Правоотношение как элемент механизма правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы обусловлена важностью той роли, которую играет правовое регулирование в жизни общества и самой сущностью правового регулирования общественных отношений. Несмотря на то, что каждая отрасль права регулирует отдельный вид общественных отношений, имеет свои обусловленные собственной спецификой метод и объект, и не всякие отношения подвергаются только правовому регулированию, правоотношение, тем не менее, присутствует во многих общественных отношениях.

Содержание

Введение
1. Правовое регулирование в обществе
1.1 Предмет и метод правового регулирования
1.2 Способы правового регулирования
2. Механизм правового регулирования
2.1 Правоотношение в механизме правового регулирования
2.2 Содержание правоотношений
3. Структура правоотношения, субъекты правоотношения
3.1 Объекты правоотношения
3.2 Юридические факты
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

bestref-200746.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования: а) общедозволительное, т.е. такое, в основе которого находится  общее дозволение и которое поэтому  строится по принципу "дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом"; б) разрешительное, т.е. такое, в основе которого лежит общий запрет и которое поэтому строится по принципу "запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом". На преобладание общедозволительного или разрешительного регулирования влияют разнообразные факторы - исторические традиции, уровень культуры, характер правовой системы, особенности регулирования отношений (так, для имущественных отношений характерно преобладание дозволительного регулирования, а для охранительных – запретительного).

Ряд ученых, в том числе С. С. Алексеев, отмечают, что выбор способа правового регулирования (в особенности запрета) – определяется социальной необходимостью и по самой своей субстанции имеет черты социально-правового феномена.

По мнению ученого, способы правового  регулирования являются "пружинами", исходными юридическими началами правового регулирования. Позитивные обязанности, дозволения и запреты образуют глубинный слой в механизме правового регулирования, а "общие дозволения и общие запреты - это своего рода фокус, опорный стержень этого слоя - та главная пружина, которая во многом определяет особенности социального регулирования, именуемого "юридическим"".

 

 

2. Механизм правового регулирования

 

В наиболее общем виде механизм правового регулирования, по мнению С. С. Алексеева, может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Однако существуют и другие определения механизма правового регулирования в отечественной юриспруденции. Например, В. Н. Хропанюк определяет его как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений.

А. В. Малько под  механизмом правового регулирования понимает систему правовых средств позволяющих наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями. В связи с этим ученый считает, что всякое управление направлено на достижение порядка в определенной системе, который достигается, как правило, в процессе преодоления стоящих на этом пути препятствий. В целом, исходя из этой концепции, механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Приведенные точки  зрения объединяет взгляд на механизм правового регулирования как  на "систему правовых средств", но в остальном позиции выше названных ученых расходятся.

В теории права  существует еще более широкая  точка зрения на решение данной проблемы. Л. Н. Завадская предлагает противопоставить механизму правового регулирования  более ценный механизм реализации права, включающий в себя механизм правового  регулирования в качестве одного из элементов. При этом механизм правового регулирования понимается как система средств, с помощью которых осуществляется властное регулирование, а механизм реализации права представляется как система общественного контроля над государством, использующим механизм правового регулирования.

Интересной представляется точка  зрения Н.И. Матузова, который различает  трактовку механизма правового  регулирования в узком и широком  смысле слова. Механизм правового регулирования  в узком смысле слова включает все то, без чего невозможно регулирование общественных отношений, а именно жесткое и властное их нормирование государством, законом. В широком же смысле механизм правового регулирования охватывает всю совокупность правовых явлений, действующих в обществе и оказывающих то или иное влияние на сознание и поведение субъектов. Следовательно, Н.И. Матузов под механизмом правового регулирования в узком смысле слова понимает собственно механизм правового регулирования, в широком смысле – механизм правового воздействия.

Опираясь на названные  определения механизма правового  регулирования можно сделать  следующий вывод: механизм правового  регулирования призван обеспечить практическую реализацию поставленных законодателем целей, гарантировать  достижение запланированного в праве результата и, в конечном счете, обеспечить практическую реализацию интересов субъектов правовых отношений. Механизм правового регулирования – это специфический юридический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и обеспечивающий доведение процесса управления до определенного логического результата.

 

2.1 Правоотношение в механизме правового регулирования

 

Правовое регулирование  представляет собой длящийся во времени  и пространстве процесс. Большинство  правоведов выделяют основные элементы механизма правового регулирования в зависимости от той стадии правового регулирования, на которой они вступают в силу, так как на каждой стадии данного процесса как бы "проявляется" определенная совокупность правовых средств. Подобный подход позволяет охватить различные юридические средства и представить их в виде единой функциональной системы, показать их внутреннюю логику, отразить роль и функциональное назначение каждого юридического инструмента в общей схеме механизма правового регулирования.

С точки зрения В. В. Лазарева различаются  две основные стадии правового регулирования - определение правового положения  субъектов права и возникновение  правоотношений и одна факультативная - правоприменительная. Однако ученый считает, что акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей, т. е. деятельность участников правоотношений, связанную с достижением ими фактических целей, являются содержанием механизма правореализации, а не правовой регуляции.

А. Я. Курбатов выделяет четыре взаимосвязанных стадии процесса правового регулирования: регламентация (урегулирование) общественных отношений (деятельности их участников), то есть разработка и принятие юридических норм (правотворчество); возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений); реализация норм права, т. е. фактическая реализация лицами своих прав и исполнение обязанностей; применение права (правоприменительная деятельность). Причем четвертая стадия может отсутствовать, осуществляться между первой и второй, второй и третьей стадиями.

В соответствии с этими стадиями выделяют основополагающие элементы механизма правового регулирования, каковыми являются нормы права, субъективные права, юридические обязанности, юридические  факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов.

Эти элементы составляют систему правовых средств воздействия  на общественные отношения (деятельность их участников) и составляют специфический  механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования представляет собой систему различных по своей природе и функциям средств, позволяющих достигать цели. Это свидетельствует о том, что данный механизм не просто случайный набор различных юридических средств, объединенных произвольно в единую категорию; это комплекс правовых элементов, взаимосвязанных общей целью в единую систему. Применение термина "механизм" неслучайно, так как юридические средства, объединенные в одну систему, организованы особым образом, "выстроены" так, чтобы действовать согласованно, последовательно и поэтапно. Категория "механизм правового регулирования" призвана показать, как, посредством каких средств, происходит специально-юридическое воздействие на общественную жизнь, какие этапы оно проходит.

В целом многие ученые выделяют три основных звена механизма правового регулирования. Это, во-первых, юридические нормы - основа правового регулирования, когда на уровне позитивного права закрепляются в абстрактном виде типизированные возможности и необходимость определенного поведения субъектов. Затем - правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие при наличии конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов) абстрактные возможности и необходимость на плоскость конкретных, адресных субъективных юридических прав и обязанностей, и, следовательно, - переключающих правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов - носителей прав и обязанностей. Третье звено - акты реализации прав и обязанностей, в соответствии с которыми наступает запрограммированный в позитивном праве результат в жизни общества, решается ситуация (дело).

Таким образом, можно  убедиться, что правоотношение –  центральное звено механизма  правового регулирования.

В. В. Лазарев  следующим образом определяет правоотношение. Правоотношение - это объективно возникающая в обществе в соответствии с законом или даже до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством или гарантированном и охраняемом им в лице определенных органов.

Правоотношение  определяет конкретное поведение (деятельность) сторон и вносит элемент урегулированности и порядка в общественную практику, имеет социально-экономическую основу и собственно юридические свойства.

Их юридическая  специфика в том, что, во-первых, участниками  правоотношений могут быть только субъекты права, т.е. лица, обладающие правосубъектностью; во-вторых, основная масса правоотношений, без предусматривающих их юридических норм, не возникает; в-третьих, для правоотношений характерна специфическая связь сторон в форме взаимных прав и юридических обязанностей; в-четвертых, в основе возникновения правоотношений лежит юридический факт (фактический состав); в-пятых, правоотношения, возникающие на основе юридических норм, гарантируются и охраняются государством.

Структуру правоотношений образуют субъекты (физические и юридические лица); объекты (материальные и нематериальные блага); содержание (материальное - дозволенное  поведение обязанного лица и юридическое  – субъективные права и юридические  обязанности).

 

2.2 Содержание правоотношений

 

Правоотношение - одна из центральных  правовых категорий, многие аспекты  которой до сих пор относятся  к числу дискуссионных в юридической  науке. Такими аспектами являются соотношение  правоотношений и юридических норм, признаки, сущность правоотношений, а также более детальные их характеристики.

Правоотношения можно рассматривать  в широком и узком смысле, т.е. выделять два их вида по отношению  к юридическим нормам. Под правоотношением  в широком смысле понимается объективно возникающая до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством.

Под правоотношением в узком смысле слова понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемом государством в лице его органов. Иными словами, под правоотношением этого вида понимается юридическая норма в действии. Лица, обладающие правами, называются управомоченными, а несущие обязанности – обязанными.

Правоотношений, которые возникают  в связи с юридическими нормами  и на их основе, в жизни большинство. Они служат средством перевода общих  установлений юридической нормы (объективного права) в конкретные субъективные права  и обязанности сторон (субъектов) правоотношений. Специфика этого вида правоотношений состоит в том, что с их возникновением для одних лиц (управомоченных) открывается предусмотренная юридическими нормами и обеспеченная государством возможность использовать в своих интересах и целях поведение других лиц (обязанных), для которых соответствующее поведение становится общественно необходимым. В строгом смысле - это законоотношения.

По мнению В. В. Лазарева, содержанием  правоотношений являются субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право - это право данного субъекта, это вид и мера его возможного поведения. Возможность эта троякого рода: возможность собственных поступков, возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц и возможность обратиться за поддержкой и защитой к государству. А юридическая обязанность – вид и мера должного поведения лица.

Субъективное право, или право  отдельного лица, - необходимое понятие  правовой системы и правовой науки. При этом лицо может быть отдельной  личностью, т.е. индивидом, а может иметь коллективный характер, т.е. быть коллективным субъектом, в том числе органом государства, общественной организацией, коммерческим предприятием и т.п. Тогда это субъективное право коллективного субъекта правоотношения. Субъективное право производно от объективного, "книжного" права.

Сущность субъективного права  состоит в гарантированной возможности  совершать определенные действия. Юридически возможное поведение имеет три  формы своего проявления. Во-первых, это возможность управомоченного лица вести себя активно, совершать любые действия, как предусмотренные юридическими нормами, так и не запрещенные законом. Во-вторых, это возможность требовать от обязанного лица совершения активных действий или воздержание от действий. Например, право требовать возврата долга по договору займа; уплаты денег за проданное имущество и передачи купленного имущества по договору купли-продажи. В-третьих, это право притязания или возможность обратиться за защитой своего нарушенного права в правоохранительные органы, т.е. привести в действие охранительный механизм государства. Так, при совершении кражи имущества собственник имеет право сделать соответствующее сообщение или заявление в милицию. Гражданин, считающий, что его незаконно уволили с работы, имеет право обратиться в суд с иском о восстановлении на работе.

Информация о работе Правоотношение как элемент механизма правового регулирования