Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание

Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права индивидов, в единстве своём образующие правовой статус человека и гражданина.
Знания о правах человека, ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

Содержание

Введение.
Глава 1. Становление прав и свобод человека.
1. Понятие и сущность прав и свобод.
2. Историческое развитие прав и свобод.
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.
1. Основные и иные права человека и гражданина.
2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.
3. Международная защита прав и свобод человека.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

Отдельные государственные образования  и их установление – случайны и  значимы

не для всего человеческого  рода, а лишь для ограниченного  числа людей.

Существенный вклад в развитие юридических представлений о правах человека

внесли римские юристы. Большое  значение имели разработанные ими  положения о

субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному

праву, о делении права на частное  и публичное, о справедливом и

несправедливом праве и т.д.

Опираясь на источники действующего права, римские юристы в своей  трактовке

прав индивидов использовали сложившиеся  правовые нормы в духе их соответствия

требованиям справедливости и в  случае коллизий изменяли старую норму с учетом

новых представлений о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность

римских юристов обеспечивала взаимосвязь  различных источников права и

содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении

юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.

Романист Т. Кипп писал: “Ни одно из самых блестящих положений  римского права не

обеспечивало за ним в такой  мере право на бессмертие, как его  отношение к

справедливости. Справедливость есть прежде всего нравственное понятие,

означающее справедливость, правильность. Представляя с субъективной стороны

лишь известную добродетель, в  то же время определяла содержание норм”

[3].

Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство (как

объект своего изучения наряду с  позитивным правом) единое понятие  права,

трактовала взаимосвязи государства  и личности как правоотношения.

Античные идеи свободы и равенства  людей были восприняты и развиты светскими и

религиозными мыслителями средневековья.

“Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, и д.р.)

защищали идею свободы, равенства  всех перед законом. Характерна в  этом

отношении антикрепостническая позиция  известного французского юриста 13 в.

Бомануара, утверждавшего, что “каждый  человек свободен”, и стремившегося  к

конкретизации данной идеи в своих  юридических построениях”.

Новое звучание и смысл античные идеи естественноправового равенства  и свободы

всех людей получили в христианстве.

Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия  свободы

и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий  прав

человека. Согласно христианству, все  люди равны как “дети Божии”. Это

всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой. “Закон

Христов есть закон совершенный, закон  свободы, ибо дан не рабам, но детям

Божиим, которые побуждаются исполнять  его не рабским страхом, но живущею  в

них любовью Христовой” (Иак., 1, 25).

Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-

правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и

д.р.).

В духе античных естественноправовых  идей Фома Аквинский утверждал что, цель

государства – это “общее благо” его членов, обеспечение условий для их

достойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тирании и

обосновывал право народа на свержение  тиранического строя.

Возникшая в древности идея всеобщего  равенства людей не прекрактила  своего

существования в средние века, она продолжала развиваться с различных позиций,

в разных формах и направлениях, в  творчестве светских и религиозных  авторов.

Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслителей Нового

времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые

представления о свободе человека посредством господства режима права  и в

частных, и в публично-политических отношениях.

Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г.

Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других

мыслителей. Своей критикой феодального  строя и обоснованием новых концепций  о

правах и свободах личности, о  необходимости господства права  в отношениях

между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование

нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных

революций и юридическое закрепление  их результатов.

Важным элементом этого процесса стала концепция общественного  договора как

источника происхождения и правовой основы деятельности государства.

Разрабатывая договорную концепцию  государства, Г. Гроций писал: “Государство

есть совершенный союз свободных  людей, заключенный ради соблюдения права и

общей пользы”[4]. С таким пониманием

государства, содержавшим идею правовой государственности, связано (у Гроция и

ряда  последующих мыслителей) и положение  о естественном человеческом праве

оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного

договора.

Развивая  естественноправовые воззрения  и договорную концепцию государства, Б.

Спиноза отмечал, что “цель государства  в действительности есть свобода”

[5]. Он подчеркивал, что “естественное право каждого в гражданском состоянии

не прекращается”[6], поскольку и в

естественном, и в гражданском  состоянии человек действует по законам своей

природы, побуждается страхом или  надеждой. Полное лишение людей их естественных

прав привело бы к тирании.

Последовательная либеральная  доктрина неотчуждаемых естественных прав и

свобод человека на основе идей господства права, правовой организации

государственной жизни, разделения властей  и верховенства закона была

разработана Д. Локком.

