Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:06, реферат
История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа.
правовыми средствами, необходимыми для выполнения им своих функций. Если таких средств недостаточно, то, с точки зрения общественного мнения, гражданин имеет право притязать на них. При формировании общественного мнения по поводу того или иного факта юридической жизни коллективное создание как бы сопоставляет правовые отношения с общественными и делает выводы о справедливости и несправедливости гражданско-правового отношения на основе его соответствия имущественному отношению, государственно- правового – политическому, административно-правового – управленческому, и так далее.
Общественное мнение, в том числе и общественное мнение о праве,
выражает ли оно истину или является ложным, - факт социальной жизни. Его ложность вовсе не означает, что оно не влияет на протекающие в обществе процессы. Общественное мнение может быть прогрессивным, когда оно совпадает с объективными потребностями развития общества и соответствует закономерным историческим тенденциям. Общественное мнение может быть реакционным, когда оно вступает в противоречие с законом социального развития и препятствует нормальной эволюции отношений между людьми, в том числе и совершенствованию их юридических форм. Наконец, общественное мнение может быть социально нейтральным, когда оно непосредственно не затрагивает социально значимых фактов действительности.
Общественное мнение о праве объективно выполняет ряд социальных
функций. В зависимости от своего содержания оно так или иначе оценивает факты юридической действительности. Эти оценки влияют на отношение людей к праву, воздействуют на их поступки, имеющие юридическое влияние, и тем самым выполняют ориентационную и регулятивную функции. С ними связана и третья функция общественного мнения – аналитико-конструктивная, поскольку для оценки и обеспечения определенной направленности деятельности людей в связи с фактами юридической действительности необходим их анализ и принятие конструктивного решения. Следовательно, аналитико-конструктивная функция общественного мнения является своеобразным связующим звеном между ориентационной (оценочной) и регулятивной функциями.
С точки зрения воздействия на социальные институты, в том числе на
государство и право, общественное мнение может выполнять контрольную, консультативную и директивную функции. Контрольная функции проявляется тогда, когда общественное мнение, выражая отношение к изданному закону, указу, вынесенному судом приговору и так далее, дает возможность узнать об отношении к ним населения в целом или его отдельных групп и с учетом этой информации внести в случае необходимости коррективы в принимаемые управленческие решения, законодательную деятельность или правоприменительную практику.
Аналогично действие консультативной функции. Орган государства,
разрабатывающая политическую программу партия, узнав об отношении людей к своим начинаниям, как бы консультируется с ними, прислушиваясь к тому, что зовется народной мудростью, которая в ряде случаем содержится в общественном мнении, как иногда содержатся в нем и мифы, и иллюзии, и заблуждения.
Директивная функция общественного мнения выражается в том, что оно может основываться на законе и иметь обязательную силу, например, тогда, когда государственное решение должно приниматься в прямой зависимости от опроса населения (референдума).
Общественное мнение формируется во многом стихийно, и управлять им прямо и непосредственно нельзя. Воздействовать на него можно только косвенно, путем изменения социальной ситуации, через сложный механизм массовых коммуникаций.
Заключение
Сложившиеся стереотипы коллективного правосознания, конечно, не
остаются неизменными. Под воздействием жизни, пропаганды, реформ, открывающих новые возможности, они развиваются, модифицируются. Однако вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе. Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются «свобода», «частная собственность», «предприимчивость». Это увеличивается вероятность несовпадения принимаемых государством законов и права, выражающего нормы массовой культуры. Возникающее здесь противоречие будет тормозить принятие новых «рыночных законов» и снижать эффективность уже принятых. Лишь преодоление стереотипов массового сознания позволит успешно двигаться к обществу, основанному на обменных отношениях.
Заканчивая свою работу, мне бы хотелось привести несколько интересных высказываний о правосознании:
«Значение и сила права в том, что оно осознается отдельными
личностями, как должный порядок общественной жизни».
«Право выражает собою не объективно данное подчинение личности
обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений».
«Право определяет рамки осуществления разнообразных интересов,
составляющих содержание общественной жизни».
«… ни в прошлом, ни в настоящем не было ни одного государства, в
котором официальное право не защищалось бы принудительными мерами».
«Существующий в каждом государстве установленный официальным правом порядок сохраняется и соблюдается только благодаря тождественности правовых убеждений всех его граждан с нормами официального права».