Право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 02:41, курсовая работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что правовые нормы занимают особое место среди других социальных регуляторов в силу присущих им признаков. Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями, построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании, идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Общая характеристика системы нормативного регулирования…………5
1.1.Система нормативного регулирования………………………………………...5
1.2.Понятие, признаки социальных норм, их виды………………………………..9
1.3.Соотношение социальных норм с техническими нормами………………….13
Глава 2.Соотношение права и других социальных норм………………………..17
2.1.Нормы морали и нормы права: их связь и взаимодействие…………………17
2.2.Нормы-обычаи и нормы права………………………………………………...21
2.3.Корпоративные нормы и нормы права………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 57.90 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1.Общая характеристика системы нормативного регулирования…………5

1.1.Система нормативного  регулирования………………………………………...5

1.2.Понятие, признаки социальных норм, их виды………………………………..9

1.3.Соотношение социальных  норм с техническими нормами………………….13

Глава 2.Соотношение права  и других социальных норм………………………..17

2.1.Нормы морали и нормы  права: их связь и взаимодействие…………………17

2.2.Нормы-обычаи и нормы  права………………………………………………...21

2.3.Корпоративные нормы  и нормы права………………………………………..24

Заключение………………………………………………………………………….28

Список литературы…………………………………………………………………30

 

Введение

Актуальность темы обусловлена  тем, что правовые нормы занимают особое место среди других социальных регуляторов в силу присущих им признаков.

Сейчас, в условиях, когда  уже выработана концепция правового  государства, с присущими ему  существенными признаками и особенностями, построение правового государства  является одной из важнейших перспективных  задач, так как именно оно является, в современном понимании, идеальной  формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного  понимания правового государства. Объясняется это действием самых  различных факторов, таких как: особенности  исторического и культурного  развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие  политической и правовой систем, различия в понимании и осмыслении права, как универсального социального  регулятора общественных отношений  и связей.

Но для того, чтобы объективно определить в какой степени существующее положение приближенно к истине, следует разобраться в том, какое  место в современном обществе занимает право в его позитивном, т.е. юридическом смысле. В рамках данного вопроса следует разобраться  в том, какая же роль отведена праву  среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы  соотносятся и взаимодействуют  между собой, какие существуют тенденции  их развития и преобразования.

Проблема является актуальной, так как постоянно усложняется  и совершенствуется система общественных отношений, происходит эволюция ,   появляются  новые взаимосвязи системы.  Неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов.

Регулирование общественных отношений осуществляется путем  реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия. Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Право и мораль представляют для юридической науки приоритетный интерес. Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения. Отграничив право от морали, можно показать место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регулирования. Точно также исследуется и соотношение права с обычаями и корпоративными нормами.

Цель курсовой работы, таким  образом, заключается в изучении системы нормативного регулирования  общественных отношений.

Для достижения указанной  цели необходимо решение следующих  задач: дать понятие системы нормативного регулирования общественных отношений; провести классификацию норм; проанализировать соотношение права с другими видами социальных норм.

 

Глава 1.Общая характеристика системы нормативного регулирования

1.1.Система нормативного  регулирования

В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством  общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а  значит, и объективная необходимость  их социального регулирования, которое  характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных  требованиями данной общественной системы.

Существование и развитие социального регулирования, его  место и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически  конкретное общество объективно требует  строго определенной меры социального  регулирования, иначе неизбежны  отрицательные последствия для  социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность  социального регулирования, зависит  от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее  общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития.

Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все  более возрастает удельный вес социального; не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование, тем не менее, все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной личности; соответственно в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность-то, что, так или иначе, относится к общественному сознанию.

В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования  является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования  и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях.

В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение  качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая  дифференциация и интеграция; создается  в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который  является как бы ответом социального  регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного  развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость  в условиях цивилизации выражения  и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального  регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик  развития и функционирования его инфраструктуры.

Инфраструктура - это не просто структура социального регулирования  в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы… В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного «базиса», или «скелета», особого построения нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого регулирования.

Следует строго разделять  идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Первая - это такая модель основных организационно-нормативных  форм социальных регуляторов, которая  объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для  обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное положение организационно нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их реально существующую расстановку, которая, выражая ее идеальную модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей. В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особая, в наличии существующая реальность, данность нормативно-организующих форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное - упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений  данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих  правил, т.е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым  должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.

Индивидуальное - это простейшее социальное регулирование. Оно имеет  известные достоинства: позволяет  решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств  лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую  одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики, произвольных решений. Появление нормативного регулирования - первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования - упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола.

Весьма существенно, что  нормативное регулирование затрагивает  область общественного сознания, связывается с ним, связывается  с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе - это  масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде.

Разумеется, нормативное  регулирование имеет и свои минусы, в особенности в случаях, когда  оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается  при индивидуальном, разовом решении  жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая. Этим и объясняется потребность, которая  остро ощущается в ходе общественно-исторического  развития, - заполнить в необходимой  мере нормативное регулирование, в  том числе, правовое, индивидуальным. Однако это не должно заслонять громадных  социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая инфраструктура регулирования.1

Если говорить о системе  нормативного регулирования как  об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как  всю совокупность норм, посредством  которых осуществляется регуляция  поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов, между собой  в рамках объединений, коллективов, а так же взаимоотношений с  природой, регулируемых посредством  социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под «юрисдикцией» правовых норм.2

Однако, следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.

 

1.2.Понятие, признаки  социальных норм, их виды

Все виды норм (норма —  это определенное правило) можно  условно разделить на две группы:

— социальные;

— технические.

Технические нормы регулируют деятельность человека по использованию  природных ресурсов (нормы расхода  топлива, электроэнергии, воды и др.) и орудий труда. Социальные нормы  регулируют отношения людей друг с другом.

Важнейшим средством организации  общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы  традиций, обычаев и ритуалов. Эти  нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями  его развития.3

Социальные нормы —  правила поведения общего характера, которые складываются в отношениях между людьми в обществе в связи  с проявлением их воли (интереса), и обеспечиваются разными способами  социального влияния.

Информация о работе Право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений