Практика становления правового государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:39, реферат

Описание

В работе я ставила цель осветить существующую теорию гражданского общества и ее актуальность на сегодняшний день. При этом я преследовала задачи, во-первых, глубже ознакомиться с некоторыми аспектами данной темы, и, во-вторых, попыталась в данной работе проследить развитие мировоззрений о гражданском обществе начиная с античных времен и до настоящего времени, сравнить взгляды ученых прошлого с взглядами ученых современности на данную проблему. В-третьих, проанализировать состояние гражданского общества в нашей стране.

Содержание

Введение.
Глава I. Развитие взглядов ученых о гражданском обществе.
Глава II Признаки гражданского общества.
Глава III Структура гражданского общества.
Глава IV Правовое государство и его признаки.
Глава V Практика становления правового государства в России.
Заключение .
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Правовое гос-во и гражданское общество.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

IV. Правовое государство и его признаки.

 

Правовое  государство - это такая форма  организации и деятельности государственной  власти, при которой государство  и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

В юридической  литературе в качестве основных признаков  правового государства обычно выделяются следующие:

верховенство  права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;

принцип разделения властей, т.е. самостоятельное  и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной  власти;

приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;

взаимная  ответственность государства и  личности.

Рассмотрим  вышеперечисленные черты правового  государства подробнее.

1. Верховенство  права. В правовом государстве  высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

2. Разделение  власти. Разделение власти на  законодательную, исполнительную  и судебную необходимо для  того, чтобы исключить произвол  власти, создать механизм сдержек  и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с "горизонтальным" разделением власти реализуется принцип и "вертикального" разделения: между федерацией и ее субъектами.

В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным  добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

3. Гарантированность  прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

4. Взаимная  ответственность государства и  личности. Провозглашая определенные  права и обязанности гражданина, само государство имеет не  только права, но и обязанности  перед гражданином. Оно не свободно  от ограничений в своих решениях  и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

   Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др. 
 

V. Практика становления  правового государства в России.

        "Сейчас завершается  важный этап преобразования России  в демократическое государство.   На основе Конституции формируется  демократическая система власти" - Б.Н.Ельцин. Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового государства",  были  отменены  репрессивные,  иные  реакционные институты   и   положения,   стали   развиваться   демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,  исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,    равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

        В качестве одной из важнейших задач,     связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование   законодательства,   формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты. создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина,   закон о гражданстве,   закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

        В течении долгих десятилетий в  нашей  стране действовала  однопартийная система, которая  исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных  партий. Официальной. государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое   правовое   государство   предполагает   развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,   политического многообразия (плюрализма),    многопартийности.    Поэтому одним из    путей формирования  правового государства,  одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества,  выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

               Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества,  является уровень политической и правовой культуры  в обществе.   Необходимо   избавляться от того правового нигилизма. который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и  соблюдение  конституции,     закона  всеми  членами,  всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

               Сейчас на территории распавшегося СССР   происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых  государствах"  государственных  и  правовых систем,  соответствующих  требованиям современного гражданского общества.  Это развитие все более осложняется из-за  того,  что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший   те   негативные   последствия,   которые   породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

        Суровая закономерность,   а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. Более того. возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека. На данный  момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую. Впрочем,   насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная система права.  Поэтому скажем так:  На данный момент не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему ценностей западной цивилизации 
 

Заключение. 

    Итак, правовое государство—многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

    Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных фермах собственности  как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

    Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан—носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей,  обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.  Правовое государство — это одновременно и социальное государство.

    Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма  и справедливости, равенства и  свободы личности, её чести и достоинства. Режим правовой государственности  реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства. терпимости к различным религиозным воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни с значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических, отношениях.

    Правовое  государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если о поведение угрожает свободе других людей.

    Политическая  природа государства, наиболее четко  проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется  вся гамма потребностей и интересов  различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организации, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.

    Не  абсолютируя роли права, следует  реальнее относиться к самой идее правового государства, так как «в действительности политическая власть всегда стремиться вырваться из правовых рамок и «правовое государство» – это, скорее, идеальный тип…»10

      Что касается российского гражданского общества, то оно находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления.

Информация о работе Практика становления правового государства в России