Права, государства и экономики в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Последнее десятилетие ушедшего столетия для стран бывшего Союза Советских Социалистических Республик характеризовалось тем, что привычная система объяснения моделей, критериев, методов, основанных на марксизме, была разрушена. Однако новая система, которая отвечала бы изменившимся условиям, пока до конца не создана, не выработана. Отсюда все трудности и все проблемы новых независимых стран. В

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ПОНЯТИЯ КАТЕГОРИЙ «ГОСУДАРСТВО», «ПРАВО» И «ЭКОНОМИКА»...………………………………………………………………......5
ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ………………………………………………...………….….................7
Соотношение государства, права и экономики в современном обществе……………………………………..……………………………….7
Воздействие права на экономику …………………………………………..8
Воздействие государства на экономику ……………………………....…10
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ ……………………………………………………..……….…..….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 56.62 Кб (Скачать документ)

Либеральная кластерная политика характерна для стран, проводящих либеральную  экономическую политику, отдавая  предпочтение рынку (США, Великобритания, Австралия, Канада). Дирижистская кластерная политика характерна для стран, в  которых органы государственной  власти играют активную роль в регулировании  экономических процессов (Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия, Словения). Кластеры могут развиваться  и по инициативе региональных властей[7, c.449].

Принципиальными отличиями  между либеральной и дирижистской кластерной политикой являются следующими:

  • В определении приоритетов дирижисты на государственном уровне выбирают отраслевые и региональные приоритеты и те кластеры, которые намерены развивать. Либеральные ограничиваются развитием тех кластеров, которые сформированы рынком.
  • Дирижисты целенаправленно создают инфраструктуру для приоритетных кластеров, а либеральные крайне редко участвуют в этом процессе.
  • Дирижисты самостоятельно выбирают регион для создания кластера, а также определяют объем его финансирования. Либералы создают систему стимулов для заинтересованности региональных властей, на которых возлагается вся ответственность за эффективность создаваемого кластера.

В Республике Беларусь, например, Д. Голухов, принимавший участие в семинаре по холдингам в Совете Республики, подчеркнул: «Формирование кластеров предполагает, прежде всего, самостоятельную деятельность, проявление заинтересованности, инициативы и активности со стороны потенциальных участников кластера. Кластер следует рассматривать не как форму административно-принудительного объединения организаций, расположенных на определенной территории, а как определенное социально-экономическое явление, связанное с экономической заинтересованностью близко расположенных организаций   взаимовыгодно сотрудничать и добровольно координировать свою деятельность. Наряду с этим было отмечено, что формирование кластеров – это не только естественный, эволюционный процесс, но и процесс управляемый. И в этом процессе государству отводится не последняя роль» [4, c. 13].

Из всего вышеизложенного можно сделать, что государства воздействует на экономику для стабилизации, нормальному функционированию. Хотя не в каждом случае государство своим регулирование делает благо экономику. Иногда это приводит к регрессу из-за оплошности должностные лиц выполняющих данную функцию государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ

 

 

Последнее десятилетие ушедшего столетия для стран бывшего СССР характеризовалось тем, что привычная  система объяснения моделей, критериев, методов, основанных на марксизме, была разрушена. Однако новая система, которая  отвечала бы изменившимся условиям, пока до конца не создана, не выработана. Отсюда все трудности и все  проблемы новых независимых стран. В подобной ситуации в начальный  период своей независимости оказалась  и Беларусь.

Главное, что было положено в основу формирования и реализации модели, это осторожный, прагматический, эволюционный подход к реформированию экономики.

"Роль и основная  функция государства в Республике  Беларусь заключаются сегодня  в том, чтобы создать необходимые  условия для развития экономики  и социальной сферы, надежно  и стабильно обеспечить безопасность  граждан, социальную справедливость  и общественный порядок, эффективно  подавить и искоренить организованную  преступность, не дать развернуться  коррупции и протекционизму: Белорусское  государство заинтересовано в  развитии частного бизнеса, в  повышении доверия к нему: бизнеса  честного, приносящего пользу и  предпринимателю, и народу, и государству" [10, c.56] .

Важная составляющая белорусской  модели — это сильная и эффективная  социальная политика государства. Это  не только помощь остро нуждающимся, но и постоянные инвестиции в здоровье граждан, в их профессиональное, культурное, личностное развитие, в их будущее  и будущее страны в целом.

