Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:19, курсовая работа
Актуальность темы. Последнее десятилетие ушедшего столетия для стран бывшего Союза Советских Социалистических Республик характеризовалось тем, что привычная система объяснения моделей, критериев, методов, основанных на марксизме, была разрушена. Однако новая система, которая отвечала бы изменившимся условиям, пока до конца не создана, не выработана. Отсюда все трудности и все проблемы новых независимых стран. В
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ПОНЯТИЯ КАТЕГОРИЙ «ГОСУДАРСТВО», «ПРАВО» И «ЭКОНОМИКА»...………………………………………………………………......5
ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ………………………………………………...………….….................7
Соотношение государства, права и экономики в современном обществе……………………………………..……………………………….7
Воздействие права на экономику …………………………………………..8
Воздействие государства на экономику ……………………………....…10
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ ……………………………………………………..……….…..….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………20
Следует отметить, что экономическая
свобода не является точным и объективным
показателем роста
Так же многие юристы безоговорочно и часто догматически ставили государство и право в прямую зависимость от системы производственных отношений, от преходящих и несущественных изменений в этой системе. В результате государство с помощью законов и, особенно, подзаконных и, как теперь установлено, далеко не всегда законных нормативных правовых актов активно строило и охраняло экономические отношения, не соответствующие конкретным и перспективным интересам государства и общества.
Из всего вышеизложенного можно сделать, что экономика оказывает определяющее влияние на право и государство. Только, в конечном счете, это делается, как правило, не линейно. Кроме того, государство и право могут активно воздействовать на экономику как в направлении ее прогресса, так и, наоборот - в частности, на направление ее деформаций.
РАЗДЕЛ 2.2.ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРАВА НА ЭКОНОМИКУ
Необходимо подчеркнуть, что общественные отношения, базирующиеся на нормах права, являются наиболее адекватной формой экономических отношений. Эти отношения могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (директивно-государственная, приказная) не являются оптимальными. Они искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право - это естественная форма экономических отношений.
Экономические отношения, как
и любые иные социальные взаимосвязи,
могут стабильно
В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика». Так, например, в директиве Президента Республики Беларусь говориться: «проводить открытую конкурентную и антимонопольную политику, направленную на предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, достижение эффективного функционирования товарных рынков» [9, ст. 1.3].
Единой юридической основой
всех отношений экономического цикла
является право собственности. При
этом в сфере экономики главным
объектом собственности выступает
труд человека. В этой связи вещи,
деньги, ценные бумаги и другие объекты
экономического оборота имеют ценность
не сами по себе, а как носители или
знаки, символы определенной стоимости
воплощенного в них труда. Вещи как
объекты права собственности
вторичны, они - носители овеществленного
труда, придающего им стоимость. И самое
главное: обмен трудовой деятельностью,
результатами труда (вещами, деньгами
и т.д.) осуществляется на основе частного
права между равноправными
Экономика как производство
товаров и услуг имеет
Таким образом, следует вывод, что для стабильной и функционирующей экономики необходимо правовое регулирование. Так и в случае с белорусским государством мы видим, что это прописано в Конституции Беларуси, издаётся ряд законов, директив Президента и т.д. для перехода к стабильности экономики, что является одной из важнейших целей белорусского государства. Хотя не только Республика Беларусь проводит правовое регулирование. Например, Соединённые Штаты Америки проводят эту политику очень интенсивно и жестко, как и ряд других европейских стран.
РАЗДЕЛ 2.3.ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИКУ
Право как социальный институт
возникает вместе с государством,
ибо во многом они призваны обеспечивать
эффективность действия друг друга.
Как невозможно существование государства
без права (последнее организует
политическую власть, выступает зачастую
средством осуществления
Государства не могут воплощаться
в любые формы, которые явно противоречат
их содержанию и не соответствуют
их экономической основе. Нельзя представить
себе рабовладельческое государство
в форме ограниченной монархии или
демократической республики с общенациональными
представительными
Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Кроме того, она зависит и от других факторов, определяющим из которых является уровень экономического развития общества.
Если право воздействует на экономику как бы изнутри, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования. Это проявляется в следующем.
Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.
Во-вторых, оно обеспечивает
единство общества и его относительную
стабильность в условиях, когда общество
распадается на классы и социальные
слои с различными, подчас противоположными
интересами. Внутреннее единство и
стабильность общества - также необходимая
предпосылка нормального
В-третьих, государство выступает
и субъектом экономических
С усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствования негативным тенденциям, возникающим в экономике. В странах Запада государственное регулирование в сфере экономики признается полезным и необходимым.
Чтобы осознать необходимость
государственного регулирования экономики,
человечеству потребовалось пройти
через ряд жестких
Речь идет не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права. Направления такого воздействия многообразны: борьба с монополизмом; контроль над качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей; соблюдение экологических требований в процессе производства и т.д.
Когда воздействие государства
на экономику чрезмерно, оно становится
негативным, ибо мешает ее свободному
функционированию и развитию. Крайним
проявлением такого воздействия
является огосударствление экономики,
при котором государство
Во-первых, государство "отключает"
действие автоматических механизмов согласования
спроса и предложения товаров
и услуг, т.е. интересов потребителя
и производителя. В условиях рыночной
системы предприниматель
Во-вторых, огосударствление
экономики порождает отсутствие
экономической ответственности
предприятий, заводов, фабрик. Экономические
результаты для них не имеют особого
значения, ибо у рентабельных предприятий
государство забирает прибыль, а
убыточным предоставляет
Государство - организация,
выполняющая полезные функции, без
осуществления которых общество
не может обойтись. Затраты на них
- это нормальная стоимость государственных
услуг. Но государство, используя свою
силу, может возложить на общество
и чрезмерную дань, и тогда затраты
ложатся тяжким бременем на экономику,
сдерживают ее развитие. Наиболее типичными
чрезмерными затратами
В-третьих, чрезмерное воздействие
государства на экономику выражается
в излишней административной заурегулированности
экономических отношений. Это ущемляет
экономическую свободу, приводит к
коррупции государственного аппарата,
к возникновению теневой
Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных "достижений" становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии и др.
Одной из центральных и
наиболее постоянных дискуссионных
проблем экономической теории и
экономической политики продолжает
оставаться вопрос о роли государства
в стимулировании экономических
отношений. Доминирующие взгляды по
этой имеющей большое практическое
значение для развития любого общества
проблеме неоднократно менялись. Соответственно
подвергалась радикальным изменениям
и стратегия развивающихся
Далеко не всем государствам
удалось успешно решить поставленные
задачи. Для развивающихся стран
наиболее характерными ошибками были:
ошибка инерции и ошибка преждевременного
перехода к следующей стадии. Россия,
по мнению специалистов, также допускает
ошибки. Не до конца решив задачи
первой и второй стадий, она уже
стремится проводить
Кластерная политика в
отдельно взятой стране зависит от
специфики экономической
Информация о работе Права, государства и экономики в современном обществе