Правосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 13:29, реферат

Описание

Понятие правосознания, структура, виды правосознания. Роль правосознания в правовом регулировании. Профессиональное правосознание юриста.

Работа состоит из  1 файл

16 мая 2011 ТГП.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

    ВВЕДЕНИЕ 

     Проводимые  в нашем государстве реформы  коренным образом изменили правовое сознание всех слоев российского  общества. Сложные, неоднозначные процессы трансформаций самым непосредственным образом отразились на состоянии  и понимании права, законности, правопорядка, законотворческой и правоприменительной практики, прав и свобод человека и гражданина, на правосознании. Все это требует переосмысления устоявшихся в теории права понятий, что в полной мере относится и к правосознанию.

     В юридической науке особая значимость правового сознания определяется его всеохватывающим характером: оно объемлет все явления государственно-правовой жизни - формирование, познание, понимание, функционирование государства и права, их взаимодействие между собой и с другими социальными явлениями. По образному выражению И,А.Ильина, право «живет правосознанием» и только с его помощью право может «творить внешний порядок жизни»1.

     Острота задач, стоящих перед современной  юридической наукой в изучении правосознания  далеко не исчерпана уже имеющимися научными разработками понятия правового сознания, его структурных элементов, видов, принципов, функций. Новизна указанных направлений в исследуемой сфере обусловлена динамикой, присущей всем общественным отношениям, необходимостью научного осмысления развития форм правового сознания в современных условиях глобализации права и государства, а также интеграции правовых наук.

     Насущной  необходимостью сегодня признается решение вопросов, связанных с  методами преодоления негативных явлений, как в сфере реализации субъективного права, так и в сфере формирования должного уровня

     _____________________

     1Ильин И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин // Собр. соч.: В 10 т. / Сост. и ком. Ю.Т. Лисицы.  Москва, 1994. Т. 4. С. 408.

     правосознания, отвечающего позитивным потребностям самой личности и правовым ожиданиям общества. «Современное нравственное сознание, - отмечал П.И. Новгородцев, - в своих требованиях к праву значительно ушло вперед»1 . Эти строки, написанные почти столетие назад, не утрачивают своей актуальности и сегодня. В аксиологическом измерении значение правосознания выражается в его позитивной направленности, ценностной ориентации субъектов права.

     Именно XX век ознаменовал «открытие» в  юридической науке феномена правосознания. Однако, после трудов И.А. Ильина, фундаментальное исследование правосознания на какое-то время прекратилось, и было возобновлено лишь в 60-х годах в работах А.Л. Могилевского, Е.В. Назаренко, Г.С. Остроумова, И.Ф. Рябко, И.Е. Фарбера и других.

     Рубеж XX-XXI вв. ознаменован не только появлением новых исследований правосознания (А.В. Аверин, Р.С. Байниязов, П.П. Баранов, В.И. Бегинин, Е.А. Белканов, Т.И. Демченко, В.Н. Карташов, С.Н. Касаткин, А.П.), но и переосмыслением его назначения в сложившихся реалиях.

     Как следует из Конституции РФ, конструкция новой системы современного российского общества предполагает формирование гражданского государства, основанного на приоритете права. Однако правовое государство невозможно построить без соответствующей социальной  базы, которая должна опираться на сознание людей, живущих в данном обществе.

     Отсутствие  социальной  базы  препятствует  формированию  правового государства. Для формирования в недрах гражданского общества демократического правового государства необходимо, чтобы в его лоне роди-

     ___________________

     1Новгородцев П.И. Философия права. Кризис современного правосознания / П.И.Новгородцев // Москва, 1909. С. 2.

лось  такое общественное сознание, которое было бы проникнуто уважением к праву, чтобы это уважение привело к такому состоянию всего общества, при котором оно в целом будет “пронизано” юридическими принципами и понятиями.

     Российское  правосознание требует особого  изучения в силу этнокультурных особенностей народов, проживающих на территории страны, и при формировании правовых норм, выражающих государственную волю народа, необходим учёт этих особенностей.

     С учётом вышеперечисленных факторов изучение студентами юридического факультета проблем правосознания и правовой культуры становится актуальным, т. к. именно им предстоит участвовать в формировании, совершенствовании и устранении деформаций правосознания граждан как обладателям профессионального уровня правосознания.

     И если задача организовать мирное и  справедливое сожительство людей на земле есть задача права и правосознания, то современный кризис общественных отношений обнажает, прежде всего, глубокий недуг современного правосознания. Российское общество в его сегодняшнем состоянии начинает XXI в. в условиях глубокого дефицита правопонимания и правосознания. В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость. Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка. Этим объясняется актуальность выбранной мной темы работы.

     Задачами  в данной работе являются изучение понятия правосознания, его структуры, видов, роли  в правовом регулировании, а также профессионального правосознания современного юриста. Поставленные цели и задачи обусловили структуру данной работы.

ГЛАВА 1.  ПРАВОСОЗНАНИЕ – КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН 
 

    1. Понятие правосознания
 
 

     Общественное  сознание как явление социальной действительности, имеет различные формы: политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное, а также правовое сознание. Посредством указанных форм общественного сознания люди отражают окружающий мир. С помощью же правосознания происходит отражение правовой действительности, которое предполагает: осмысление и ощущение необходимости права; оценку права; осознание необходимости создания развитой системы законодательства; осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов; восприятие процесса и результатов реализации права; соотношение правовых ценностей с иными (моральными, политическими, национальными и др.)

     Правосознание - явление идеальное, непосредственно  ненаблюдаемое. Оно представляет собой  сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций регулирующих поведения людей в юридически значимых ситуациях.

     Правосознание - это совокупность представлений  и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение  людей к действующему и желаемому  праву. Это неизбежный спутник права. Существование права нераздельно  связано с волей и сознанием  людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей.

     В то же время и воздействие права  на общественные отношения также  осуществляются через волю и сознание граждан. Всё это и вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п.

     Объектом  правосознания является не объективная  реальность, как, например в естественных науках – природа, а идеи и представления  о государстве, праве, правосудии и т.д. Мир правосознания – прежде всего мир субъективного, должного или желаемого. «Кто высказал ту или иную правовую идею, – пишет А.И. Экимов1, – тем самым осознанно или нет, но признал наличие каких-то интересов и ценностей». Отсюда следует, что объект и само правосознание определяются субъективным политико-правовым опытом. Этот опыт может быть как благоприобретенным, так и заимствованным. Последнее особенно характерно для нынешнего состояния правосознания в России. В совокупности же оба этих уровня представляют собой разновидность так называемых идеальных объектов как особого вида реальности.  

     Таким образом, правосознание – это  теоретическое и эмоционально-ценностное восприятие и осознание господствующих в обществе идей о существующем или желаемом государстве, праве и правосудии, выраженное в совокупности знаний, чувств, переживаний, определяемых политическими интересами и ценностями.

     Если  признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемое правосознанием. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделённых волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.

     Примером  работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь  любого  из  нас,  когда  мы  при  совершении  юридически   значимых

     _____________________

     1 А.И. Экимов Интересы и право в современном обществе. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. С. 135.

действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании.

     Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, ибо взаимосвязано с другими видами и формами сознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести и чести и другое.

     Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами.  «Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений».1 

     Чтобы вести себя правомерно в юридически значимых ситуациях, каждая личность должна обладать свободным, зрелым и здоровым правосознанием, беречь, воспитывать и укреплять его в себе. Для этого она должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осу ществлять ществлять выбор варианта поведения, так как только в  свободном

     ____________________________

     1 С.А. Комаров Общая теория государства и права: Учебник - 3-е издание, - М.: Юрайт, 1997. С. 145. 

исполнении  закона проявляется нравственное достоинство  личности, ее социальная активность.

     И.А.Ильин  в своей работе “О сущности правосознания” подчеркивал, что“очередная задача современного правосознания состоит в том, чтобы освободить себя от черт, характеризующих душу раба. Нормальное правосознание есть волевое состояние души, активное и творческое; оно ищет в жизни свободного, верного и справедливого права и заставляет человека вести борьбу за его обретение и осуществление”1 

     Специфическая черта правосознания как составной  части механизма правового регулирования  состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права.

     Правосознание - это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Но это еще и новый этап состояния общественного сознания.

     Действительно, формирование правосознания становится в ХХ-ХХI веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. От утопического, мифологического сознания к

логическому, а от него к логико-правовому - так  можно определить основной вектор в  продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, осознания «здравого смысла».

     Возрастает  роль и ценность права как основной регулятивной системы, которая формирует  цивилизованное  общежитие человечества  (в  условиях атомных  электростанций,  ядерного оружия, химических  и  иных глобальных

Информация о работе Правосознание