Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:56, контрольная работа
Под избирательными отношениями следует понимать те общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Особая ценность и важность этих отношений состоит в том, что они связаны с реализацией конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации. Ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Вступление.
1. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений.
2. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме.
Заключение.
Список использованной литературы
Содержание:
Вступление.
1. Административная
2. Уголовная ответственность
за нарушение избирательных
Заключение.
Список использованной литературы.
Вступление
За последние годы выборы и референдум прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующих институтов непосредственной демократии.
Под избирательными отношениями
следует понимать те общественные отношения,
которые возникают, изменяются и
прекращаются в процессе организации
и проведения выборов в органы
государственной власти и органы
местного самоуправления. Особая ценность
и важность этих отношений состоит
в том, что они связаны с
реализацией конституционных
Цель и задачи, которые
я поставила для себя при изучении
данной темы это рассмотреть правовой
механизм защиты избирательных прав
граждан и материально-правовая
база для привлечения к
1. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений.
За последние годы были
приняты: федеральные законы "Об
основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" от
19 сентября 1997 г. (с изм. от 30 марта 1999
г.), "О выборах депутатов
Обновление федерального законодательства о выборах и референдумах обусловливает и развитие норм об административной ответственности за нарушение требований и запретов, установленных названными нормативными правовыми актами.
Административная
Распространенными нарушениями в данной сфере являются: злоупотребление государственными служащими и иными должностными лицами своим служебным положением для публичной поддержки кого-либо из кандидатов, а также отдельных избирательных объединений и блоков; нарушение правил предвыборной агитации, в том числе через средства массовой информации; подкуп избирателей путем вручения или обещания им денежных средств, подарков или иных материальных благ и т.д. К сожалению, практика применения административной ответственности не столь уж велика, как могла бы быть при реальной численности правонарушений в избирательной сфере. В качестве причины этого можно указывать и в целом на правовой нигилизм в обществе в различных его проявлениях, и на малую эффективность административных взысканий благодаря скромным размерам штрафов (особенно в сравнении с финансовыми возможностями и избирательными фондами участников избирательной кампании), и на отсутствие иных, более жестких альтернативных взысканий, и на попустительство со стороны лиц, обязанных реагировать на административные правонарушения, и на подчас некачественную работу наблюдателей, и на зачастую скрытый, неявный характер правонарушений. Однако нельзя сказать, что административное законодательство, действующее в этой области, является несовершенным, ибо с течением времени и вплоть до настоящего момента нормы об административной ответственности подвергались тщательной ревизии в соответствии с меняющимися политическими и правовыми условиями жизни общества.
Впервые административная ответственность
за нарушение законодательства РФ о
выборах и референдумах была установлена
в 1990 г., когда в КоАП РСФСР было
внесено пять составов административных
проступков в этой сфере общественных
отношений. Со временем (в 1995 г.) их количество
было увеличено до тринадцати, а
в 2000 г. коренному изменению
В таком виде нормы об
административной ответственности
в сфере избирательных
Существенным же, принципиальным новшеством в КоАП РФ по сравнению со старым Кодексом (и в целом, и в данном разделе) является то, что действие нового Кодекса будет распространяться не только на физических, но и на юридических лиц.
Административная
Цель кодификации была
достигнута, в частности, путем объединения
и переработки норм административной
ответственности в сфере
В новом КоАП РФ составы проступков, связанных с нарушением избирательного законодательства, фиксируют 25 статей. С них начинается Особенная часть Кодекса и первая из ее глав - глава 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан". Это лишний раз говорит о значимости избирательных прав граждан и соответствующих общественных отношений, которым причиняется вред правонарушением. Расположение этих статей имеет достаточно упорядоченный характер - в соответствии с логической последовательностью стадий избирательного процесса: от составления списка избирателей до подсчета итогов голосования и опубликования итогов выборов в средствах массовой информации. Аналогичная последовательность свойственна и регламентации данных общественных отношений в законодательных актах РФ о выборах и референдумах.
Из 25 указанных статей в
большинстве случаев субъект
ответственности
Ответственность юридических
лиц за нарушение избирательного
законодательства наряду с ответственностью
физических лиц установлена КоАП
РФ в 13 случаях: за неисполнение решения
избирательной комиссии; за нарушение
установленного порядка опубликования
документов, связанных с подготовкой
и проведением выборов; за нарушение
условий проведения предвыборной агитации
через средства массовой информации;
за нарушение в ходе избирательной
кампании условий рекламы
В некоторых случаях прямо установлено, что субъектом ответственности может быть само избирательное объединение или в равных долях избирательные объединения, входящие (входившие) в избирательный блок, -за незаконное использование им (ими) денежных средств; за принятие и использование незаконной материальной поддержки.
Основным видом
Таким образом, в настоящее время значительное внимание в законодательстве уделяется административной ответственности как простого гражданина, так и должностных лиц и юридических лиц.
Совершение тех или
иных правонарушений в сфере избирательных
отношений может повлечь за собой
изменение или прекращение
Несмотря на возможность привлечения виновных в совершении административных правонарушений к ответственности, граждане должны помнить, что свои нарушенные избирательные права они могут защитить сами, не дожидаясь применения мер административно-правового принуждения к нарушающим принцип законности лицам. В соответствии со ст.1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и ст.63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. В соответствии с альтернативным порядком обжалования, установленным действующим российским законодательством, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий могут быть обжалованы как в суд, так и в вышестоящую избирательную комиссию, либо одновременно в обе эти инстанции. В последнем случае решение суда является приоритетным.
Решения по жалобам, поступившим
в ходе избирательной кампании, принимаются
в пятидневный срок (десять дней
при необходимости