Для нашей модели развития характерен высокий уровень социальной защищенности, который создается  каждодневным трудом, усилиями всех работающих, гуманным отношением к человеку как  главной ценности в нашей стране.

Социально-экономическая  составляющая белорусской модели развития достаточно полно раскрыта в Программе  социально-экономического развития нашей  страны на текущее пятилетие".

"Важнейшая составляющая  часть нашей государственной  идеологии — теория белорусской  модели социально-экономического  развития. Она предполагает формирование  социально ориентированной, многоукладной  рыночной экономики с равноправным  функционированием государственной  и частной собственности. И  обязательным, я бы здесь подчеркнул, наличием и превалированием из  этих идей рынка идеи конкуренции [11, c.57].

Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2011-2015 гг. является рост благосостояния и  улучшение условий жизнедеятельности  населения на основе модернизации экономических  отношений, инновационного развития и  повышения конкурентоспособности  национальной экономики. Стратегия  достижения этой цели, важнейшие приоритеты, основы государственной экономической  политики определены четвертым Всебелорусским народным собранием и решениями Главы государства. Масштабность поставленной задачи требует радикального обновления всех сфер экономики и выхода на качественно новый уровень развития, что фактически означает переход от догоняющего развития к органичной модернизации экономики [8, c.4].

В Республике Беларусь имеются  объективные предпосылки для  обеспечения экономического роста, который позволит достигнуть среднеевропейского уровня и качества жизни населения. В стране создана устойчивая и  развивающаяся экономика. За две  последние пятилетки подготовлена база для инновационного прорыва. С учетом такого вектора развития завершена доработка основных программ новой пятилетки социально-экономического развития, экспорта, инновационного развития, деятельности Правительства [8, c.4].

Уже в прогнозе социально-экономического развития страны на 2011 г. заложен ряд  принципиально новых подходов к  регулированию экономики. После  многолетней подготовки совершен переход  к прогнозированию и учету по видам экономической деятельности. Это создает более объективную, гармонизированную с мировой статистикой информационную базу для выработки и принятия взвешенных управленческих решений, расширяет горизонты ответственности органов управления всех уровней. В 2011 г. предложены принципиально новые методы управления и регулирования развития региональной экономики. В экономическую и статистическую практику введен параметр валового регионального продукта области (ВРП). Через показатели производства ВРП на душу населения, энергоемкость ВРП, экспорт, импорт и сальдо по каждой области и г. Минску концентрированно оценивается уровень развития каждого региона, его влияние на общий экономический рост республики. Отметим также, что страны, исповедующие либерализм, развиваются эволюционным путем, при котором из-за цикличности развития экономики в определенный период возможны некоторые сбои. Однако сильные институты этих государств, всегда способны найти объективные механизмы и инструменты для экономического роста [8, c.4].

По-моему мнению, в Республике Беларусь сегодня существуют все предпосылки для развития предпринимательской деятельности. Этот факт можно увидеть в  следующем:

    1. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности [2, ст.13].
    2. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [2, ст.13].
    3. Предоставлять субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим инвестиционные проекты по созданию объектов придорожного сервиса, льготы по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) в течение двух лет после окончания строительства таких объектов, другие льготы, аналогичные установленным для организаций, осуществляющих производственную деятельность в сельской местности, малых населенных пунктах [9, ст. 2.3].

        Но  существует одна проблема, с которой  борется государства не только  Беларуси, но и многие страны  Европы, Азии, Востока, Америки, это  коррупция в сфере государственных  работников, должностных лиц, использование  полномочиями для своей выгоды. Взяточничество является самым  распространенным видом коррупции  в этой сфере. 

Экономический рост определяет не политика — она создает лишь климат, атмосферу, которая может  способствовать или мешать настоящему росту. По своему определению правительство  не может вызвать экономический  рост, оно лишь создает почву для  роста и "удобряет" ее, лучше  или хуже, — но сам рост происходит благодаря экономической активности отдельных личностей и фирм [11, c.58].

