Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:40, контрольная работа
Естественное право (лат. jus naturale) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Предположению о существовании права, вытекающего из природы, способствовало и то наблюдение, что среди определений каждого права есть известные положения, как будто бы не зависящие от произвола людей и предустановленные самой природой. Это наблюдение заставляло в самом действующем праве открывать следы права естественного и различать в юридических установлениях неизменные и естественные определения от изменчивых и произвольных.
1. Появление теории естественного права……………………………………….……2
1.2. Гуго Гроций………………………………………………………………………...3
1.3. Бенедикт Спиноза………………………………………………………………….4
1.4. Томас Гоббс…………………………………………………………………………5
1.5. Джон Локк………………………………………………………………………….6
1.6. Поль Гольбах………………………………………………………………………..7
1.7. Жан Жак Руссо……………………………………………………………………..7
1.8. А. Н. Радищев……………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………………...11
Список используемой литературы………………………
1.7. Руссо.
В своем социально-политическом учении Руссо исходил, как и многие другие философы XVIII в., из представлений о естественном (догосударственном) состоянии, но он разрабатывал совершенно иную доктрину в отличие от Гоббса и Локка, он не считал, что естественное состояние существовало на самом деле, скорее он признавал его условностью, способствующей лучшему понимаю человека.
Согласно взглядам Руссо существует два естественных состояния первое, гипотетическое в котором индивиды находятся изначально до возникновения государства и второе, это деспотия, где перед лицом тиранов все равны.
В естественном состоянии (как в первом, так и во втором) права не существует.
Применительно к изначальному состоянию им была отвергнута идея естественных прав человека. На самых ранних этапах истории у людей, по мнению философа, вообще не было представлений о праве и морали. В своем описании "самой счастливой эпохи", предшествующей возникновению собственности, Руссо использует термин "естественное право", но употребляет его в специфическом смысле — для обозначения свободы морального выбора, которым люди наделены от природы, и возникающего на этой почве чувства естественной (общей) для всего человеческого рода справедливости. Понятия естественного права и естественного закона утрачивают у него юридическое значение и становятся исключительно моральными категориями.
Если же деспота свергают, рассуждал философ,
то он не может пожаловаться на насилие.
В естественном состоянии все держится
на силе, на законе сильнейшего. Восстание
против тирании, является поэтому настолько
же правомерным актом, как и те распоряжения,
посредством которых деспот управлял
своими подданными. "Насилие его поддерживало,
насилие и свергает: все идет своим естественным
путем". Пока народ вынужден повиноваться
и повинуется, он поступает хорошо, писал
мыслитель. Но если народ, получив возможность
сбросить с себя ярмо, низвергает тиранию,
он поступает еще лучше.
Переход к заключению подлинного общественного договора характеризуется передачей суммы индивидуальных прав на защиту своего имущества и личности под защиту сообщества взамен этого индивиды получают гражданские права и свободы.
В
результате общественного договора
образуется ассоциация равных и свободных
индивидов, или республика. Руссо отвергает
учения, определявшие договор как соглашение
между подданными и правителями. С его
точки зрения договор является соглашением
равных между собой субъектов. Свобода
и равенство участников договора обеспечивают
объединение народа в неразрывное Целое
(коллективную личность), интересы которого
не могут противоречить интересам частных
лиц. При народном суверенитете соответственно
отпадает необходимость в том, чтобы верховная
власть была ограничена естественными
правами индивида. Ее границами служит
общее соглашение граждан.
1.8. А. Н. Радищев.
В
России естественно-правовая школа
получила отражение во взглядах А. Н.
Радищева. Он доказывал несостоятельность
крепостничества с позиций
Основой справедливого общества будет частная собственность, которую Радищев считал естественным правом человека, обеспеченным первоначальным общественным договором: "Собственность — один из предметов, который человек имел в виду, вступая в общество". Кроме права на частную собственность, как естественного, Радищев так же определял права личности (право на вольность, на безопасность), равенство граждан перед законом и судом, свободу мысли, слова, право собственности и др.
Конечно, рассмотренными выше мыслителями вовсе не ограничивается весь список представителей естественно-правовой школы, но они являются самыми яркими её выразителями. Само понятие естественное право было ключевым в правовых учениях 17 - 18 веков, поэтому при детальном рассмотрении оно может присутствует у многих видных мыслителей того времени. Но даже если ограничится только самыми основными представителями, видно, что естественно-правовые концепции сугубо индивидуальны и имеют уникальные особенности. Однако же чётко прослеживаются общие для всех положения которые стоит выделить отдельно условно наметив каркасом классической естественно правовой теории.
Естественное
состояние (догражданское состояние,
догосударственное состояние) –
то состояние при котором
«Общественный договор» - это соглашение между индивидами заключённое ради общественной безопасности и гарантии прав и свобод; это условное понятие, которое подразумевает появление государства, как гаранта естественных прав, и частной собственности (охраны частной собственности).
Естественные права вытекают из сущности человека и не являются производной от божественного источника, порождаются разумом и природой человека (как биологической, так и социальной).
Стоит
отметить как конкретные естественные
права так и основные принципы.
Можно выделить, естественные права:
право на жизнь, свобода совести
(вероисповедания), свобода слова; основные
принципы: право на сопротивление угнетению,
естественное равенство людей, ненарушение
заключённого общественного договора,
справедливое правосудие, гарантии права
на защиту, свобода делать то, что не запрещено
законом.
Заключение.
Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.).
Эти права принадлежат
человеку от рождения и должны беспрепятственно
осуществляться, источник прав человека
находится не в законодательстве, а в самой
природе человека.
Оглавление.
1. Появление теории естественного права……………………………………….……2
1.2. Гуго Гроций………………………………………………………………
1.3. Бенедикт Спиноза……………………………………………………………
1.4. Томас Гоббс…………………………………………………………………
1.5. Джон
Локк……………………………………………………………………
1.6. Поль
Гольбах……………………………………………………………
1.7. Жан
Жак Руссо…………………………………………………………………
1.8. А. Н.
Радищев……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………………