Правовая культура: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы вызвана тем, что правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведения людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности.

Содержание

Введение 3
1.Правовая культура 4
1.1.Право и правовая культура 4
1.2.Понятие и общая характеристика правовой культуры 6
1.3.Структура и функции правовой культуры 8
2.Соотношение правовой культуры и правосознания 10
3.Современная правовая культура 11
3.1.Правовой нигилизм 12
3.2.Правовой идеализм 15
4.Правовая культура и правовое воспитание 17
Заключение 20
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

        Высокий уровень правовой культуры  предполагает высокий уровень законности в деятельности государственных органов и должностных лиц. Исполнительная власть принимает надлежащие меры по реализации законов и иных нормативно-правовых актов в конкретных правоотношениях, исключает какие-либо факты проявления волокиты, бюрократизмы, злоупотребления властью или служебным положением. Вся деятельность государственных органов и должностных лиц осуществляется под действенным контролем общественных объединений и СМИ. Гласность и отсутствие цензуры создают условия для того, чтобы любые отступления исполнительной власти от закона становились бы достоянием широкой общественности и были бы незамедлительно устроены компетентными государствами органами. Кроме того, каждый гражданин наделяется правом обращения в судебные органы за защитой своего нарушенного законного интереса неправомерными действиями государственных органов или должностных лиц.

        Уровень правовой культуры общества  напрямую связан и с наличием  в обществе напрямую связан  условий для развития правовой науки, научных юридических учреждений, способных осуществлять творческий, объективный анализ права и его закономерностей.

        Если конкретное состояние правовой  культуры общества не соответствует  названным критериям, то приходится  говорить о недостаточно высокой правовой культуре. О недостаточной правовой культуре свидетельствует так же большое число правонарушений и недостаточно эффективная борьба государства с преступлениями и иными противоправными деяниями. При этом в обществе создается атмосфера недоверия, подозрительности и страха.

        Одной из действенных мер по  обеспечению государством законности  и правопорядка цивилизованным  демократическим путем является  его деятельность по повышению правовой культуры общества, государственных органов и каждого гражданина. Особое значение придается при этом правовому воспитанию населения.

        Проследив работы многих авторов,  можно сделать вывод, что правовой  воспитание – это целенаправленная  деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта,  правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

        Чтобы обеспечить успех правового  воспитания граждан, государство  должно создавать необходимые  условия для проявления политической  активности личности, ее участии в делах государства, обеспечивать реальное действия принципов гласности и демократии, вести активную борьбу со всякого рода правонарушениями должностных лиц и государственных органов. Решающим фактором повышения правовой культуры населения является неуклонное повышение материального благосостояния  всех слоев общества.

        Правовое воспитание тесно связано  с правовым обучением: воспитание  не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает  и воспитательный эффект.

        Именно поэтому Венгеров А.Б. сказал, что “идеалом правового воспитания является юридический всеобуч” [4, с.575]. Однако не следует преувеличивать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Все же главное – это жизненный юридический опыт каждого гражданина. И если этот опыт расходится с официальными  и неофициальными просветительскими установками, приоритет будет за жизненным опытом.

        Сочетание знания правовых принципов  – мощный фактор стабильности, упорядоченности в правовой сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Заключение 

        Поддержание и повышение уровня  правовой культуры белорусского  общества вызывает необходимость принятия комплексных мер, прежде всего, со стороны компетентных государственных органов (Министерства юстиции и т.д.), по организации и проведению на должном уровне правового воспитания.

        Это важно, поскольку правовая  культура относится к числу  мощных факторов, воздействующих на функционирование общества.

        В деле повышения правовой  культуры общества упор должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Правовая культура, выступая социально-позитивным явлениям правовой жизни общества, отражает уровень правовой активности личности, степень ее защищенности, качественный уровень правовой жизни всего общества, а также определяет степень законности и права порядка, усовершенствования правотворчества и правоприменения. Очень важно ознакомление населения с образами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой культуры более высокий. 
 
 
 

 

     Список литературы 

     1.Алексеев  С.С. Теория права. – М.: Издательство  БЕК, 1995 – 320с.

     2.Алексеев  С.С., Перевалов В.Д. Теория государства  и права: Учебник для вузов  / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – 3-е издание, с перераб. и доп. – М.: Норма, 2004 – 496с.

     3.Бабенко  А.Н. Правовая социализация как  процесс основания правовых ценностей. // Государство и право. 2005.№2.

     4.Венгеров  А.Б. Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов. – М.: ПКФ Омега – Л, 2002. – 608с.

     5.Вишневский  А.Ф.Общая теория государства  и права: Учебное пособие /А.Ф.  Вишневский, М.А. Горбаток, В.А. Кучинский;  Под общей редакцией проф. В.А.  Кучинского, 2-е издание, дополненное.  – М.: Амалфея, 2004 – 688с.

     6.Дамин  А.В. Особенности этического правосознания в генезисе традиционной правовой культуры. //История государства и права. 2005.№9.

     7.Дмитрук  В.М. Теория государства и права:  Учебное пособие /В.М. Дмитрук. – М.: Новое знание. 2002. – 184с.

     8.Каминский  Ю.И. Республика Беларусь – правовая культура. //Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2004. №9.

     9.Комаров  С.А. общая теория государства  и права: Учебник. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт, 1998. – 416с.

     10.Мартымин  О.В. Национальная политика и правовая культура в контексте глобализации //Государство и право.2005.№4.

     11.Масюкевич  О.П. Теория государства и права.  – М.: ИТК “Дашков и К ”, 2002. – 320с.

     12.Матузов  М.И. Правовой нигилизм и правовой  идеализм как две стороны “одной медали” //Поведение. 1994. №2.

     13.Мжельский  А.Е. Формирование профессиональной  мотивации в юридическом образовании и развитие правовой культуры молодежи //Инновация в образовании. 2005. №5.

     14.Нерсесянц  В.С. общая теория права и  государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательство МОРМА (Издательская группа МОРМА – ИМФРА. М), 2001 – 552с.

     15.Смоленский  М.Б. Право и правовая культура  как базовая ценность гражданского общества //Журнал российского права. 2004. №4

     16.Сырых  В.М. Теория государства и права: Учебник – 3-е издания, перераб. и доп. – М.: “Юридический Дом” Юстицинформ”, 2004. – 704с.

     17.Темнов  Е.И. Теория государства и права:  Учебное пособие для вузов  /Е.И. Темнов. – М.: Издательство  “Экзамен”, 2003. – 320с.

     18.Фомин  А.А. Правовое образование, правосознание и юридическая безопасность: проблемы взаимообусловленности в современном обществе //Право и образование. 2005. №3.

      

         
 

 

   Приложение 1. 

Правовая  культура Правосознание
По  объему
Более широкое понятие Более узкое  понятие
                                                     По сфере бытия
Внешне  объективирована в действиях  человека, может быть материализирована, например, в безупречном законодательстве Существует  во внутреннем сознании человека, представляет собой духовную ценность
По  своей полярности
Существует  только с положительным знаком, только позитивная Случается искривленная деформированное правосознание
По  динамике изменений
Медленный плавный рост или снижение до низких отметок (не до нуля) Более быстрое  изменение, опасность отрицательных значений -  перерождение правосознания
 
 

     § 3. Соотношение правосознания и правовой культуры 

     Правовая  культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни  общества. Это более высокая и  емкая форма правосознания.

     Правовая  культура характеризует уровень  правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется  она и интенсивностью убеждений  в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства1.

     Если  правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

     Правовая  культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия  существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

     Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения2.

     Культурная  норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

     Нормы культуры институцоинализируют отношения  между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая  качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества3.

     Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.

     При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а, следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли институонализироваться лишь личностные (не общественные) связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, - часть культуры, ее сторона, «момент».

Информация о работе Правовая культура: общая характеристика