Правосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:06, реферат

Описание

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа.

Работа состоит из  1 файл

правосознание.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)


Введение

 

        История   показывает,   что   только   тогда    правотворческая    и

правоприменительная  деятельность  становится  эффективной,  когда  в   этих процессах,  наряду  с  мощными  самоорганизующимися  началами,  приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество,  умная  работа.  При изучении этих сознательных и созидательных  процессов  в  правотворчестве  и правоприменении теория  права  формулирует  тему  правосознания  и  правовой культуры.  Действительно,  в   какой   степени   осмысленное,   сознательное отношение общества и  индивидов  к  праву  ведет  к  необходимому  правовому состоянию общества,  к  появлению  новых  правовых  норм,  в  какой  степени эмоциональное  отношение  влияет  на  правомерное   или   правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве  темы  реферативной работы я выбрал правосознание и правовую культуру.

      Правовое  сознание  общества,  отдельных  групп,  индивидов  огранично

связано с правом как целостным социальным институтом, с его  возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением,  иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание  и  его  более крупная социальная форма – правовая культура –  изучаются  именно  в  теории права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, структура и виды правосознания

 

       Существуют  различные  формы  общественного   сознания,   посредством которых  люди  осознают  (отражают)  окружающий   мир.   Это   политическое, нравственное, национальное, эстетическое,  религиозное  сознание.  К  формам общественного сознания относится и правосознание.

      Правосознание  –  это,  по  существу,  оценка  права,  существующая  в

обществе,   выражающая   критику   действующего   права   и    формулирующая определенные  надежды  и  пожелания  к  правовой   сфере,   ее   изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Это еще и  новый этап состояния общественного сознания.

       Особенность  правосознания,  как  специфической  формы  общественного сознания, выражается в следующем:

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые  составляют  правовую    сторону жизни общества. Оно охватывает процесс  создания  правовых  норм,    реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные    и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и    реализацию норм права.  Но  прежде  чем  получить  выражения  в  правовых    нормах, в практике их применения, они должны пройти через  правосознание,    то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в  способе  отражения  явлений    общественной   жизни.   Осознание   правовых   явлений   жизни   общества    осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К    их числу относятся такие  понятия,  как  правомерность,  неправомерность,    правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное  же    сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных  понятий:  добра,    зла, справедливости, чести, достоинства.

     

Особенности  правосознания  могут  быть  выявлены   лишь посредством  конкретных  исследований.   Такие   исследования,   безусловно, необходимы:  исторический  опыт  неопровержимо  свидетельствует,  что  любые политические  решения,  законы,  указы,  судебные  решения   и   так   далее оказываются   неэффективными,   если   они   противоречат   культуре   масс, выраженной, в частности, в правосознании.

      Наряду с общетеоретическими подходами к правовому сознанию  как  одной из важнейших форм общественного сознания и даже мировоззрения, теория  права выделяет и изучает структуру  правосознания.  Прежде  всего,  эту  структуру характеризует  два  пласта  –  правовая  идеология  и  правовая   психология (концепция А.Б. Венгерова).

      Правовая идеология – это система взглядов и представлений,  которые  в

теоретической  форме  отражают  правовые  явления  общественной  жизни.  Это осознанное отношение к праву, выражаемое в  обоснованной,  аргументированной критике  или  критике  или  одобрении  всей   правовой   системы,   правовых учреждений, судов, отдельных законов.

      Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в  научных исследованиях по  вопросам  государства  и  права,  их  сущности  и  роли  в общественной  жизни.  Поскольку  в  них  содержатся  объективные  выводы   и обобщения, это позволяет государству и его органам  эффективно  использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

      Правовая психология – это совокупность чувств,  привычек,  настроений,

традиций,  в  которых  выражается  отношение  различных  социальных   групп, профессиональных  коллективов,  отдельных  индивидов  к  праву,  законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.

      Правовая  психология  характеризует  те  переживания,  чувства,  мысли

людей,  которые  возникают  в  связи  с  изданием  норм  права,   состоянием

действующего законодательства и практическим осуществлением его  требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство,  удовлетворения или  неудовлетворения  при  реализации  конкретных  норм,   нетерпимое   или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – все это  относится к   области   правовой   психологии.   Психологическая   структура    играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный  фактор правового  развития,  прогресса  в  демократических  преобразованиях,   либо тормоз,  сопротивление  преобразованиям,  реформам.  Причем  психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология.  Сложившиеся

за многие  столетия  национальные  привычки,  обычаи,  особенно  на  бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношение у этносов к тем  или  иным  правовым нововведениям, модернизациям.  Прежде  всего,  это  касается  установившихся форм брачно-семейных, имущественных  отношений,  положительное  отношение  к которым сохраняется, как бы те или иные 'революционные' правовые решения  ни старались их разрушить. Тщетные усилия социалистического права  в  борьбе  с местными обычаями в Средней Азии свидетельствуют об этом.

    

      Наконец, теоретический уровень предстает  в  виде  идеологии.  Она  не

есть обязательный элемент правосознания и  является,  как  правило,  лишь  в

тоталитарных политических  режимах,  когда  требуется  поставить  теорию  на службу  захватившей  власть  социально-политической  группировке.  Обладание властью требует ее легитимации, в том числе и  в  духовной  сфере.  Выполняя эту задачу, идеология приспосабливает теорию, деформируя и 'подгоняя'  ее  к непосредственным нуждам господствующей  клики,  и  превращает  ее  в  орудие идеологической обработки массового сознания.

       Возможны   самые   разные   классификации   правосознаний.   Наиболее

распространенная – классификация по его субъектам.

      Виды правосознания по его субъектам в общественной форме  представляют как правосознание индивидуальное, групповое и общественное.

    

Общественное правосознание включает в  себя  правовые  идеи,  взгляды,

мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые  отражают типичные свойства его юридической действительности.  Оно  объективируется  в правовой культуре, юридической  науке  или  идеологии;  в  законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим  общество;

в массовых представлениях,  отражаемых,  в  частности,  в  прессе;  во  всех

идеологических институтах – таких как политика, мораль,  искусство,  религия и так далее.

       Общественное  сознание  может  проявляться  в  формах,   которые   не

существуют и не могут существовать в головах отдельных людей.

       Прежде  чем  общественное  сознание  проникает  в  психику  отдельных

граждан, оно становится коллективным сознанием  социальных  групп.  То,  что правосознание    опосредствуется    социально-демографической     структурой общества,   -    факт,    подтвержденный    многочисленными    эмпирическими наблюдениями.  Особенности  группового   правосознания   объясняются   рядом факторов. Первый их них состоит  в  том,  что  в  любой  общности,  как  уже указывалось,  складывается   специфическая   субкультура,   то   есть   свои нормативные ценности, которые прежде всего, влияют на оценки членами  группы сложившейся юридической системы. Второй  фактор  –  это  различия  интересов социально-демографических групп,  связанных  с  неодинаковостью  их  мест  в социальной структуру, а стало быть, с различным отношением к  собственности, системе распределения, к власти,  одним  словом,  к  общественному  строю  и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.

       Индивидуальное  правосознание   является   результатом   социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного  правосознания, опосредствованного особенностями его  жизненного  пути.  Коллективные  формы сознания плюс личный опыт – вот что образует основу  восприятия  юридической действительности каждой неповторимой личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль правосознания в общественной жизни

 

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.
Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.
Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.
Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественное мнение о праве

 

      Общественное мнение – это такое проявляющееся в суждениях и  поступках состояние массового сознания, которое возникает по  поводу  значимых  фактов общественной жизни и аккумулирует в себе оценки этих  фактов,  имеющиеся  во всех формах общественного сознания.

      То, что общественное мнение характеризуется  как  состояние  массового

сознания,  означает,   что   оно   не   достигает   в   своем   формировании

теоретического уровня, оставаясь феноменом, присущим обыденному сознанию.

      Приведенные  определения  –  итог   достаточно   большого   количества

социологических и юридических исследований, которые  зафиксировали  основные свойства общественного мнения. В частности, было установлено,  что  оно  как состояние общественного сознания проникает во  все  виды  формы  последнего, оно может выступать на всех уровнях –  эмоциональном  и  рациональном,  если речь идет об обыденном сознании. Оно может выступать и  в  сфере  социальной практики, и в сфере теории: не становясь фактом научного  знания,  оно,  тем не менее, широко функционирует в ней, ибо многие ее понятия  и  положения  – не  результат  теоретических  обобщений,  а  лишь  наукообразное  оформление мнений.

      Общественное  мнение  может  выражаться  практически  в  любой   форме (рациональной  форме  суждений,  умозаключений  или  в  эмоциональной  форме психологического отношения людей к тем  или  иным  событиям).  Наконец,  оно может выражаться и в активном поведении, и в бездействии.

     

      Анализ общественного мнения о праве позволяет выделить  следующие  его свойства  и  закономерности  формирования.  Поскольку  право  есть  сторона, элемент общественной жизни, общественное мнение  о  нем  никогда  не  бывает отражением  юридических  явлений   в   «чистом   виде»,   правовых   фактов, существующих сами по себе. Оно формируется как оценка  соответствия  прав  и обязанностей людей  объективных  функциями,  которые  они  должны  выполнять вследствие  закона  разделения  общественного  труда.  Общественное   мнение считает  справедливым,  если  общество,  ставя  человека  на  ту  или   иную социальную позицию и тем самым возлагая на него обязанность решать  комплекс общественно значимых задач. Одновременно наделяет его всеми материальными  и

Информация о работе Правосознание