Можно сделать вывод, что  для нашей страны в ее современном положении необходимы приемы, свои методы, собственные способы управления. И не замечать этой очевидности недопустимо. Не вызывает сомнения, что без тщательной отработки экономических и идеологических составляющих реформы трудно рассчитывать на дальнейшие позитивные сдвиги в экономике страны. Привязка экономической реформы к модной теории, пусть даже и устоявшейся, также может оказаться губительной для страны по своим последствиям. Хотя всегда, когда объясняется невозможность сделать что-то, найдутся некие другие аргументы в его пользу. К тому же попытка анализировать систему через анализ ее "кусочков" — недостаточен, а при определенных условиях просто порочен. Так же в государственном аппарате должностные лица, работники должны чётко и неукоснительно выполнять свои обязанности, так как общество предоставила им такую возможность, так сказать «веру в них» что они будут осуществлять власть в лице народа.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Право есть результат борьбы за жизненные блага, общественная охрана восторжествовавших в ней интересов. Как такое, оно представляет собою  понятие не логическое и не психологическое, а социологическое. Право – не «область господства правовой или нравственной воли (свободы) в общежитии», как  определяют его представители идеалистической  школы, а «понятие силы», «защищенный  интерес» или, еще общее, защищенное организованным образом отношение  одних лиц к другим, содержание которого целиком определяется данными  условиями общежития. Общая (нравственная) воля, являющая пределы их господства, в этом понимании право заменяется реальным понятием государственной  или общественной власти, правовые повеления которой становятся обязательными  независимо от их нравственного или  безнравственного содержания.

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце концов, погибнет.

Сегодня Республики Беларусь необходим такой аппарат управления, который не извратил бы и не загубил благородную идею реформы и наведение должного порядка в государстве. Лишь только при положительном решении этой проблемы можно ожидать укрепления рыночных отношений, совершенствования финансового обращения, повышения конъюнктуры и налаживания производства, формирования "экспортного тарана" производств и отраслей, обладающих передовыми технологиями и успехом на внешних рынках. Требуется постоянное внедрение и использование обратных связей, при которых администрация должна быть управляема рынком, а рынок должен быть административно регулируемым. Но оплата услуг администрации управления не должна напоминать государственный рэкет.

Без гармоничного сочетания  экономики и человека невозможно ни рациональное их взаимодействие, ни достижение настоящего прогресса. Активизация  экономического потенциала всего населения  может быть достигнута только через  развитие высокотехнологичного производства, рационализацию денежного обращения, появление приоритетных ориентиров экономики. Нет и не может быть правил жизни и труда людей, одинаково  эффективных для всех стран и  народов. Поэтому необходимо научиться  правильно, расставлять жизненные приоритеты таким образом, чтобы более престижными становились профессии, которые приносят больше общественной пользы, а не наоборот. Нужны новые идеологические доктрины жизненных приоритетов белорусского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Гринин, Л. Е. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории / Л. Е Гринин  // Философия и общество. -1997. - № 5. - С. 19-23.
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2011. – 48 с.
  3. Корнай, Я. Тенденции постсоциалистического развития: общий обзор/Я. Корнай // Вопросы экономики. - 1996. - №1.-  С.  5-16.
  4. Крапивина, Л. Семинар по холдингам в Совете Республики/Л. Крапивина//БЕЛТА.- 2012. – 3 апреля.- С. 13.
  5. Кутафин, О.Е. Основы государства и права: учебное пособие/ О.Е. Кутафин.- 7-е изд. – М.: Юрист, 2000. – 483 c.
  6. Лазарева, В.В. Общая теория права и государства: Учебник/В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. -348 с.
  7. Мелехин, А.В. Теория государства и права/А.В. Мелехин. - М.: Юрист, 2007. — 640 с.
  8. Мясникович, М.В. Структурная политика и модернизация экономики Республики Беларусь/ М.В. Мясникович// Белорусский экономический журнал.- 2011.- № 2.- С. 4-15.
  9. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь от  31 декабря 2010 г. № 4: текст по состоянию на 12 мая 2012 г. – Минск: Дикта, - 2012. – 9 с.
  10. Пашуканис, Е.Б. Общая теория права и марксизм/ Е.Б. Пашуканис. - М.: Политиздат, 1984.- 387 с.
  11. Руденков, В.М. Развитие экономики Беларуси: модель и проблемы/ В.М. Руденков// Белорусский журнал международного права и международных отношений .- 2003. — № 1.- C.54-59.
  12. Рыбаков, Ф. О сущности и содержании экономической политики/ Ф. Рыбаков// Экономист. – 2009.-№5. – С. 39-45.

Информация о работе Права, государства и экономики в современном обществе