Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:29, курсовая работа
Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права индивидов, в единстве своём образующие правовой статус человека и гражданина.
Знания о правах человека, ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.
Введение.
Глава 1. Становление прав и свобод человека.
1. Понятие и сущность прав и свобод.
2. Историческое развитие прав и свобод.
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.
1. Основные и иные права человека и гражданина.
2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.
3. Международная защита прав и свобод человека.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Приложение.
Отдельные государственные образования и их установление – случайны и значимы
не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.
Существенный вклад в развитие юридических представлений о правах человека
внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о
субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному
праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и
несправедливом праве и т.д.
Опираясь на источники действующего права, римские юристы в своей трактовке
прав индивидов использовали сложившиеся правовые нормы в духе их соответствия
требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли старую норму с учетом
новых представлений о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность
римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и
содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении
юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.
Романист Т. Кипп писал: “Ни одно из самых блестящих положений римского права не
обеспечивало за ним в такой мере право на бессмертие, как его отношение к
справедливости. Справедливость есть прежде всего нравственное понятие,
означающее справедливость, правильность. Представляя с субъективной стороны
лишь известную добродетель, в то же время определяла содержание норм”
[3].
Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство (как
объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права,
трактовала взаимосвязи
Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и
религиозными мыслителями
“Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, и д.р.)
защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом
отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в.
Бомануара, утверждавшего, что “каждый человек свободен”, и стремившегося к
конкретизации данной идеи в своих юридических построениях”.
Новое звучание и смысл античные идеи естественноправового равенства и свободы
всех людей получили в христианстве.
Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы
и сыграло значительную роль в процессе
становления универсальных
человека. Согласно христианству, все люди равны как “дети Божии”. Это
всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой. “Закон
Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям
Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в
них любовью Христовой” (Иак., 1, 25).
Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-
правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и
д.р.).
В духе античных естественноправовых идей Фома Аквинский утверждал что, цель
государства – это “общее благо” его членов, обеспечение условий для их
достойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тирании и
обосновывал право народа на свержение тиранического строя.
Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не прекрактила своего
существования в средние века, она продолжала развиваться с различных позиций,
в разных формах и направлениях, в творчестве светских и религиозных авторов.
Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслителей Нового
времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые
представления о свободе человека посредством господства режима права и в
частных, и в публично-политических отношениях.
Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г.
Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других
мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о
правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях
между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование
нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных
революций и юридическое закрепление их результатов.
Важным элементом этого
источника происхождения и правовой основы деятельности государства.
Разрабатывая договорную концепцию государства, Г. Гроций писал: “Государство
есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и
общей пользы”[4]. С таким пониманием
государства, содержавшим идею правовой государственности, связано (у Гроция и
ряда последующих мыслителей) и положение о естественном человеческом праве
оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного
договора.
Развивая естественноправовые воззрения и договорную концепцию государства, Б.
Спиноза отмечал, что “цель государства в действительности есть свобода”
[5]. Он подчеркивал, что “естественное право каждого в гражданском состоянии
не прекращается”[6], поскольку и в
естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей
природы, побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных
прав привело бы к тирании.
Последовательная либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прав и
свобод человека на основе идей господства права, правовой организации
государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была
разработана Д. Локком.
Большим достоинством локковского учения о правах человека является анализ
необходимой внутренней связи между свободой и законом. “Несмотря на
всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является не
уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. .Там, где нет
законов, там нет и свободы”[7].
Общественный договор – это, по Локку, постоянно действующий фактор
политической жизни, договорные отношения народа с политической властью –
непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия
индивидов и народа в целом с действием властей.
Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской
Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами
обновления и гуманизации общественных и государственных порядков.
Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и
свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и
принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г.,
Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние
на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное
признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие
теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой
государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает
испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.
Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и
гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран
(Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли
прогрессивные буржуазные преобразования.
Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и
революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-
правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах
человека постепенно получили распространение в царской России.
Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Эти идеи он
использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С
естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве
всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о
неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу
мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй
[8].
Свобода личности была основной и
главной проблемой всего
Бердяева. Себя он называл “сыном свободы” и говорил: “Я основывал свое дело на
свободе”[9].Данную тему, а вместе сней и
вопросы прав и свобод личности Бердяев
освещал с позиций
оригинальной философской конце
В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. “Личность, -
говорит автор, - есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к
обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое
самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает эгоцентрической
изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к
материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем
личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием”
[10]. Личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она
самосоздается.
Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь
признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку
как духовному существу, а недана ему какой-то внешней властью. “Эта основная
истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое отражение в учении о
естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе
не только как о свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в
своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом отличие понимания свободы в
христианский период истории от понимания ее в античном греко-римском мире”
[11].
Из вышесказанного в данной главе следуют следующие выводы, права человека
формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей,
повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой
деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями,
неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет
притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и
духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.
Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида
в классовой структуре общества,
в системе материального
блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность
определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития
(рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и
д.р.), которые не давали возможности правам человека обрести признак
универсальности на основе принципов
свободы и формального
современное звучание.
Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних
полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на
пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав
человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное
их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов
общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества
правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И
происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее
расширение и обогащение.
Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от
объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага,
обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий,
отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была
предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за
расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень
развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История
показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и
свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный
с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.
1. Основные и иные права человека и гражданина.
Прежде всего, необходимо внести ясность в понятие “основные”,
“конституционные” и иные права человека. Отсутствие точных формулировок в ряде
конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако основные права личности –
это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из
сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в
Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться, как отрицание или
умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с
тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет
подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер
(принадлежность от рождения).
Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна,