Право и этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание

Предмет исследования являются основные закономерности в формировании и развитии этикета и права.
Целью настоящего исследования является комплексное и всестороннее изучение многоаспектной проблемы соотношения этикета и религии в процессе социального взаимодействия представителей различных слоев общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности этикета юриста. 5
1.1 Служебный этикет юриста 5
1.2 Формы проявления эстетической культуры юриста 7
1.3 Внешние атрибуты юриста 11
Глава 2. Этикет правовой деятельности. 13
2.1 Понятие и структура правовой культуры 13
2.2 Культура процессуальных документов 19
2.3 Судебный этикет 22
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 59.23 Кб (Скачать документ)

Даже слишком пристальный  взгляд многими воспринимается как  признак враждебности. Важно, чтобы  взгляд юриста свидетельствовал о его  заинтересованности проблемами человека, который пришел к нему за оказанием  правовой помощи.

Поэтому недопустимо, когда  взгляд направлен в бесконечность "сквозь" глаза собеседника. Такой  взгляд обычно расценивается как  невнимательность или как подчеркнутое неуважение. Большое психологическое значение имеет взгляд юриста в зависимости от того, как соотносятся по высоте стулья (кресла) собеседников.

Взгляд снизу, особенно при  склоненной голове и малой напряженности, говорит о покорности, услужливости. Взгляд сверху вниз при откинутой  назад голове означает высокомерие, чувство превосходства, презрение. Следовательно, взгляды должны быть в одном уровне.

Таким образом, соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона социальному положению  собеседника и конкретной специфике  общения играет важную роль в юридической  практике: они истоки служебного этикета  юриста.

 

1.3 Внешние атрибуты юриста 

 

Внешний вид следователя, прокурора, судьи оказывает существенное влияние на отношения к ним  граждан.

Нередко установить контакт  с человеком следователю не удается  именно вследствие первоначальной антипатии, вызванной его внешним видом: неопрятной одеждой или такой, которая  не соответствует деловым отношениям; неприятными манерами.

При первой встрече происходит оценка юриста с точки зрения восприятия особенностей его поведения и  внешнего облика. На основе данной оценки юристу может быть дана своеобразная характеристика, как положительная, так и отрицательная.

Юрист должен обладать чувством прекрасного. Он не может не считаться с тем, какое впечатление он производит на людей своей внешностью. В одежде он должен отдать предпочтение деловому стилю. В контакте с клиентами, коллегами важно все: выражение лица, подтянутость, постриженные ногти и волосы, одежда, ее состояние, умение свободно чувствовать себя в ней.

В условиях социально-неоднородного  общества юристу приходится общаться с людьми, которые отличаются по своему материальному положению, однако на всех он должен производить приятное впечатление, быть воплощением закона и справедливости.

Для отдельных категорий  работников юридического труда (органов  внутренних дел, прокуратуры, Конституционного Суда и др.) установлены стандарты  внешнего вида при исполнении служебных  полномочий - предписывается носить специальную  форму.

  Ношение форменной одежды сотрудниками правоохранительных органов подчеркивает государственно-властный характер их работы. Форменная одежда призвана способствовать повышению официальности в общении с людьми.

  Неотъемлемой частью внешних атрибутов государства, органов власти, юридических организаций, учреждений является символика.

  Символ - концентрированное зримое выражение основной идеи (понятия), структурно схожее с ней. Одной из форм символа является эмблема. Частным видом эмблемы является герб, флаг и другие атрибуты, воплощающие, прежде всего, идею национально-государственного единства и величия.

  Для того чтобы постичь заложенную в символе идею, требуется активная работа ума воспринимающего субъекта. Символ выступает и средством общения между людьми, объединяет общности людей, занятых в определенной сфере труда, отражает общность интересов их членов, подчеркивает важность их деятельности в жизни общества, помогает узнать их принадлежность к конкретной профессиональной группе и др.

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1 Понятие и структура  правовой культуры.

Прежде чем перейти к рассмотрению понятия непосредственно самой  правовой культуры, нужно выяснить, что представляет собой культура вообще.

Термин “культура” (от латинского cultura – возделывание, выращивание, обрабатывание) первоначально обозначал функцию, связанную с приобретением знаний, накоплению опыта, а в средние века появляется понятие духовная, умственная культура. Вот некоторые из множества определений культуры: культура – то, что слагается из знаний, верований, законов, нравственных норм и привычек, обычаев, различных способностей и привычек, усвоенных человеком как членом определённой социальной общности; культура – это не биологические аспекты поведения человеческого вида, включающие речь, изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов; культура – это особо регулируемый механизм общества, средство его адаптации к среде обитания и др. В общем, в одном определении вся суть понятия “культура” выражена быть не может. Культуру можно рассматривать с трёх разных точек зрения:

1) анторопологической, т.е культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных;

2) социологической, т.е.  культура – это сумма духовных  ценностей; культура – компонент  общественной жизни;

3) философской, т.е. культура рассматривается среди явлений, не связанных с общественным развитием и выделяемых чисто аналитически.

