Правовая культура в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:11, реферат

Описание

Государство и право в современном мире находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с общечеловеческой культурой. В самом общем виде культура есть все то, что создано человеком, имеет основу в духе человека, является результатом его творчества. Прогресс в развитии человеческой культуры определяется духовными и материальными достижениями людей, их успехами в улучшении своей жизни, в совершенствовании форм своего существования.

Работа состоит из  1 файл

Правовая культура в современном мире.docx

— 35.51 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Правовая информатизация как средство повышения правовой культуры

 

Стремительное качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства - эти и  многие другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи - формирования в России единого  информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти в условиях правового государства.

 

Поступательное развитие общества возможно лишь тогда, когда  между гражданами существует более  или менее прочное согласие, когда  их сближают общие взгляды, установки, информация. В результате совершенствования  информационных коммуникаций внутри и  между различными социальными группами общество может развиваться более  динамично.

 

Современная информационная система должна давать гражданам  уверенность в качестве своих  знаний, в реальной способности влиять на общественные процессы. Решения, оказавшиеся  неверными, чаще всего бывают следствием недостатка объективной информации, а не отсутствия компетентности или  неэффективного использования той  имеющейся информации, которая попала в официальные информационные каналы.

 

Необходимо создать действенные  механизмы, обеспечивающие за счет более  полной правовой информированности  граждан повышение эффективности  права и его применения. Этой цели в значительной степени способствует правовая информатизация общества.

 

Под правовой информатизацией  России понимается процесс создания оптимальных условий максимально  полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и  общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной  организации и использования  информационных ресурсов с применением  прогрессивных технологий. Главная  цель правовой информатизации России состоит в построении общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные  органы власти и управления, правоохранительные органы.

 

Информатизация правовой сферы обеспечивает упорядочение и  систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и  правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных  структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации.

 

Правовая информатизация в соответствии с Концепцией осуществляется одновременно по следующим направлениям:

 

информатизация правотворческой  деятельности;

 

 

информатизация правореализационной  деятельности;

 

 

правовое обеспечение  процессов информатизации.

 

 

Информационно-правовые ресурсы  Российской Федерации должны формироваться  из банков действующих правовых актов, принимаемых Федеральным Собранием  Российской Федерации, Президентом  Российской Федерации, Советом Министров - Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим арбитражным судом  Российской Федерации, центральными органами федеральной исполнительной власти, органами государственной власти и  управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

 

Глобальная информационная система должна обеспечивать:

 

ведение информационно-правовых баз данных в соответствии с иерархией  системы, в том числе эталонных  банков нормативных актов, мощных центральных  банков, региональных банков и локальных  банков различного назначения;

 

 

поиск и выдачу информации по запросам пользователей;

 

 

организацию информационного  взаимодействия между системами  правовой информации разных уровней, а  также с внешними базами данных;

 

 

обеспечение обмена закрытой и открытой информацией между  региональными, ведомственными и отраслевыми  информационными системами в  процессе выравнивания распределенной базы данных и решения функциональных задач пользователей;

 

 

сбор, хранение и ведение  межотраслевых классификаторов  и систем кодирования правовой информации;

 

 

ведение банка периодических  терминов с толкованиями и разъяснениями;

 

 

ведение и тиражирование  таблиц соответствия и других средств  обеспечения совместимости информации для ее обмена в системе;

 

 

и, самое главное, обеспечение  интерактивного доступа юридических  и физических лиц к распределенной базе данных правовой информации.

 

 

Правовая информатизация пронизывает все области и  направления деятельности органов  государственной власти Российской Федерации, а также внедряется в  работу всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений независимо от формы собственности  и отдельных граждан, связанную  с получением и применением правовой информации в их повседневной деятельности. Современное состояние и перспективы  общественно-политического, экономического и социального развития страны требуют  оперативного и качественного информационно-аналитического обеспечения органов государственной  власти Российской Федерации.

 

С этой целью была создана  президентская программа "Правовая информатизация органов государственной  власти Российской Федерации", разработанная  в соответствии с Концепцией правовой информатизации России.

 

Реализация программы  позволит повысить оперативность, обоснованность и корректность принимаемых решений  по регулированию различных сфер общественной жизни за счет информатизации правотворческой деятельности органов  государственной власти Российской Федерации; обеспечить свободный, оперативный  доступ к существующим в электронном  виде информационно-правовым ресурсам со стороны органов государственной  власти Российской Федерации; создать  организационные и технические  возможности информационно-правового  обмена с планируемыми региональными узлами правовой информации, субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.

 

 

 

 

Современная правовая культура — это правовая культура развитого  и эффективно функционирующего гражданского общества и правового государства. По своей сути и основной идее она  должна представлять собой культуру признания, защиты и осуществления  прав и свобод человека и гражданина в качестве высших ценностей.

 

Современной правовой культуре должны быть присущи такие качественные характеристики, как: определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общественной и государственной жизни; утверждение  в массовом правосознании чувства  уважения к закону и правопорядку, идей и ценностей господства права; практическая реализация принципов  конституционализма и верховенства правового закона; согласованное  и эффективное функционирование всех источников позитивного права  и всех ветвей государственной власти; правовая активность граждан и их общественных объединений в осуществлении  своих прав и надлежащем исполнении своих юридических обязанностей; активная законотворческая, правозащитная  и правоприменительная деятельность (в рамках своих правомочий) всех звеньев государственного механизма; разветвленная система легализованных форм, средств и процедур воздействия  гражданского общества на государство  и контроль за его деятельностью.

 

Таким образом, высокий уровень  правовой культуры, важнейшей частью которой выступает правосознание  общества, является одним из признаков  правового государства.

 

В условиях российской действительности развитие правовой культуры - актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, которое  в современных переходных условиях усугубляется целым рядом негативных факторов, таких как несоблюдение конституционных прав и свобод граждан; принятие законов, не соответствующих  Конституции РФ; несоблюдение государственными органами, ведомственными и должностными лицами установленных государством предписаний; проявления правового  нигилизма, связанного с несовершенством  законодательства; повсеместное проявление крайних степеней деформации правосознания, выражающееся в криминализации общественных отношений и др.

 

Для выхода из создавшегося положения необходимо продолжать проведение развития процесса преобразований в  стране и практической реализации идей и ценностей современной правовой культуры, дальнейшего улучшения  организации, совершенствования форм и методов работы государственного аппарата и правоохранительных органов, строгого соблюдения демократических принципов их деятельности, обеспечения достоверности и доступности выходящей информации; повышение авторитета суда, укрепление гарантий его независимости. Необходимо принятие действенных мер по неукоснительному соблюдению Конституции всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение населения, государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека.


Информация о работе Правовая культура в современном мире