Большим достоинством локковского  учения о правах человека является анализ

необходимой внутренней связи между  свободой и законом. “Несмотря на

всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является не

уничтожение и не ограничение, а  сохранение и расширение свободы. .Там, где нет

законов, там нет и свободы”[7].

Общественный договор – это, по Локку, постоянно действующий фактор

политической жизни, договорные отношения  народа с политической властью –

непрерывный процесс, протекающий  в соответствии с принципом согласия

индивидов и народа в целом с  действием властей.

Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской

Декларации 1789 г., приобрели общемировое  звучание и стали императивами

обновления и гуманизации  общественных и государственных порядков.

Эта декларация, испытавшая влияние  предшествующего опыта в области прав и

свобод человека (в частности, англосаксонских  традиций в составлении и

принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г.,

Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние

на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное

признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее  развитие

теории и практики в области  прав человека и гражданина, правовой

государственности, господства права  так или иначе испытывало и продолжает

испытывать на себе позитивное влияние  этого исторического документа.

Большое непосредственное воздействие  идеи Декларации прав человека и

гражданина 1789 г. оказали на взгляды  передовых мыслителей тех стран

(Германии, России, других стран  Восточной Европы), которым еще предстояли

прогрессивные буржуазные преобразования.

Под заметным влиянием передовой европейской  политико-правовой мысли и

революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-

правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах

человека постепенно получили распространение  в царской России.

Одним из первых защитников таких  идей в России был А.Н. Радищев. Эти  идеи он

использовал для критики российского  самодержавия и крепостничества. С

естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве

всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о

неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу

мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй

[8].

Свобода личности была основной и  главной проблемой всего творчества Н.А.

Бердяева. Себя он называл “сыном свободы” и говорил: “Я основывал свое дело на

свободе”[9].Данную тему, а вместе сней и

вопросы прав и свобод личности Бердяев  освещал с позиций разработанной  им

оригинальной философской концепции христианского персонализма.

В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. “Личность, -

говорит автор, - есть свобода и независимость  человека в отношении к природе, к

обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое

самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм  не означает эгоцентрической

изоляции. Личность в человеке есть его независимость  по отношению к

материальному миру, который есть материал для  работы духа. И вместе с тем

личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием”

[10]. Личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она

самосоздается.

Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь

признать  свободу человеческой личности, которая  изначально принадлежит человеку

как духовному существу, а недана ему  какой-то внешней властью. “Эта основная

истина  о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое отражение в учении о

естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе

не  только как о свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного  в

своих притязаниях. Бенжамен Констан видел  в этом отличие понимания свободы  в

христианский период истории от понимания ее в античном греко-римском мире”

[11].

Из  вышесказанного в данной главе следуют  следующие выводы, права человека

формировались из многократно воспроизводимых  актов деятельности людей,

повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой

деятельности, включающей множество  индивидов со своими потребностями, целями,

неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет

притязания на определенный объем  благ и условий жизни (материальных и

духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.

Объем этих благ и условий исторически  всегда определялся положением индивида

в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти

блага условно могут быть названы  правами человека. Такая условность

определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его  развития

(рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и

д.р.), которые не давали возможности  правам человека обрести признак

универсальности на основе принципов  свободы и формального равенства, получить

современное звучание.

Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних

полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом  на

пути движения к прогрессу и  свободе. Неравномерность распределения  прав

человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и  полное

их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов

общественного развития. Каждая новая  его ступень добавляла другие качества

правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И

происходило это в борьбе классов  и сословий за свои права, за свободу, ее

расширение и обогащение.

Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит  от

объема его прав и свобод, определяющего  его социальные возможности и  блага,

обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий,

отношений людей в обществе. Поэтому  проблема прав человека всегда была

предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за

расширение прав, фиксировавших  статус человека в обществе. И каждая ступень

развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История

показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и

свобод человека. Каждое поколение  отвечает за вечный вызов истории, связанный

с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

     Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.

1.     Основные и иные  права человека и гражданина.

     Прежде всего, необходимо внести ясность в понятие “основные”,

“конституционные” и  иные права человека. Отсутствие точных формулировок в ряде

конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако основные права личности –

это и есть конституционные  права. Такая трактовка вытекает, например, из

сопоставления ст.17 и  ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что  перечисление в

Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться, как отрицание или

умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с

тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет

подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер

(принадлежность от  рождения).

Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна,

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина