Правоотношение как элемент механизма правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы обусловлена важностью той роли, которую играет правовое регулирование в жизни общества и самой сущностью правового регулирования общественных отношений. Несмотря на то, что каждая отрасль права регулирует отдельный вид общественных отношений, имеет свои обусловленные собственной спецификой метод и объект, и не всякие отношения подвергаются только правовому регулированию, правоотношение, тем не менее, присутствует во многих общественных отношениях.

Содержание

Введение
1. Правовое регулирование в обществе
1.1 Предмет и метод правового регулирования
1.2 Способы правового регулирования
2. Механизм правового регулирования
2.1 Правоотношение в механизме правового регулирования
2.2 Содержание правоотношений
3. Структура правоотношения, субъекты правоотношения
3.1 Объекты правоотношения
3.2 Юридические факты
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

bestref-200746.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

Современная Гуманитарная Академия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по Теории государства  и права

По теме

Правоотношение как  элемент механизма правового  регулирования

 

 

Содержание

 

Введение

1. Правовое регулирование в обществе

1.1 Предмет и метод правового регулирования

1.2 Способы правового регулирования

2. Механизм правового регулирования

2.1 Правоотношение в механизме правового регулирования

2.2 Содержание правоотношений

3. Структура правоотношения, субъекты правоотношения

3.1 Объекты правоотношения

3.2 Юридические факты

Заключение

Список использованных источников

 

 

Введение

 

Актуальность данной работы обусловлена  важностью той роли, которую играет правовое регулирование в жизни  общества и самой сущностью правового регулирования общественных отношений. Несмотря на то, что каждая отрасль права регулирует отдельный вид общественных отношений, имеет свои обусловленные собственной спецификой метод и объект, и не всякие отношения подвергаются только правовому регулированию, правоотношение, тем не менее, присутствует во многих общественных отношениях. Понятие "правоотношение" является одной из важнейших категорий общей теории права. Это связано с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в котором право смыкается с объектом своего регулирования - социальной сферой. В результате правовое отношение складывается как весьма сложное правовое образование, являющееся элементом механизма правового регулирования общественных отношений. Теория правоотношений была подробно разработана ещё римскими юристами и с тех пор не претерпела сколько-нибудь значительных изменений. Она базируется на гражданско-правовых, имущественных, договорных отношениях с четко обозначенными сторонами и жесткими взаимными обязательствами. Однако с развитием общества и общественных отношений возникает необходимость пересмотреть, дополнить, сделать более гибким механизм правового регулирования, с тем, чтобы можно было с его помощью упорядочивать общественные отношения более общего и более высокого уровня. С учетом этих обстоятельств и был осуществлен выбор темы курсовой работы. Объектом данного исследования является механизм правового регулирования, а предметом – правоотношение как элемент механизма правового регулирования. Целью данной работы является рассмотрение механизма действия правового регулирования и выявление путем сопоставления различных точек зрения, высказанных в литературе, места правоотношения в этом механизме.

Достижение поставленной цели потребовало  решения следующих задач:

  • проанализировать понятия правового регулирования и правоотношения;
  • изучить способы и механизм правового регулирования;
  • рассмотреть содержание правоотношения;
  • выявить структуру правоотношений;
  • дать характеристику места правоотношения в механизме правового регулирования.

Методологическую основу исследования составил метод диалектического материализма. Наряду с этим применялись такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Раскрытие темы потребовало изучения ряда нормативных актов, в частности, Конституции Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и  материалов периодических изданий. Теоретическую основу данной курсовой работы составили труды отечественных ученых: С. С. Алексеева, В. В. Лазарева, А. Б. Венгерова, Л. Н. Завадской, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. Н. Протасова, Р. О. Халфиной.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и представляет собой три раздела, посвященных анализу понятия правового регулирования, способов и механизма правового регулирования, понятия правоотношения и характеристике правоотношения как элемента механизма правового регулирования.

 

1. Правовое регулирование в обществе

 

Взаимодействие норм права и  правосознания осуществляется в  рамках правового регулирования  общественных отношений. Как отмечает В. В. Лазарев, "главное качество права – способность оказывать реальное воздействие на деятельность и поведение людей, а через это – осуществлять прогрессивные изменения в обществе, утверждать во взаимоотношениях людей начала цивилизованности и социального партнерства".

Понятие правового регулирования  представляет важную общетеоретическую категорию, которая позволяет, по мнению С. С. Алексеева, собрать вместе явления правовой действительности, связанные с решением жизненных ситуаций (нормы, правоотношения, юридические акты), обрисовать их как целостность (при помощи понятия "правовая система"), и таким образом высветить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе.

Многие ученые отмечают, что право  регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. Предметом правового регулирования в общем смысле является то, что подпадает под действие правовых норм. Как отмечает Н. И. Матузов, "Государство не ставит своей целью тотальную юридическую регламентацию общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами – моралью, обычаями, традициями и т.д. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые".

Предмет и метод правового регулирования  являются системообразующими факторами, лежащими в основе деления права  на отрасли и институты. Методы правового регулирования - это приемы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств.

 

1.1 Предмет и метод правового регулирования

 

Правовое регулирование включает в себя, с точки зрения В. В. Лазарева, следующую деятельность:

1) специфическую деятельность государства (его нормотворческих органов), связанную с выработкой юридических установлений и определением юридических средств обеспечения их действенности (в данном аспекте содержанием правового регулирования охватывается многообразная деятельность нормотворческих органов государства, связанная с выбором типа, методов, способов регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств регулирования, т.е. формированием того юридического инструментария, который объективно необходим в данных социально-экономических и политических условиях для обеспечения нормального функционирования гражданского общества, его институтов, организации жизнедеятельности людей на цивилизованных началах);

2) деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования своего поведения с правом (его принципами, целями, назначением). "Выделение данного вида правовой регуляции (наряду с государственным регулированием), думается, согласуется с современными взглядами на правопонимание (и правообразование), исключает на практике утверждение монополии государства на "производство" права".

Как считают многие ученые, важно  правильно определить сферу и  пределы правового регулирования, чтобы исключить использование  юридических инструментов там, где  требуются иные способы социальной регуляции.

Так, регулирование круга отношений, относимых к частной жизни, как и она сама, осуществляется преимущественно с помощью морали, поглощающей обычаи и религиозные нормы. В целом, как считают многие авторы, "регулирование частной жизни человека осуществляется в комплексе взаимосвязей права с моралью и другими социальными нормами".

Таким образом, не все действия и отношения социальных объектов могут становиться объектом правового регулирования. Сфера правового регулирования – это область потенциальных правовых отношений, она не может определяться лишь задачами государства и очерчиваться предписаниями закона. Сфера правового регулирования и сфера действия закона, таким образом, могут не совпадать, но данный вывод не противоречит характеру цивилизованных форм общения, присущих современному обществу, которому присущи инициатива и правовая свобода граждан.

В непосредственной связи с пониманием сферы и пределов правового регулирования  находится понятие предмета правового регулирования. Ряд ученых, например, В. В. Лазарев, считают, что предметом правового регулирования являются разновидности общественных отношений и действий индивидов и коллективов людей, которые объективно могут быть урегулированы правом и требуют юридического воздействия.

Н. И. Матузов под предметом правового регулирования понимает определенные виды общественных отношений, к которым относит: "а) субъекты – индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес; г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений".

С. С. Алексеев указывает, что в качестве непосредственного предмета правового регулирования выступает волевое поведение участников общественных отношений, через которое только и можно осуществлять стимулирование или принуждение. А совокупность юридических способов правового регулирования составляют его метод.

По мнению Н. И. Матузова в понятие метода правового регулирования как собирательной категории входят: установление границ регулируемых отношений; издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении; наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения; определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

В целом, метод правового регулирования  — это способы воздействия  отрасли права на определенный вид  общественных отношений, являющийся предметом  ее регулирования. Метод непосредственно  определяется предметом правового  регулирования: именно конкретное содержание вида общественных отношений определяет своеобразие способов юридического воздействия.

Многие ученые выделяют диспозитивный и императивный методы правового регулирования. Несмотря на то, что они применяются главным образом в гражданском и уголовном праве (соответственно), в разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма – это властное предписание, веление государства; в то же время она дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона.

 

 

1.2 Способы правового регулирования

 

Среди способов правового регулирования  большинство ученых выделяют позитивное обязывание, дозволение и запрещение.

С. С. Алексеев использует категорию  "правовой режим" для обозначения особых комплексов юридических средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, позитивных обязываний.

В качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации, которые действуют как своеобразные стимулы к правовому поведению.

Методы правового регулирования  используют различные сочетания  этих составляющих. К примеру, императивный метод – строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридического установления. В качестве основного юридического средства используется властное предписание. Этот метод присущ административному и уголовному праву, хотя используется и конституционным правом. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является государственно-властное предписание (приказ о переводе на другую работу, решение суда).

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности  в выборе того или иного поведения  участниками регулируемых отношений. Он допускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по своему усмотрению. Законом же лишь определяются пределы такого усмотрения либо устанавливаются определенные процедуры. Данный метод специфичен для гражданского, семейного права. В его основе лежат свободное (неподчиненное) положение участников правоотношений и договор как источник возникновения. Если императивный метод как бы вынуждает участников отношения вступать в юридическую связь, то диспозитивный связан с тем, что фактические действия граждан, их организаций, складывающиеся на этой основе отношения имеют приоритет перед юридическим установлением.

Информация о работе Правоотношение как элемент механизма правового регулирования