Всё выше сказанное помогает определить, что правовая культура – весьма ёмкая по своему содержанию социальная категория. В специальной  юридической литературе встречаются  различные её определения. Е. В. Аграновская определяет правовую культуру как “элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка.” Т.А. Артеменко считает, что правовая культура – “это не просто отношение к праву (правосознанию), а, прежде всего уважение правовых норм и принципов.” Следовательно, не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Отсюда, по мнению И.Г. Смолиной правовая культура – «это глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это единство правовых знаний, оценок и поведения)». Ещё в одном из определений правовая культура определяется как качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.

    Итак, можно сказать, что правовая культура – определенное “качество” правовой жизни общества, которое наиболее полно можно охарактеризовать только при рассмотрение всех его элементов. Какие же это элементы? Во-первых, правовую культуру определяет степень развитости правосознания населения. Правосознание – это отношение людей к праву, правовым явлениям, основанное на знаниях о праве и чувствах (восприятие на субъективном уровне). Правосознание – очень важный элемент правовой культуры. Велико его влияние на организацию общественной жизни. Недаром российский правовед И. А. Ильин обращал внимание на то, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других. Также И. А. Ильин считал, что правосознание необходимо рассматривать не только как совокупность воззрений на право, а ещё и как взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. От того, каким будет уровень, качество правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе.

     В юридической литературе выделяется различное число элементов правосознания. Но наличие двух первых элементов, бесспорно, признают все, а именно правовую психологию и правовую идеологию.

1) Правовая психология  – это реакция субъектов на право в виде чувств, эмоций, переживаний, настроений и т. п.

Правовой психологии присущи  следующие признаки:

· познание права, правовых явлений на основе эмоций, переживаний, чувств и т. п. которые складываются, возникают стихийно;

· это познание приводит к определённым практическим результатам, имеющим значение для дальнейших правовых действий;

· в неё входят: общественный интерес; мотивы деятельности; психологический  уклад; чувства, эмоции; настроения, иллюзии.

2) Правовая идеология  – это системные знания о  правовых явлениях. Это целостное  осмысление права, происходящее на более высоком уровне. Причём познаётся не конкретная норма или документ, а всё право, т. е. его сущность, природа, социальное назначение.

Она выражает интересы целого государства, какого-то класса, политической партии, общественного объединения  и т.д. и может быть письменно  выражена (например: план, программа).

Выделяют следующие признаки правовой идеологии:

· связана с интересами определённого класса, партии и пр.;

· отражает представления  о наиболее идеальном праве;

· она наполняет или  дополняет конкретным содержанием  научные знания и стремится постичь  истину права. Но нужно иметь в  виду, что в различных государствах, в различных правовых режимах  она предлагает различные пути практической деятельности;

· в неё входят: идеи; концепции; правовые принципы; оценка перспектив развития права; цели, задачи принятия нормативно-правовых актов.

В структуру правосознания  иногда включают следующий элемент:

3) Поведенческий (волевой) – это определённая готовность субъекта к совершению каких-либо действий, как правомерных, так и противоправных, основанная на правовой психологии и идеологии.

Элементы правосознания  проявляются в его определённых функциях: гносеологической (познавательной), регулятивной, оценочной, прогностической, моделирующей, коммуникативной.

Правосознание можно классифицировать по следующим основаниям:

по субъектам:

1. индивидуальное правосознание  – это личное отношение человека  к праву;

2. групповое правосознание  – это отношение к праву групп, коллективов и т.п.;

3.  общественное – это правосознание всего общества.

И по уровню:

1.обыденное правосознание – это отношение к праву обывателя или специалиста, для которого право не является основным занятием;

2. профессиональное правосознание – это правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, адвокатов);

3. научное правосознание – это правосознание, свойственное учёным-правоведам, специалистам в области правовой науки.

Во-вторых, правовую культуру определяет уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов), образовательную (деятельность студентов и слушателей юридических  образовательных учреждений и пр.) и практическую (правотворческая  и правореализующая деятельность).

От правотворческой деятельности, её уровня развития и качества существенно зависит правовая культура. При осуществление правотворчества должны соблюдаться принципы: законности, научности, демократизма, системности.

     Соответственно влияет на правовую культуру и правореализация, а в частности правоприменение – властная деятельность компетентных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений, имеющая своей целью воплотить содержание правовых норм в жизнь. На качество правоприменительной деятельности оказывает влияние множество факторов: структура государственного аппарата, порядок взаимодействия его органов, профессионализм правоприменителя, его культура и многое другое.

Высокий уровень правовой деятельности предполагает:

· наличие сильной юридической  науки;

·качественное преподавание юридических дисциплин в учебных  заведениях;

· вовлечение широких слоёв  населения в деятельность, связанную  с правом;

· высокий профессионализм  и качество законотворческой деятельности;

· соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;

· развитость и совершенство государственного аппарата;

· авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения;

· наличие гарантий независимости  судебной власти;

· демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учёт приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;

· высокое качество правоприменительной  деятельности.

В-третьих, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы нормативно-правовых актов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Важен  уровень любого нормативно-правового  акта каждый из них должен правовым. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым  требованиям, с точки зрения его формы: быть по возможности кратким и что, особенно важно, понятным для населения, т. е. обладать ясностью, а вся необходимая дополнительная информация (определения, термины и пр.) должны быть доступны для населения; также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации.

Информация о работе Право и этикет