Права, государства и экономики в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Последнее десятилетие ушедшего столетия для стран бывшего Союза Советских Социалистических Республик характеризовалось тем, что привычная система объяснения моделей, критериев, методов, основанных на марксизме, была разрушена. Однако новая система, которая отвечала бы изменившимся условиям, пока до конца не создана, не выработана. Отсюда все трудности и все проблемы новых независимых стран. В

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ПОНЯТИЯ КАТЕГОРИЙ «ГОСУДАРСТВО», «ПРАВО» И «ЭКОНОМИКА»...………………………………………………………………......5
ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ………………………………………………...………….….................7
Соотношение государства, права и экономики в современном обществе……………………………………..……………………………….7
Воздействие права на экономику …………………………………………..8
Воздействие государства на экономику ……………………………....…10
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ ……………………………………………………..……….…..….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 56.62 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что экономическая  свобода не является точным и объективным  показателем роста благосостояния. В этом, да и других подобных рейтингах  всегда присутствует и политическая составляющая [7, с.401].

Так же многие юристы безоговорочно и часто догматически ставили государство и право в прямую зависимость от системы производственных отношений, от преходящих и несущественных изменений в этой системе. В результате государство с помощью законов и, особенно, подзаконных и, как теперь установлено, далеко не всегда законных нормативных правовых актов активно строило и охраняло экономические отношения, не соответствующие конкретным и перспективным интересам государства и общества.

Из всего вышеизложенного можно сделать, что экономика оказывает определяющее влияние на право и государство. Только, в конечном счете, это делается, как правило, не линейно. Кроме того, государство и право могут активно воздействовать на экономику как в направлении ее прогресса, так и, наоборот - в частности, на направление ее деформаций.

 

 

РАЗДЕЛ 2.2.ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРАВА НА ЭКОНОМИКУ

 

Необходимо подчеркнуть, что общественные отношения, базирующиеся на нормах права, являются наиболее адекватной формой экономических отношений. Эти отношения могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (директивно-государственная, приказная) не являются оптимальными. Они искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право - это естественная форма экономических отношений.

Экономические отношения, как  и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной  форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая  в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе. Также права влияет  на экономику через одну из  форм правового воздействия  - правовое регулирование. Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д.  Этот факт просматривается и в Конституции Беларуси: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» [2, ст. 13].

В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет  «антимонопольное законодательство»  и «дефляционная политика». Так, например, в директиве Президента Республики Беларусь говориться: «проводить открытую конкурентную и антимонопольную политику, направленную на предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, достижение эффективного функционирования товарных рынков» [9, ст. 1.3].

Единой юридической основой  всех отношений экономического цикла  является право собственности. При  этом в сфере экономики главным  объектом собственности выступает  труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты  экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или  знаки, символы определенной стоимости  воплощенного в них труда. Вещи как  объекты права собственности  вторичны, они - носители овеществленного  труда, придающего им стоимость. И самое  главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в  данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства  защищаются нарушенные права одной  из сторон, и негативным, если при  этом ограничивается свобода собственника, т.е. его права.

 

Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное  содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой - уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода - необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена [7, c. 423] .

Таким образом, следует  вывод, что для стабильной и функционирующей  экономики необходимо правовое регулирование. Так и в случае с белорусским  государством мы видим, что это прописано  в Конституции Беларуси, издаётся ряд законов, директив Президента и  т.д. для перехода к стабильности экономики, что является одной из важнейших целей белорусского государства. Хотя не только Республика Беларусь проводит правовое регулирование. Например, Соединённые  Штаты Америки проводят эту политику очень интенсивно и жестко, как  и ряд других европейских стран.

 

 

РАЗДЕЛ 2.3.ВОЗДЕЙСТВИЕ  ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИКУ

 

Право как социальный институт возникает вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства  без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и  права без государства (которое  устанавливает, применяет и гарантирует  юридические нормы). Именно органы государства  становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в  случае их нарушения соответствующие  юридические санкции.

Государства не могут воплощаться  в любые формы, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют  их экономической основе. Нельзя представить  себе рабовладельческое государство  в форме ограниченной монархии или  демократической республики с общенациональными  представительными учреждениями.

Конкретная форма государства  предопределяется историческим типом  государства. Кроме того, она зависит  и от других факторов, определяющим из которых является уровень экономического развития общества.

Если право воздействует на экономику как бы изнутри, то государство  обеспечивает внешние условия ее функционирования. Это проявляется  в следующем.

Во-первых, государство выполняет  функцию защиты страны от нападения  извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную  стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и  стабильность общества - также необходимая  предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих, государство выступает  и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические  функции, обеспечивающие целостность  экономической системы страны. Государство  берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др. На примере России можно  наблюдать, что происходит, когда  государство перестает выполнять  эти функции.

С усложнением в ходе исторического  развития экономических связей государство  все более активно вмешивается  в хозяйственную жизнь с целью  воспрепятствования негативным тенденциям, возникающим в экономике. В странах  Запада государственное регулирование  в сфере экономики признается полезным и необходимым.

Чтобы осознать необходимость  государственного регулирования экономики, человечеству потребовалось пройти через ряд жестких экономических  кризисов. Наиболее крупным из них  является, в частности, глобальный кризис экономики США 1933 г., принесший потери, исчисляющиеся сотнями миллионов  долларов. Кризисы 20 - 30-х гг. XX века в полной мере обозначили необходимость социального контроля общества над экономикой, пролили свет на несостоятельность принципа невмешательства государства в экономику и нацелили на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного регулирования экономики[7, c. 443].

Речь идет не просто о  государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права. Направления такого воздействия многообразны: борьба с  монополизмом; контроль над качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей; соблюдение экологических требований в процессе производства и т.д.

Когда воздействие государства  на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним  проявлением такого воздействия  является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя, как было в СССР. Порочность подобной системы состоит  в следующем[7, c. 443].

Во-первых, государство "отключает" действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров  и услуг, т.е. интересов потребителя  и производителя. В условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю. В противном  случае он разорится. Другими словами, потребитель диктует, что и сколько  необходимо произвести. Государство-собственник  забирает эту функцию себе, осуществляя  планирование производства. Мнение государственных  чиновников о том, что нужно обществу, потребителю, становится определяющим для производителя. Коллективный разум  чиновников госаппарата, не соответствующий  коллективному желанию потребителей, порождает диспропорции в общественном хозяйстве, т.е. производство никому не нужной продукции и дефицит того, что необходимо.

Во-вторых, огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности  предприятий, заводов, фабрик. Экономические  результаты для них не имеют особого  значения, ибо у рентабельных предприятий  государство забирает прибыль, а  убыточным предоставляет необходимое  финансирование. Ни одно предприятие  не может обанкротиться. Обанкротиться  может только государство в целом. Однако если страна богата природными ресурсами, дойти до этой черты не так просто.

Государство - организация, выполняющая полезные функции, без  осуществления которых общество не может обойтись. Затраты на них - это нормальная стоимость государственных  услуг. Но государство, используя свою силу, может возложить на общество и чрезмерную дань, и тогда затраты  ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ее развитие. Наиболее типичными  чрезмерными затратами выступают  милитаризация экономики, содержание огромной армии, большого аппарата чиновников и т.д.

В-третьих, чрезмерное воздействие  государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности  экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к  коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.

Господствующее положение  государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень  быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения  отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных "достижений" становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии и др.

Одной из центральных и  наиболее постоянных дискуссионных  проблем экономической теории и  экономической политики продолжает оставаться вопрос о роли государства  в стимулировании экономических  отношений. Доминирующие взгляды по этой имеющей большое практическое значение для развития любого общества проблеме неоднократно менялись. Соответственно подвергалась радикальным изменениям и стратегия развивающихся стран.

Далеко не всем государствам удалось успешно решить поставленные задачи. Для развивающихся стран  наиболее характерными ошибками были: ошибка инерции и ошибка преждевременного перехода к следующей стадии. Россия, по мнению специалистов, также допускает  ошибки. Не до конца решив задачи первой и второй стадий, она уже  стремится проводить экономическую  политику, характерную для третьей  и четвертой стадий.

Кластерная политика в  отдельно взятой стране зависит от специфики экономической политики, проводимой государством. Кластерная политика — система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций.

Информация о работе Права, государства и экономики в современном обществе