Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа
Предмет исследования являются основные закономерности в формировании и развитии этикета и права.
Целью настоящего исследования является комплексное и всестороннее изучение многоаспектной проблемы соотношения этикета и религии в процессе социального взаимодействия представителей различных слоев общества.
Введение 3
Глава 1. Особенности этикета юриста. 5
1.1 Служебный этикет юриста 5
1.2 Формы проявления эстетической культуры юриста 7
1.3 Внешние атрибуты юриста 11
Глава 2. Этикет правовой деятельности. 13
2.1 Понятие и структура правовой культуры 13
2.2 Культура процессуальных документов 19
2.3 Судебный этикет 22
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Содержание.
Введение
Глава 1. Особенности этикета юриста.
1.1 Служебный этикет юриста
1.2 Формы проявления эстетической
культуры юриста
1.3 Внешние атрибуты юриста
Глава 2. Этикет правовой деятельности.
2.1 Понятие и структура правовой
культуры
2.2 Культура процессуальных
документов
2.3 Судебный этикет
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Специфика профессиональной деятельности
судьи, прокурора, следователя, адвоката
сопряжена с особыми нравственными ситуациями,
которые обычно не встречаются в деятельности
представителей других профессий, но обычны
в сфере судопроизводства.
К работникам
юридической профессии предъявляются
повышенные моральные требования, что
объясняется особым доверием к ним со
стороны общества и ответственным характером
выполняемых ими функций. Люди, решающие
судьбы других, требующие от них соблюдения
закона и морали, должны иметь на это не
только формальное, служебное, но и моральное
право.
Моральная культура
и культура этикета это два взаимосвязанных
элемента образа юридического работника,
где первая отражает внутреннюю культуру
личности, а вторая рассматривает как
культуру внешнюю. Безо всякого сомнения
- внутренняя культура человека играет
«первую скрипку» в его деятельности и
поведении. Однако нельзя недооценивать
и внешнюю культуру, и ее влияние на культуру
внутреннюю.
Культура этикета
включает в себя такие элементы, как культура
труда и культура речи сотрудника, этика
служебного быта и внешний облик работника,
манеру общения, культуру поведения за
пределами служебного кабинета, эстетику
ритуалов, скрупулезность оформления
служебных документов и т.д. Как известно,
небрежность и халатное отношение к работе
часто ведет зачастую к непоправимым ошибкам.
Актуальность
работы определяется тем обстоятельством,
что социально-экономические, политические
и культурные преобразования, происходящие
в современном государстве, предъявляют
новые и довольно жесткие требования к
представителям юридических профессий
в Российской Федерации.
Таким образом, объектом
данного исследования являются взаимоотношения
между правом и этикетом как институтами
современного общества.
Предмет исследования
являются основные закономерности в формировании
и развитии этикета и права.
Целью настоящего
исследования является комплексное и
всестороннее изучение многоаспектной
проблемы соотношения этикета и религии
в процессе социального взаимодействия
представителей различных слоев общества.
Глава 1. Особенности этикета юриста.
1.1 Служебный этикет юриста.
Этикет – устойчивый порядок
поведения, выражающий внешнее содержание
принципов морали и состоящий
из правил вежливого обхождения в
обществе (манеры, одежда и др.). Устойчивый
порядок поведения означает совокупность
устоявшихся правил поведения, касающихся
внешнего проявления отношения к
людям. Ритуальные формы этикета
имеют место в сфере
Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и другое).
Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и другое) и эстетической (красота, изящество поведения).
Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах.
Строгое соблюдение правил служебного этикета - важное условие высокой этической и эстетической культуры поведения юриста.
Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.
Основные этико-эстетические принципы взаимоотношений между юристом и иными участниками решения юридического дела:
· чувство такта - чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела;
· чувство такта помогает определить должную меру в выражениях и поступках.
Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.
Важно постоянно помнить,
что соблюдение этикета и проявление
такта - неотъемлемая часть духовной
культуры юриста как служебного лица,
тем более личности руководителя.
В этом смысле руководитель должен
быть образцом для своих подчиненных,
так как грубость и несдержанность
роняет не только его авторитет, но
и порождает конфликтные
Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:
· повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.);
· специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);
· экстремальные формы общения (во время обыска, задержания и т.п.);
· невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).
Эти и другие формы делового общения юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта.
Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п. Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение. Любезность - готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается. Точность - своевременность выполнения обещанного или порученного дела. Высокая самоорганизованность - планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.
Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратиться в официальную форму лицемерия.
1.2 Формы проявления эстетической культуры юриста.
Формы проявления эстетической культуры юриста – это система эстетических требований, предъявляемых к внешней стороне деятельности юриста, его внешнему виду и манерам поведения.
Формы проявления эстетической культуры юриста - показатель его эстетического вкуса, идеалов.
В профессиональной деятельности
юриста существенное значение имеют
манеры поведения, связанные с его
психофизиологическими
· речевые (голос, его тембр, интонация);
· двигательные (мимика, жесты, движения тела);
· слуховые (умение слушать и слышать);
· зрительные (взгляд).
Любой человек, придя на прием к юристу, старается психологически оценить своего собеседника. От этого зависит, как правило, его поведение и желание помочь в ходе рассмотрения дела. Манеры поведения как форма проявления эстетической культуры (речевые, двигательные, слуховые, зрительные) способствуют установлению психологического контакта между участниками юридического процесса.
В процессе рассмотрения юридического дела юристу важно уметь распознавать черты характера различных людей, их вкусы и наклонности, чувства и намерения, доминирующее состояние психики по манерам поведения - мимике лица, жестам и движениям.
Благодаря этому юрист получает возможность своевременно сформировать объективное суждение о конкретной личности, о ее возможных действиях, решениях и выбрать соответствующую тактику и стратегию во взаимоотношениях. С другой стороны, манеры поведения самого юриста находятся под постоянным вниманием окружающих его лиц.
По мимике лица можно определить многие эмоции, поэтому юристу, если есть такая возможность, лучше общаться со всеми заинтересованными по делу лицами непосредственно, а не по телефону. Это связано с тем, что нередко по лицу человека мы узнаем больше, чем из его слов. Язык жестов и телесных движений обладает не меньшей информированностью для наблюдательного человека, чем мимика. Легче всего распознаются положительные эмоции - радость, восхищение, удивление. Труднее распознать отрицательные эмоции - печаль, гнев, раздражение, отвращение. Голос является настолько же характерной чертой человека, как отпечатки пальцев. Говорить можно громко или тихо, гневно или любезно, успокаивающе или раздражающе. По интонации, тембру голоса можно многое узнать о человеке. Нередко одна только манера разговоров производит на собеседника такое же впечатление, как и умные, дельные поступки. Важной особенностью голоса является то, что многие люди выражая свои мысли, как правило, размышляют над содержанием своих слов, а не над способом их изложения. Поэтому голос следует относить к первичным проявлениям человечеством природы.
Скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента человека, ее трудно искусственно изменять, в лучшем случае лишь на короткое время. Резкие колебания скорости (темпа) речи типичны для легковозбудимых, неуверенных в себе или недостаточно уравновешенных людей (у юристов неуверенность в себе чаще всего может быть вызвана недостаточной квалификацией и отсутствием опыта).
Ясное изложение мыслей - неразлучный спутник разума, лучшее его украшение, и нет ни одной ценной мысли, вторая бы не выиграла, будучи изложена четко и логично. Меткость и уместность сказанного слова имеют часто решающее значение для того понятия, которое им выражается.
Доброжелательность придает разговору солидность и компетентность. Следует очень осторожно проявлять свое остроумие, как бы живо оно ни было, потому что человек, находящийся в зависимом положении от юриста, не всегда его оценит положительно, а может посчитать эго признаком несерьезности следователя, адвоката, судьи.
Тон и манера разговора имеют почти такое же значение, как и его содержание. Следует обращаться на "вы", избегать слишком резкого тона в суждениях, потому что такая манера говорить оскорбляет гордость собеседника. По возможности речь юриста должна быть представлена в простых предложениях. В этом случае свидетель, подозреваемой и т.д. смогут лучше уловить смысл сказанного, в том числе и юридические термины.
Для юриста-практика характерным должно быть умение выслушать собеседника, какой бы степени важности не была его проблема. Невнимание к словам - личная обида для говорящего, которая обязательно скажется негативно в будущем. Невнимание к словам собеседника - это и невозможность сделать выводы, упущенные мелочи в разговоре, которые часто гораздо ближе к истине, чем заключения, сделанные из двух-трех важных событий.
В сложных случаях жизни человек склонен притворяться, в мелочах же постоянное притворство невозможно. Умение юриста (следователя, адвоката и др.) внимательно выслушать свободный рассказ способствует получению более полной и достоверной информации в ходе беседы с клиентом, обвиняемым (допроса и др.).
Ни в коем случае нельзя притворяться, что внимательно слушаете. Как бы не притворялся следователь, адвокат, отсутствие интереса или скука неминуемо проявится у них в выражении лица и жестах. Притворство в экcтpимaльныx условиях воспринимается оскорбительно. Недопустимо, к примеру, во время разговора рисование на бумаге.
Во время беседы необходимо повернуться лицом к говорящему и постоянно поддерживать с ним визуальный контакт. Особые требования юрист должен предъявлять к тому, как смотреть на своего собеседника. Надо помнить, что настойчивый взгляд часто вызывает у людей чувство протеста, рассматривается как вторжение в сферу личных переживаний.