Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:14, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что Правительство Российской Федерации, как орган государственной власти, является фактором развития российского общества. А конкретно структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного, процветающего государства и для функционирования развитого, гражданского общества.
Цель курсовой работы - изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером структуры Правительства Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Общие положения деятельности Правительства Российской Федерации…………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и основные принципы работы Правительства РФ……….5
1.2 Правовая основа деятельности Правительства Российской
Федерации………………………………………………………………8
1.3 Полномочия Правительства Российской Федерации………………….12
Глава 2 Структура Правительства Российской Федерации……………………..23
2.1 Порядок назначения Председателя Правительства РФ……….…….23
2.2 Состав и порядок формирования Правительства России…….………25
2.3 Организация деятельности Правительства РФ…………..……………27
Заключение…………………………………………………….……………………32
Список использованных источников ……………………………………………..34
В результате административной реформы 2004 года уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении Президента (так называемые силовые ведомства) и Правительства.
Не менее важным является рассмотрение состава Правительства Российской Федерации. Его формирование регламентируются Конституцией и законом «О Правительстве Российской Федерации»[23]
В настоящее Президентом РФ является Дмитрий Анатольевич Медведев, Председателем Правительства РФ – Владимир Владимирович Путин, Первые заместители Председателя Правительства – Зубков Виктор Алексеевич, Шувалов Игорь Иванович.
– Министр Внутренних дел – Нургалиев Рашид Гумарович;
– Министр Здравоохранения и социального развития - Голикова Татьяна Алексеевна;
– Министр Энергетики – Шматко Сергей Иванович;
– Министр Иностранных дел – Лавров Сергей Викторович;
– Министр Культуры – Авдеев Александр Алексеевич;
– Министр Обороны – Сердюков Анатолий Эдуардович;
– Министр Регионального развития – Басаргин Виктор Фёдорович;
– Министр Связи и массовых коммуникаций – Щёголев Игорь Олегович;
– Министр Сельского хозяйства - Скрынник Елена Борисовна;
– Министр Образования и науки – Фурсенко Андрей Александрович;
– Министр Промышленности и торговли – Христенко Виктор Борисович;
– Министр Спорта, туризма и молодежной политики – Мутко Виталий Леонтьевич;
– Министр Транспорта - Левитин Игорь Евгеньевич;
– Министр Юстиций – Коновалов Александр Владимирович;
– Министр Экономического развития Набиуллина Эльвира Сахипзадовна;
– Министр Природных ресурсов и экологии – Трутнев Юрий Петрович;
2.3 Организация деятельности Правительства Российской Федерации
Порядок деятельности Правительства Российской Федерации согласно Конституции (ст. 114) определяется Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Возглавляет Правительство Российской Федерации его Председатель, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства представляет Правительство внутри страны и за пределами территории Российской Федерации; ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, назначении и освобождении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства. Председатель Правительства систематически информирует Президента РФ о работе Правительства.
Заместители Председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации его политики, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обеспечивают их исполнение; координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство[24].
Федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства; принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение; принимают участие в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений и распоряжений; обладают установленными законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к компетенции Президента Российской Федерации, подотчетны Президенту.
Правительство Российской Федерации - орган коллегиальный. Его заседания проводятся систематически, не реже одного раза в месяц.
Исключительно на заседаниях Правительства принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг; принимаются решения о внесении законопроектов в Государственную Думу; рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности; рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет; рассматриваются вопросы приобретения государством акций; рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации; принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; образуется Президиум Правительства РФ; утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; утверждаются Регламент Правительства РФ и Положение об Аппарате Правительства РФ.
На заседаниях Правительства Российской Федерации имеет право председательствовать Президент РФ. Члены Правительства участвуют в его заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании члены Правительства информируют об этом Председателя Правительства.
Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства в соответствии с федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством РФ.
Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина[25].
Заседания Правительства носят открытый характер. Однако Правительство может рассматривать отдельные вопросы и на закрытых заседаниях.
Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства <*>. Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения непосредственно на заседании и принятое протокольное решение относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными законами
В настоящее время действует Временный регламент заседаний Правительства Российской Федерации и его Президиума, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1995 г.
Правительство информирует граждан через средства массовой информации о рассмотренных на заседании Правительства вопросах и о принятых решениях.
Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства РФ.
Заседания Президиума Правительства проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства[26].
Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума.
Правительство Российской Федерации для содействия своей работе вправе создавать координационные и совещательные органы - комиссии и советы Комиссии являются координационными органами. Они образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и решения определенных задач. Советы - совещательные органы, их цель - предварительное рассмотрение вопросов и подготовка по ним предложений рекомендательного характера.
По проблемам, имеющим межотраслевое или межтерриториальное (межрегиональное) значение, создаются межведомственные комиссии и советы.
Названные комиссии и советы не являются органами исполнительной власти.
Расходы на содержание Правительства РФ определяются в федеральном бюджете. В случае необходимости могут быть образованы органы и учреждения при Правительстве, финансирование которых осуществляется в пределах ассигнований на содержание Правительства.
Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образуется Аппарат Правительства РФ. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания.
Аппарат Правительства возглавляет Руководитель Аппарата - заместитель Председателя Правительства РФ или федеральный министр.
Заместители Руководителя Аппарата Правительства, руководители основных структурных подразделений Аппарата Правительства назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством.
Финансирование расходов на содержание Аппарата Правительства производится в пределах расходов на содержание Правительства Российской Федерации.
Заключение
В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти.
Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации заключается в организации исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров РФ, осуществлении систематического контроля за их исполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятии мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Иными словами, Правительство Российской Федерации, в частности, и исполнительная власть, в целом, обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.
На Правительство Российской Федерации возложено также тяжелое бремя решения насущных проблем государства: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, выплата пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия правительства по решению этих проблем, зависит благополучие населения.
В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально–экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства.
Правительство РФ и система исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.
Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами ее субъектов, другими нормативно-правовыми актами, устанавливающими их статус. В качестве их организационных гарантов является Президент РФ, органы, решающие вопросы образования соответствующих органов, органы прокуратуры.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных ФКЗ РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. -1993.- 25 декабря; Российская газета. -2008. – 31 декабря.
2) Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997
3) Федеральный Закон от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ « О Правительстве
Российской Федерации» "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, №
51-ФКЗ.
4) Указ Президента от10.06.1995 № 1185 « Об Обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерац
5) Указ Президента от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органо