Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 14:07, курсовая работа
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и структура правосознания.
Соотношение права и правосознания…………………………………………3
Глава2.Правотворческая деятельность…………………………………………………………………...10
Роль правосознания в непосредственной
реализации права………………………………………………………………12
Глава 3. Профессиональное правосознание и
правоприменительная деятельность………………………………………….14
Глава 4. Дефекты правосознания и
пути их преодоления..........................................................................................28
Заключение……………………………………………………………………..34
Список
литературы……………………………………………………………………..35
Сравнивая различные виды правотворческой деятельности, осуществляемой в России, с правотворческой деятельностью государственных органов Великобритании и других стран, нетрудно заметить, что между ними есть как общее, так и особенное. Последнее проявляется, в частности, в наличии у той и другой стороны своих особенных видов правотворческой деятельности (в Великобритании – судебная правотворческая деятельность, в России – правотворчество с помощью референдума и путем заключения правовых договоров), в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов, в установлении особого порядка законодательного закрепления правотворческой деятельности государственных органов и др.
Говоря об общности правотворческой деятельности различных государств, следует обратить внимание, прежде всего на общность организационно-технических и иных целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную правовую систему, а также на сходство средств и основополагающих принципов осуществления правотворческой деятельности.
В научной
и учебной литературе в связи
с этим совершенно справедливо указывается
на то, что правотворческая
Правотворческая деятельность в демократическом государстве строится на следующих принципах:
а) принцип гласности, подразумевающем, что правотворческая деятельность компетентных органов должна осуществляться в открытой и доступной для всех форме. Только «прозрачность» правотворческих процедур позволяет избежать негативных последствий лоббизма;
б) принцип демократизма, отражающем участие населения в правотворчестве, учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов, отражение в них мнений и пожеланий тех, кого коснутся нормы принимаемого акта;
в) принцип научности, содержанием которого является адекватное отражение в нормативных актах реальной действительности и перспектив развития общества, привлечение научных учреждений, ученых, экспертов, специалистов-практиков к процессу право творчества, обязательность прогноза последствий принятия нормативного акта;
г) принцип законности, представляющем собой требование неукоснительного соблюдения установленных законом требований к порядку и процедуре правотворчества, строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение компетенции органа, принимающего правовой акт;
д) принцип
исполнимости, подразумевающем финансовое
обеспечение нормативно-
е) принцип профессионализма, согласно которому правотворческая практика требует профессиональной подготовки ее субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники. Она должна обеспечить логическую последовательность изложения основных положений нормативно-правового акта, отсутствие внутренних противоречий в тексте, компактность нормативного материала, ясность и доступность языка закона, точность и определенность его формулировок. Правильное использование юридической техники обеспечивает точное выражение воли законодателя, целенаправленное использование нормативных актов в практической работе, способствует повышению эффективности права.
В изложении текстов законов России и других стран, по общему правилу, используется особый, официально-деловой стиль. Он существенно отличается как от стиля художественных литературных произведений, так и от стиля обыденной разговорной речи. В текстах законов и иных нормативно-правовых актов не допускается общих рассуждений и изложения каких бы то ни было научных положений, художественных сравнений, деклараций, призывов, текстовых длиннот, неоправданных сокращений.
Достоинства
языка закона, его изящество, писал
болгарский ученый Б. Спасов, выражаются
иными способами, а именно – «посредством
строгой логичности, краткости, точности
и ясности». Наряду с этим язык закона
является внушительным, он уважаем и «в
состоянии мотивировать определенное
поведение, предписываемое нормативным
поведением».
Роль правосознания в непосредственной реализации права
Правосознание – неизбежный спутник права. Существование права нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических прав и обязанностей субъектов до тех пор, пока они не «пройдут» через сознание человека. С другой стороны, реализация права, по сути дела, есть процесс интеграции норм в правосознание народа, конкретных социальных групп.
Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость.
С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством. Будучи мощным средством нравственного и интеллектуального воздействия, право «в текстах» активно способствует развитию тех или иных правовых представлений и чувств. С другой – право и законодательство как позитивные феномены государственного правопорядка находятся в не менее сильном и мощном «силовом поле» сложившегося уровня и характера правосознания общества, ограничены этим правосознанием, испытывают зависимость от него в процессе как правотворчества, так и право реализации.
Роль правосознания в правотворческой деятельности заключается прежде всего в том, что сознание в форме правовой идеологии выступает ведущей детерминантой современного правообразования. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан и правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.
Понятно, что
на этих стадиях правосознание играет
ведущую роль – как в виде психологических
ожиданий и стремлений людей в
сфере права, так и в форме
исповедуемых законодателем философских,
социально-экономических и
Государство, формулируя юридические нормы, в первую очередь должно опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать лучшие их образцы, стремиться не к абстрактно-оторванному от жизни и духа страны «творчеству» закона, а объективированию в действующем праве уже интегрированных в общественное сознание эталонов и регуляторов поведения.
В последние
годы в связи с процессом демократизации
в России, созданием представительных
органов государственной власти, обладающих
реальными полномочиями в сфере правотворчества,
роль общественного мнения по вопросам
юридической политики заметно возросла.
Законодатель – депутатский корпус, избираемый
свободными демократическими выборами
на альтернативной основе, в своей деятельности
стремится опереться на действительные
интересы и потребности различных социальных
групп, мнение которых выступает побудительными
мотивами при подготовке тех или иных
законопроектов-. Существенно возросло
значение юридической
науки в работе правообразовательного
механизма, что накладывает на отечественную
правовую теорию, научное правосознание
большую ответственность за обоснованность
и качество своих рекомендаций. Не менее
значима роль правосознания в нормальном
функционировании правореализац
1. Правосознание
образует необходимый
2. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Трудно представить случай применения юридической нормы вне контекста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. Должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосознания сделать это невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу. Роль правосознания возрастает при вынесении решения по делу. Так, при назначении наказания, в целом определении меры уголовной ответственности суд, руководствуясь законом и своим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности деяния и деятеля, особенности личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие его вину (ст. 60 УК РФ)2.
Таким
образом, правосознание как бы пронизывает
весь механизм правового регулирования
и правового воздействия на общественные
отношения: оно не только предшествует
созданию юридических норм, но и «сопровождает»
их на всем протяжении действия норм и
даже после отмены. От специфики правосознания
общества, уровня его зрелости во многом
зависят сила права, эффективность всего
правового регулирования.
Глава 4. Профессиональное правосознание и правоприменительная деятельность
Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.
Профессиональное правосознание складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении — одна из бед нашего общества.
«Применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний». Применение права представляет собой особую форму реализации права. Особую, потому что она дополняет три основных формы реализации права, протекая то в одной, то в другой, то в третьей форме:
Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы не возможна при использовании непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи можно сгруппировать в несколько больших групп:
- когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лице компетентных органов (например, назначение пенсии или призыв на военную службу).
- когда нужно
установить наличие или
- когда правовой спор не может быть разрешен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества при разводе).
- когда совершено
правонарушение и необходимо
определить для
Но юридическое решение конфликта еще не означает его ликвидацию в социальном плане. Например, применение права при призыве на военную службу призывников-отказников может породить более серьезный конфликт между конкретным лицом и государством. Поэтому перед субъектами правоприменения всегда должна стоять цель не только восстановить нарушенное субъективное право, принудить лицо к исполнению социально необходимого поведения, но и ликвидировать причины и условия, которые привели к конфликту.
С помощью
правоприменительной деятельности устраняются
противоречия не только во всех сферах
общественной жизни, но и в самой правовой
системе.
Например, при столкновении компетентного
органа с той или иной проблемой в области
применения права, внимание должностных
лиц обращается на несовершенство законодательства
в данном вопросе, на опыте правоприменительной
деятельности базируются законодатели
при разработке новых и доработке действующих
правовых норм. Материалы правоприменения
говорят об определенных недостатках
в работе самих компетентных органов и
показывают пути их устранения.
Информация о работе Правосознание, его роль в правотворчестве и реализации права