Правовая культура: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы вызвана тем, что правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведения людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности.

Содержание

Введение 3
1.Правовая культура 4
1.1.Право и правовая культура 4
1.2.Понятие и общая характеристика правовой культуры 6
1.3.Структура и функции правовой культуры 8
2.Соотношение правовой культуры и правосознания 10
3.Современная правовая культура 11
3.1.Правовой нигилизм 12
3.2.Правовой идеализм 15
4.Правовая культура и правовое воспитание 17
Заключение 20
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

        Профессиональный уровень правовой  культуры складывается у профессиональных юристов, которые обладают глубокими правовыми знаниями и правильно реализуют эти знания в повседневной практической деятельности [5, с.404].

        Можно выделить и научно-теоретический  уровень правовой культуры, который  предполагает комплекс многогранных  научных знаний о праве, его  сущности, принципах и особенностях функционирования, направлениях развития, взаимодействия с другими явлениями общества [5, с.404]. 

         Обыденный уровень, профессиональный  уровень, научно-теоретический уровень  – это классификация правовой  культуры по уровню восприятия.

        Многие авторы согласны с Масюкевичем  О.П., который выделяет следующие функции правовой культуры [11, с.265]:

        - познавательно-преобразовательную, направленную  на создание правовых гарантий  соблюдения нравственных ценностей,  общечеловеческих идеалов и способствующая формированию гражданского общества;

     - праворегулятивную, обеспечивающую  эффективность функционирования механизма правового регулирования, всех элементов правовой жизни общества;

        - ценностно-нормативную, проявляющуюся  в оценке субъектами права правовой действительности в соответствии с их представлениями, идеалами и т.д.;

        - правосоциализаторскую, выражающуюся  в повышении уровня правосознания личности, степени его социально-правовой активности;

        - коммуникативную, направленную  на создание различных правовых связей между субъектами правовой жизни;

        - прогностическую, предполагающую  разработку основных направлений  совершенствований правотворческого  и правоприменительного процесса, обеспечивающую реализацию права,  и правомерное поведение участников правовой жизни. 

     2.Соотношение  правовой культуры и правосознания

         

        Понятие “правовая культура” во многом сходно с понятием “правосознание”: имеет общие корни, происхождение, подобную структуру и функционирование, виды, уровни. Правосознание и правовая культура, в отличие от права, не содержат принуждения, наказания, но могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия (например, эффективное развитие, или, наоборот, потерю перспективы и т.п.).

        Вместе с тем существуют и отличия.

        Правовая культура – многозначная  характеристика одной из важнейших  сторон жизни общества. Это более  высокая и емкая форма правосознания. 

        Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и “материальные” придатки права - юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуры их работы, отношений с гражданами, знание, соблюдение и защиту их законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т.п. [4, с.572]. 

        Правовая культура складывается  синергетически, отражая, впрочем,  уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

        Темнов Е.И. приводит отличия  правосознания и правовой культуры

     [17, с.77], которые более наглядно показаны в таблице (см. Приложения 1).  
 
 
 
 

     3. Современная правовая культура 

        Современная правовая культура  – это правовая культура развитого  и эффективно функционирующего  гражданского общества и правового государства. По своей сути и основной идее она представляет собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина в качестве высших ценностей [14, с.274].

        Современной правовой культуре  присущи такие качественные характеристики, как: определяющее значение прав и свобод человека в правовой организации общественной и государственной жизни; утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку, идей и ценностей господства права; практическая реализация принципов конституционализма и верховенства правового закона; согласованное и эффективное функционирование всех источников позитивного права и всех ветвей государственной власти; правовая активность граждан и их общественных объединений в осуществлении своих прав и надлежащем исполнении своих юридических обязанностей; активная законотворческая, правозащитная и правоприменительная деятельность (в рамках своих правомочий) всех звеньев государственного механизма; разветвленная система легализованных форм, средств и процедур воздействия гражданского общества на государство и контроль за его деятельностью.  
 

 

      3.1.Правовой нигилизм 

        Антиподом правовой культуры  является правовой нигилизм в  его многообразных проявлениях и формах.

        Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, практике его применения со стороны отдельной личности, социальной группы, общества в целом [11, с.268].

        О феномене правового   нигилизма  сейчас много говорят и пишут.  Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в ситуации культурно-правового кризиса. И тем не менее правовой нигилизм и нигилизм вообще – достаточно длительно существующее и распространенное в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития европейской цивилизации.

        Можно отметить, что слово “нигилист” использовалось еще в середине XIX века. Обозначало оно тех, кто критически относился к крепостному праву, уродливым самодержавным властям и порядкам. Но со временем – спустя сто с лишним лет – нигилизм, нигилисты исчезли из словарного фонда политического языка и были заменены на диссиденты, шестидесятники [4, с.571].

          И только применительно к правовой  сфере сохранилось понятие правового нигилизма.

        Нигилистическое отношение, т.е.  абсолютное отрицание, формируются  в правовой психологии определенных  социальных групп, индивидов,  когда, например, все стражи порядка – это “менты”, когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – “воры в законе”, авторитеты преступного мира.

        “Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционером, вместо того чтобы внушать ему мысль, что милиционер – это его защитник, помощник”, – говорил Венгеров А.Б. [4, с.569].

        Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации и иные способы, положительный  образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

        Правовой нигилизм может достигать  таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов. Причины правового нигилизма самые разные.

     Масюкевич О.П. выделил причины объективного и субъективного характера [11, с.268].

        Он считает, что правовой нигилизм может возникнуть в силу таких субъективных причин, как юридическое невежество, отсталость, правовая невоспитанность, и т.д.

        К объективным причинам он  относит:

        - несовершенство законодательства, порождающие проблемы в праве;

        - несправедливость законов, нарушающих права личности, ее свободу и достоинство;

        - нарушение права со стороны  самого государства, выражающееся  в беззаконии, произволе государственной власти;

        - неэффективность организации и  функционирование механизма государства, которое влечет противоборство различных ветвей власти, бессилие государственной власти, ее неспособность обеспечить реализацию правовых норм.

        Опираясь на право как часть  правовой культуры и в целом  на культурные традиции, можно  преодолеть правовые нигилистические  тенденции в обществе.

        Считается, что каждый гражданин  должен владеть минимумом правовых  знаний, который необходим для  работы, поведения в обществе, быту, семье. О необходимости доступности всех видов информации может свидетельствовать и тот факт, что, с созданием в Беларуси, в соответствии с решением Президента, Национального центра правовой информации (НЦПИ), был утрачен ореол “заповедности” и “закрытости” правовой информации, и она стала по-настоящему демократичной составляющей политической и правовой культуры нашего общества. 

 

      3.2.Правовой идеализм 

         В одном ряду с правовым  нигилизмом находится прямо противоположное явление – правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных  возможностей правовой формы. Это явление сопровождают человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества.

        Но на право нельзя возлагать  несбыточные надежды – оно  не всесильно, хотя внешне правовой  идеализм менее заметен, явление это причиняет такой же вред государству, обществу, как и правовой нигилизм. Он крайне деструктивен по своим последствиям.

        Оба эти явления питаются одними  корнями – юридической косностью,  отсталостью, неразвитым и деформированным  правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность в конечном итоге смыкаются и образуют как бы “удвоенное” общее зло и угрозу юридической безопасности в обществе. Иными словами, перед нами две стороны “одной медали” [12, с.5].

        Правовой идеализм имеет те  же субъективные причины, которые  характерны и правовому нигилизму: правовая безграмотность, низкий уровень правосознания и правовой культуры, и т.д.

        Объективные причины правового  идеализма могут состоять в следующем:

        - преодоление правового нигилизма  может привести к преувеличенно  роли права;

        - принятие скороспешных законов  осуществляется без всестороннего  анализа сложившейся ситуации, в  результате правовые установления  не соответствуют политическому и социально-экономическому строю;  

        - сопровождение принятия закона  программными обещаниями и последующее отражение их в нем при отсутствии реальных возможностей реализации.

        Существует также ряд и других  причин, порождающих правовой идеализм. Эта проблема характерна и для нашей правовой системы. Однако при всех негативных последствиях правового идеализма отсутствует детальная разработка вопроса о способах его преодоления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Правовая культура и правовое  воспитание 

        Уровень правовой культуры характеризуется  степенью совершенства всех правовых  явлений.

        Общество с высоким уровнем  правовой культуры отличается  современным законодательством,  лишенным пробелов и противоречий, нечетких и неясных правовых  предписаний, норм, закрепляющих произвол государства, его органов или должностных лиц. В таком обществе действующие нормы права в полной мере соответствуют общественным отношениям и способствуют их прогрессивному развитию.

Информация о работе Правовая культура: общая характеристика