Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:29, курсовая работа
Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права индивидов, в единстве своём образующие правовой статус человека и гражданина.
Знания о правах человека, ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.
Введение.
Глава 1. Становление прав и свобод человека.
1. Понятие и сущность прав и свобод.
2. Историческое развитие прав и свобод.
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.
1. Основные и иные права человека и гражданина.
2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.
3. Международная защита прав и свобод человека.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Приложение.
входе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале 20-го
века в результате долгих споров о понятии субъективного права вообще и
основных прав образовалось новое понимание основных прав как субъективных, и
гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.
Основные права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и другие
права, неотчуждаемы – отказ от них юридически недействителен. Производные от
основных, “другие” права, например право собственности на определенную вещь,
отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но это не ущемляет
основного права человека иметь в собственности имущество.
Основные права и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере,
предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст.55.
Конституции РФ). Некоторые права могут быть ограничены в случае
злоупотребления ими, например право на объединение – запретом создания и
деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены
на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание
социальной, рассовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5. ст. 13.
Конституции РФ).
В специальной литературе стало
обычным рассматривать конститу
основные. Это нашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято
Основным Законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. “Какое бы
обозначение ни выбиралось, речь по существу, всегда идет о тех правах, которые
являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и
гражданина и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства”
[12].
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд для защиты
нарушенного права на условиях исчерпанности всех внутригосударственных
средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.
Часть 2 статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных
свобод гласит: “Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям,
кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом
обществе в интересах
спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты
здоровья и нравственности или защиты прав исвобод других лиц”.
В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за
пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании
универсальных международно-правовых стандартов, которые так же являются
основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших
международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и
интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может
опускаться.
2. Система механизмов обеспечения и защиты
прав и свобод.
Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы
человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и
механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод
человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и
органов местного самоуправления.
Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной
власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют
органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается
только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако
деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости
быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы
административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и
беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления
законности в деятельности государственных органов управления.
Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина
определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной,
исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила
способ обеспечения этих прав исвобод – правосудие.
Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном
процессуальным законом
конфликтов, связанных с дейсвительным или предполагаемым нарушением норм
гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом
прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.
46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое
лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной
стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой
стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней
законное, справедливое и обоснованное решение.
В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и
свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под
государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это
деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной,
исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то
же время направлять свои усилия
на то, чтобы предоставленные
и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.
Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту
прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава
государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие
возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном
подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые
способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.
Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и
решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют
практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать
вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать
его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и
исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и
реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и
культурные права граждан.
Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее
распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в
государственные органы, органы местного самоуправления, общественные
объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.
В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные
неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится
защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество
“Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский
центр по правам человека и д.р.
Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко
оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и
т.д.
В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко
использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к
трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению
привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и
свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и
справедливости.
Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми
средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый
вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом,
- от обращения за помощью
к судам, правоохранительным
законной самозащиты и законного обращения в международные организации,
судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и
возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1
ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.).
3. Международная защита прав и свобод человека
В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод
человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала 20-
го века, права человека регулировались
исключительно
правом. Государства – участники
международных отношений
эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции.
Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-правовую теорию
прав человека. Профессор Петербургского университета Ф. Мартенс писал, что “все
образованные государства
его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно
связаны с человеческой личностью”[13].
Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и
вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли, естественные
права человека “должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время”
[14].
Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности
интервенции “по мотивам гуманности”, для защиты основных прав и свобод человека
разделялась большинством юристов-международников как в 18, так и в 19 веке.
Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтер, утверждал, что если
государство попирает права и свободы своих граждан, “то надо прекратить с ним
всякие отношения”, но не вмешиваться силой оружия в его внутренние дела
[15].
В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в
международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно
ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и
безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека
– с другой.
Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу
межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в
истории международных отношений многосторонним договором, который заложил
основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.
ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, содержащую широкий перечень
как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных
прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье,
автором которой был известный французский ученый Рене Кассен, провозгласила,
что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих
правах”. Так же ООН одобрила Международный пакт об экономических, социальных
и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах;
Факультативный протокол к Международному
пакту о гражданских и
правах и д.р.
ООН и другие международные
организации справедливо
нарушениям основных прав и свобод человека, происходящим в результате
международных преступлений государств.
В формированиии принципов и норм в области прав человека определяющее место
занимает ООН ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой
Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие
международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию
международно - правовых договоров предшествует разработка и одобрение
деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется
сложностью рассматриваемых
Из сказаннного в этой главе
можно сделать следующие
условиях под основными
в конституции государства и международно - правовых документах по правам
человека, в частности в международном Билле о правах человека, а также в
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.,
Европейской социальной Хартии 1961 г. Любое основное право человека должно
быть признано каждым государством-участником независимо от его конституции.
Приоритет международного права
по отношению к
области прав человека становится общепризнанным принципом международного
сообщества. Он закреплен и в Конституции РФ.
Остается настоятельной
недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их
признание, неполное соблюдение, слабую защищенность систематические
нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы