Правосознание, его роль в правотворчестве и реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и структура правосознания.
Соотношение права и правосознания…………………………………………3
Глава2.Правотворческая деятельность…………………………………………………………………...10
Роль правосознания в непосредственной
реализации права………………………………………………………………12
Глава 3. Профессиональное правосознание и
правоприменительная деятельность………………………………………….14
Глава 4. Дефекты правосознания и
пути их преодоления..........................................................................................28
Заключение……………………………………………………………………..34
Список
литературы……………………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ТГП.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

    Акты применения права, их виды. Их отличия от нормативно-правовых актов.

Итогом правоприменительной  деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы и решения, полученные на других двух стадиях правоприменения.

    «Правоприменительный акт – это документ, в котором содержится индивидуально–конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела».3 Это определение предполагает, что правоприменительный акт – это документ, но он может быть выражен и словом 
(например, голосование судьи если в судебном заседании принимает участие более одного судьи), и даже жестом (например, взмах жезлом работника 
ГИБДД). Поэтому более подходящим представляется определение В.В. Лазарева: 
«Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально- определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления».

   «Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности».

   Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется  определенными специфическими чертами.

- Во-первых, акт  применения исходит от компетентных  органов, поэтому и сам носит  государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации.

- Во-вторых, он  носит конкретно-индивидуальный  характер, поскольку адресован конкретным  субъектам, указывает на то, кто  при данной ситуации обладает  субъективными правами и юридическими обязанностями и какими.

- В-третьих, акт  применения права является обязательным  к исполнению.

   Он обладает юридической силой – свойством порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила правоприменительного акта базируется на государственно-властных полномочиях принимающего его органа и на юридической силе применяемой нормы права.

- В-четвертых,  акт применения права имеет  определенную установленную законом  форму.

    Большинство актов применения права являются актами - документами. В них есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов- документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. 
Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного.

   Наименование акта правоприменения может совпадать с наименованием нормативно-правового акта (например, «указ»), поэтому необходимо четко представлять принципиальные отличия одних от других. Самое главное отличие состоит в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально- конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера. «Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально- конкретные предписания адресованы конкретным субъектам права, они регулируют конкретные общественные отношения (конкретные ситуации) и имеют обычно разовое значение».

   Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

- по форме  можно выделить: указы, приговоры,  решения, постановления, приказы и т.д.

- по субъектам  их издающим различаются: акты  государственных органов и общественных  организаций; акты органов власти  и исполнительно- распорядительных  органов; акты высших органов  власти и управления и местных  органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.

- в зависимости  от содержания общественных отношений  и применяемых к ним норм  права правоприменительные акты  следует подразделять на регулятивные  и правоохранительные. Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

- Регулятивные  акты направлены на конкретизацию  правомочий, на положительные действия  управомоченных субъектов, а также  конкретизацию юридических обязанностей.

- Правоохранительные  акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.

- по своему  юридическому значению акты применения  права различают основные и  вспомогательные.

- Основные акты - это акты, которые содержат веление,  выражающее конечное решение  юридического дела (приговор, решение  суда).

- Вспомогательные  - это акты, которые содержат предписания,  подготавливающие издание основных  или же направленные на них  осуществление (различные акты  надзора и контроля, акты следственных  действий).

- в зависимости  от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся

(регистрация  брака, зачисление в ВУЗ);

- по предмету  правового регулирования различают  акты уголовно- правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;

- в соответствии  с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;

- по тому, на  какой круг лиц распространяют  свое действие акты применения  различают: общего действия и  индивидуальные;

- по внешней  форме выражения правоприменительные  акты могут быть устными, письменными  и конклюдентными;

- по степени отражения нормативного веления в содержании актов:

- а) первичные

- б) производственные

- в) смешанные

- по сферам  использования:

- а) хозяйственные

- б) социально-культурные

- в) административно-политические.

Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

Требования к  правоприменительной деятельности.

    Правоприменение всегда связано с уяснением смысла правовых требований. 
Основными требованиями к правоприменительной деятельности являются: 
Обоснованность - это означает, что:

1. Должны быть  выявлены все относящиеся к  делу факты;

2. Такие факты  должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

3. Все недоказанные  и сомнительные факты не должны  быть приняты во внимание и  отвергнуты.

    Обоснованность - это подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами. Важность этого требования подтверждается хотя бы тем, что правило по которому неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, прописано в части 3 статьи 49 Конституции Российской 
Федерации.

    Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности ссылками на целесообразность.

    Второй аспект целесообразности в праве - это соответствие деятельности лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.

    Орган, применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должен в то же время действовать инициативно, с максимальным учетом особенностей места и времени исполнения. 
     Законность- означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права 
(их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.

    Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.

    Справедливость - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам общества, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

     Справедливость акта применения права - это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества. От того насколько убедительно и морально оправдано решение компетентного органа во многом зависит его авторитет, воспитательное действие. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая, надлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.

    Вопрос пересечения интересов таких требований к правоприменению, как законность, целесообразность и справедливость, очень интересен. Например, целесообразность в ряде случаев, может выходить за пределы справедливости. 
Так, привлечение лица к административной или уголовной ответственности может быть законным и справедливым, но нецелесообразным. Уголовное дело может быть прекращено в связи с передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних или с привлечением лица к административной ответственности.

    Классическим примером нормативного акта, который в той или иной мере испытывает на себе противоречие двух принципов, является Указ Президиума 
Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года4, которым был установлен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. Многие его положения были обусловлены обстоятельствами военного времени и требованиями государственного планирования и прогнозирования социальных процессов в обществе, то есть он в какой-то мере отвечал принципу целесообразности. Но справедливым его назвать никак нельзя, так как он ущемлял интересы большой части общества. Например, женщина, физически неспособная иметь детей, не только несла материальные потери, но и моральные переживания от чувства своей меньшей социальной значимости.

    Даже в рамках одного принципа – справедливости могут возникать противоречия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правосознание, его роль в правотворчестве и реализации права