Право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 02:41, курсовая работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что правовые нормы занимают особое место среди других социальных регуляторов в силу присущих им признаков. Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями, построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании, идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Общая характеристика системы нормативного регулирования…………5
1.1.Система нормативного регулирования………………………………………...5
1.2.Понятие, признаки социальных норм, их виды………………………………..9
1.3.Соотношение социальных норм с техническими нормами………………….13
Глава 2.Соотношение права и других социальных норм………………………..17
2.1.Нормы морали и нормы права: их связь и взаимодействие…………………17
2.2.Нормы-обычаи и нормы права………………………………………………...21
2.3.Корпоративные нормы и нормы права………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 57.90 Кб (Скачать документ)

Общее у корпоративных  норм и норм права состоит в  том, что они:

• регулируют типичные ситуации или вид отношений, а не отдельный  случай или конкретное общественное отношение;

• имеют многоразовое использование, т.е. рассчитаны на многократное повторение;

• имеют общий неперсонифицированный характер, т.е. относятся сразу ко многим, поименно не указанным, лицам;

• излагаются в письменных актах, принятых в официально установленном  порядке уполномоченными органами (государственными органами, съездами, конференциями, собраниями общественных объединений и др.).

В широком понимании система  корпоративных норм образует корпоративное  право. Узкое понимание используется в правовых системах англо-американского  типа. Корпоративное право там  приравнивается к акционерному праву, т.е. системе правил поведения, которые  регулируют отношения, складывающиеся внутри акционерного общества — предприятия, уставный капитал которого разделен на равные части. Это объясняется  доминированием акционерных обществ  над предприятиями, основанными  на государственной форме собственности, а также над предприятиями, основанными  на частной (индивидуальной) собственности.

Корпоративные нормы (нормы  всех организаций, включая предпринимательские) следует рассматривать как нормы, восполняющие пробелы в нормативной  системе права и имеющие субсидиарный (вспомогательный) характер.

Корпоративными нормами  должны регулироваться только те отношения, которые затрагивают основы жизни  коллектива (использование финансов, установление условий труда, поощрение работников, порядок применения мер ответственности и т.п.), т.е. трудовые и организационно-управленческие.

Корпоративные нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах, имеют правовой характер и находятся  в тесной связи с нормами права, изданными государством, так как:

1) в изданных государством  нормах права предусматривается  возможность коллектива корпорации  регулировать свое поведение  самостоятельно;

2) в нормах права определяются  направления корпоративного регулирования  посредством указания целей и  задач общественного и государственного  развития, того или иного нормативно-правового  акта либо назначения того  или иного вида общественной  деятельности;

3) в нормах права указываются  пределы корпоративного регулирования  (напр., согласно Кодексу законов  о труде Украины, дополнительные  льготы для работников могут  устанавливаться предприятиями  только за счет собственных  средств);

4) от корпоративных норм, как  и норм права, изданных государством, требуется соответствие природе  права как мере справедливости  и свободы, принципам права  (общим, отраслевым, межотраслевым);

5) нормы права в определенных  случаях определяют и процедуру  принятия корпоративных норм;

6) корпоративные нормы по своему  содержанию не должны противоречить  нормам общегосударственным;

7) корпоративные нормы, хотя  и опосредованным путём, обеспечиваются  государственным принуждением.

Юридическое значение корпоративных  норм заключается, прежде всего, в том, что они определяют правосубъектность  корпорации. В случае их нарушения  имеется возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений  учредительных документов акционерного общества, например, о порядке распределения  прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке.

В отличие от корпоративных, нормы, содержащиеся в уставах политических партий, не имеют правового характера. Поэтому вынесение решения о  нарушении устава политической партией  обжалованию в судебном порядке  не подлежит.

 

Заключение

Анализ теоретических  и нормативных источников позволяет сделать вывод о том, что право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Право  фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует.

 Нормативно-правовая  база  общества постоянно эволюционирует в связи с изменением уровня социально – экономического и политического развития общества.  Правовые нормы совершенствуются и стремятся отвечать потребностям членов общества. В этом  отличие права от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью уже на протяжении многих лет.

Следует  отметить, что  нормы права отличаются общеобязательностью, т.е. все субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия данных норм, попадают под их воздействие  и могут или должны руководствоваться  ею. Закрепленные в актах государства, правовые нормы носят формально-определенный характер и подлежат изменению только в особом, достаточно сложном порядке. Нормы права формулируются компетентными  высококвалифицированными лицами, объективно представляющими все стороны  общественной жизни и способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всего общества в целом.

Соотношение  права с  другими социальными нормами  заключается в следующем: в обществе «работают» и те и другие регуляторы общественных отношений. В спорных случаях необходимо руководствоваться правовыми нормами, но учитывать и правила морали, религии и т.д.  Есть  ситуации, когда закон  разрешает, а мораль «запрещает», и, наоборот, закон «запрещает», а мораль «разрешает». Важно учитывать воспитательные возможности всех видов регулирования общественных отношений. Отсутствие же «взаимопонимания» сказывается, в конечном счете, на регулятивных и воспитательных возможностях этих средств. Требуется корректировка соответствующих норм.

Независимо от формы и  содержания, а так же особенностей реализации обычаев, независимо от того, как они осуществляются сами по себе или во взаимосвязи или взаимодействии с правом, каждый обычай выполняет  в обществе весьма значительную регулятивную и воспитательную роль. Каждый обычай при этом выступает как неразрывная  составная часть единой системы  обычаев, всех социальных норм, существующих и функционирующих в обществе на том,  или ином этапе его  развития.

Корпоративные нормы в  значительной мере схожи с правовыми. Они, как и юридические нормы, документально закреплены, в известной мере детализированы, они имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных мер, санкций и т.д. Однако следует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с государственной деятельностью. Эти нормы уступают правовым по силе, сфере деятельности, категоричности, однако имеют и преимущества: выражают активность и инициативу, распространяют свое действие за пределы правового регулирования.

Итак, право можно выделить, как особый, приоритетный регулятор, характеризующийся рядом признаков, отличающих его от других видов социальных норм и делающих его на данный момент наиболее социально значимым.

 

Список литературы:

  1. Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 2004.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М, 2000 – 540с.
  3. Корельский В. М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М, 1998 – 658с.
  4. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. - М.: Спарк, 2002.
  5. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. - М.: Юрид.лит., 1986.
  6. Матузов Н.И., Малько А.В.. Теория государства и права.- М.,2004.
  7. Мордовец А. С., Синюкова В. Н.. Теория государства и права. – М.,2005.- 488с.
  8. Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. - Н.Новгород, 1999
  1. Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. (интернет-ресурс)

  1. С.А.Комаров,А.В.Мальков Теория государства и права (интерне –ресурс)

  1. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с.
  2. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. проф. М.Н. Марченко.- М.: Юридический колледж МГУ, 2005.
  3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с. 
  4. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. / Е.И. Темнов. —М: Издательство «Экзамен», 2003. ---320 с.
  5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.-М.: Спарк, 2006.

1 Алексеев С.С. Теория права. М., 1993 с. 32 - 34.

2 Общая теория права и государства. / под ред. В.В. Лазарева. М., 1996 с. 12.

3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права

4 См. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М„ 1911. С. 169—170.

5 Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000. С.744

6 Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с. – с.292

7 Корельский В. М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М, 1998. С. 254

8 Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. 1992. №1.

9 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М, 2000. С.190

 


Информация о работе Право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений