Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа
Предмет исследования являются основные закономерности в формировании и развитии этикета и права.
Целью настоящего исследования является комплексное и всестороннее изучение многоаспектной проблемы соотношения этикета и религии в процессе социального взаимодействия представителей различных слоев общества.
Введение 3
Глава 1. Особенности этикета юриста. 5
1.1 Служебный этикет юриста 5
1.2 Формы проявления эстетической культуры юриста 7
1.3 Внешние атрибуты юриста 11
Глава 2. Этикет правовой деятельности. 13
2.1 Понятие и структура правовой культуры 13
2.2 Культура процессуальных документов 19
2.3 Судебный этикет 22
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Даже слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждебности. Важно, чтобы взгляд юриста свидетельствовал о его заинтересованности проблемами человека, который пришел к нему за оказанием правовой помощи.
Поэтому недопустимо, когда взгляд направлен в бесконечность "сквозь" глаза собеседника. Такой взгляд обычно расценивается как невнимательность или как подчеркнутое неуважение. Большое психологическое значение имеет взгляд юриста в зависимости от того, как соотносятся по высоте стулья (кресла) собеседников.
Взгляд снизу, особенно при склоненной голове и малой напряженности, говорит о покорности, услужливости. Взгляд сверху вниз при откинутой назад голове означает высокомерие, чувство превосходства, презрение. Следовательно, взгляды должны быть в одном уровне.
Таким образом, соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона социальному положению собеседника и конкретной специфике общения играет важную роль в юридической практике: они истоки служебного этикета юриста.
1.3 Внешние атрибуты юриста
Внешний вид следователя, прокурора, судьи оказывает существенное влияние на отношения к ним граждан.
Нередко установить контакт
с человеком следователю не удается
именно вследствие первоначальной антипатии,
вызванной его внешним видом:
неопрятной одеждой или такой, которая
не соответствует деловым
При первой встрече происходит оценка юриста с точки зрения восприятия особенностей его поведения и внешнего облика. На основе данной оценки юристу может быть дана своеобразная характеристика, как положительная, так и отрицательная.
Юрист должен обладать чувством прекрасного. Он не может не считаться с тем, какое впечатление он производит на людей своей внешностью. В одежде он должен отдать предпочтение деловому стилю. В контакте с клиентами, коллегами важно все: выражение лица, подтянутость, постриженные ногти и волосы, одежда, ее состояние, умение свободно чувствовать себя в ней.
В условиях социально-неоднородного общества юристу приходится общаться с людьми, которые отличаются по своему материальному положению, однако на всех он должен производить приятное впечатление, быть воплощением закона и справедливости.
Для отдельных категорий работников юридического труда (органов внутренних дел, прокуратуры, Конституционного Суда и др.) установлены стандарты внешнего вида при исполнении служебных полномочий - предписывается носить специальную форму.
Ношение форменной одежды сотрудниками правоохранительных органов подчеркивает государственно-властный характер их работы. Форменная одежда призвана способствовать повышению официальности в общении с людьми.
Неотъемлемой частью внешних атрибутов государства, органов власти, юридических организаций, учреждений является символика.
Символ - концентрированное зримое выражение основной идеи (понятия), структурно схожее с ней. Одной из форм символа является эмблема. Частным видом эмблемы является герб, флаг и другие атрибуты, воплощающие, прежде всего, идею национально-государственного единства и величия.
Для того чтобы постичь заложенную в символе идею, требуется активная работа ума воспринимающего субъекта. Символ выступает и средством общения между людьми, объединяет общности людей, занятых в определенной сфере труда, отражает общность интересов их членов, подчеркивает важность их деятельности в жизни общества, помогает узнать их принадлежность к конкретной профессиональной группе и др.
Глава 2.
2.1 Понятие и структура правовой культуры.
Прежде чем перейти к
Термин “культура” (от латинского cultura – возделывание, выращивание, обрабатывание) первоначально обозначал функцию, связанную с приобретением знаний, накоплению опыта, а в средние века появляется понятие духовная, умственная культура. Вот некоторые из множества определений культуры: культура – то, что слагается из знаний, верований, законов, нравственных норм и привычек, обычаев, различных способностей и привычек, усвоенных человеком как членом определённой социальной общности; культура – это не биологические аспекты поведения человеческого вида, включающие речь, изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов; культура – это особо регулируемый механизм общества, средство его адаптации к среде обитания и др. В общем, в одном определении вся суть понятия “культура” выражена быть не может. Культуру можно рассматривать с трёх разных точек зрения:
1) анторопологической, т.е культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных;
2) социологической, т.е.
культура – это сумма духовных
ценностей; культура –
3) философской, т.е. культура рассматривается среди явлений, не связанных с общественным развитием и выделяемых чисто аналитически.
