спиноза осуждал абсолютную монархию. Он утверждал, что естественное право не утрачивает своей силы в гражданском состоянии. Государство, как и любая часть  природы, подчинено естественной закономерности, и его право тождественно его "мощи", силе, фактической способности повелевать подданными. Эта способность, а тем самым и право (власть) государства далеко не беспредельны. Власть государства имеет границы.

  К праву государства не может относиться то, к чему государство не в состоянии побудить подданных наградами или наказаниями. Это касается способности суждения. Поскольку власть не имеет фактической способности, "мощи" заставить людей думать или говорить то, что угодно государству, она не имеет на это и права.

  Демократическое государство наиболее естественно  и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет  каждому, ибо в нем каждый переносит  свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет. И на этом основании все пребывают равными, как прежде в естественном состоянии. 

   1.4. Томас Гоббс.

   Современником Гуго Гроция был и англичанин Т. Гоббс, выступавший сторонником абсолютной монархии.

  Т. Гоббс ставил человека заложником своих страстей: соперничества, недоверия, стремление к славе. Эти страсти делают людей врагами и они находятся в "состоянии войны всех против всех".

  Следует определить три дефиниции которыми оперирует Т. Гоббс, это естественное состояние ("состоянии войны всех против всех"), естественное право (свобода делать все для самосохранения) и естественный закон (запрет делать то, что пагубно для жизни). Естественное состояние, обусловленное естественным правом, пагубно для развития совокупности индивидов и поэтому есть необходимость заключить общественный договор, опирающийся на естественный закон. Сутью общественного договора и является государство, которое предназначено для использования сил и средств ради сохранения мира и общей защиты.   

Т. Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и др. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничтожаются; они вправе искать себе любого защитника, то есть законно отдать себя в чужое подданство.  

  1.5. Джон  Локк

  Концепция Дж. Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права. Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии (естественном состоянии). В естественном состоянии, рассуждал Дж. Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это — состояние мира и доброжелательности. Закон природы, отмечал Дж. Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Именно это и послужило причиной образования государства взамен естественного состояния.

  В духе юридического мировоззрения Дж. Локк рассуждал об основаниях распространения власти на тех, кто не участвовал в заключении первоначального соглашения (дети и иностранцы), о праве народа пересмотреть первоначальное соглашение в случае тиранического правления, нарушения естественных прав или их гарантий. Поскольку, по Дж. Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.  

  Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий.

  Пределы власти государства при всех формах правления — естественные права  подданных. Очень важно что, Локк считал правомерным и необходимым  восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права  и свободу этого народа.

  1.6. Поль Гольбах.

  Большой вклад в естественно правовую мысль внесли французские мыслители просвещения. Так Вольтер, чьи идеи не имели цельной политико-правовой концепции, указывал в своих сочинениях на такие естественные права как, право на личную неприкосновенность, право на частную собственность, свободу печати, свободу совести и др. Признавая естественное равенство ("мы все в равной степени люди"), он, однако, решительно отвергал социальное и политическое.

     Поль Гольбах выступал против божественного права монархической власти, он писал что «нация была доведена до ничтожества; собственное неразумение сделало ее неспособной ограждать свою безопасность, сопротивляться причиняемому ей злу и вознаграждать за оказываемые ей услуги; сами граждане забыли ее, и игнорировали, и не признавали»

     Выступая против широко распространенной в Средние века идеи божественного происхождения власти королей, "являющихся представителями и подобием Бога на земле", Гольбах пишет, что в практическом плане эта идея служит оправданием всемогущества, бесконтрольности властей, произвола монархов и их ближайшего окружения во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере правотворчества и правоприменения.

     Поль Гольбах отмечает, что "воля монарха заняла место разума". Прихоть монарха стала законом. Подвергая резкой критике идеи божественного происхождения власти и права, приводящие к губительным социальным последствиям, Гольбах, апеллировали вместо божественной воли к воле народов, наций, отдельного человека. 
 

Информация о работе Появление теории естественного права