Всё выше сказанное помогает определить, что правовая культура – весьма ёмкая по своему содержанию социальная категория. В специальной юридической литературе встречаются различные её определения. Е. В. Аграновская определяет правовую культуру как “элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка.” Т.А. Артеменко считает, что правовая культура – “это не просто отношение к праву (правосознанию), а, прежде всего уважение правовых норм и принципов.” Следовательно, не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Отсюда, по мнению И.Г. Смолиной правовая культура – «это глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это единство правовых знаний, оценок и поведения)». Ещё в одном из определений правовая культура определяется как качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.
Итак, можно сказать, что правовая культура – определенное “качество” правовой жизни общества, которое наиболее полно можно охарактеризовать только при рассмотрение всех его элементов. Какие же это элементы? Во-первых, правовую культуру определяет степень развитости правосознания населения. Правосознание – это отношение людей к праву, правовым явлениям, основанное на знаниях о праве и чувствах (восприятие на субъективном уровне). Правосознание – очень важный элемент правовой культуры. Велико его влияние на организацию общественной жизни. Недаром российский правовед И. А. Ильин обращал внимание на то, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других. Также И. А. Ильин считал, что правосознание необходимо рассматривать не только как совокупность воззрений на право, а ещё и как взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. От того, каким будет уровень, качество правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе.
В юридической литературе выделяется различное число элементов правосознания. Но наличие двух первых элементов, бесспорно, признают все, а именно правовую психологию и правовую идеологию.
1) Правовая психология – это реакция субъектов на право в виде чувств, эмоций, переживаний, настроений и т. п.
Правовой психологии присущи следующие признаки:
· познание права, правовых явлений на основе эмоций, переживаний, чувств и т. п. которые складываются, возникают стихийно;
· это познание приводит к определённым практическим результатам, имеющим значение для дальнейших правовых действий;
· в неё входят: общественный интерес; мотивы деятельности; психологический уклад; чувства, эмоции; настроения, иллюзии.
2) Правовая идеология – это системные знания о правовых явлениях. Это целостное осмысление права, происходящее на более высоком уровне. Причём познаётся не конкретная норма или документ, а всё право, т. е. его сущность, природа, социальное назначение.
Она выражает интересы целого государства, какого-то класса, политической партии, общественного объединения и т.д. и может быть письменно выражена (например: план, программа).
Выделяют следующие признаки правовой идеологии:
· связана с интересами определённого класса, партии и пр.;
· отражает представления о наиболее идеальном праве;
· она наполняет или дополняет конкретным содержанием научные знания и стремится постичь истину права. Но нужно иметь в виду, что в различных государствах, в различных правовых режимах она предлагает различные пути практической деятельности;
· в неё входят: идеи; концепции; правовые принципы; оценка перспектив развития права; цели, задачи принятия нормативно-правовых актов.
В структуру правосознания иногда включают следующий элемент:
3) Поведенческий (волевой) – это определённая готовность субъекта к совершению каких-либо действий, как правомерных, так и противоправных, основанная на правовой психологии и идеологии.
Элементы правосознания проявляются в его определённых функциях: гносеологической (познавательной), регулятивной, оценочной, прогностической, моделирующей, коммуникативной.
Правосознание можно классифицировать по следующим основаниям:
по субъектам:
1. индивидуальное правосознание
– это личное отношение
2. групповое правосознание – это отношение к праву групп, коллективов и т.п.;
3. общественное – это правосознание всего общества.
И по уровню:
1.обыденное правосознание – это отношение к праву обывателя или специалиста, для которого право не является основным занятием;
2. профессиональное правосознание – это правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, адвокатов);
3. научное правосознание – это правосознание, свойственное учёным-правоведам, специалистам в области правовой науки.
Во-вторых, правовую культуру определяет уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов), образовательную (деятельность студентов и слушателей юридических образовательных учреждений и пр.) и практическую (правотворческая и правореализующая деятельность).
От правотворческой
Соответственно влияет на правовую культуру и правореализация, а в частности правоприменение – властная деятельность компетентных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений, имеющая своей целью воплотить содержание правовых норм в жизнь. На качество правоприменительной деятельности оказывает влияние множество факторов: структура государственного аппарата, порядок взаимодействия его органов, профессионализм правоприменителя, его культура и многое другое.
Высокий уровень правовой деятельности предполагает:
· наличие сильной юридической науки;
·качественное преподавание юридических дисциплин в учебных заведениях;
· вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом;
· высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;
· соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;
· развитость и совершенство государственного аппарата;
· авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения;
· наличие гарантий независимости судебной власти;
· демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учёт приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;
· высокое качество правоприменительной деятельности.
В-третьих, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы нормативно-правовых актов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Важен уровень любого нормативно-правового акта каждый из них должен правовым. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым требованиям, с точки зрения его формы: быть по возможности кратким и что, особенно важно, понятным для населения, т. е. обладать ясностью, а вся необходимая дополнительная информация (определения, термины и пр.) должны быть доступны для населения; также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации.