Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание

Правовая культура - это часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как общее понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон и видов.

Содержание

Введение ……………...………………………………………………..…………….3
1. Сущность правовой культуры …….…………………………………………....5
1.1. Понятие и содержание правовой культуры ……….....……………………….5
1.2. Взаимодействие правосознания и правовой культуры ……...……………...10
1.3. Показатели правовой культуры …...…………………………………………14
1.4. Правосознание, право и язык юридических актов………………………..16
2. Пути повышения уровня правовой культуры ………………………………...20
Заключение …...…………………………………………………………………….24
Список использованных источников...........……………..………………………..27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 80.91 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Современное общество переживает глубокий нравственный, эстетический и духовный кризис, вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в правовом сознании граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье стали процветающими в современном обществе явлениями.

К сожалению, в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о  среднем уровне правовой культуры общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Для распространения знаний о праве  и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения.

Основным элементом воздействия  на развитие личности является правовое воспитание. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее.

На сегодняшний день обращает на себя внимание негативное отношение  молодежи к государству. По данным социологических исследований, 64% молодежи считают, что государство не только не защищает их интересы, но напротив, выступает их врагом. Наблюдается явное противоречие в осознании права и закона, когда закон часто ассоциируется с насилием.

Для формирования правосознания молодежи нужно подключить к участию разные социальные институты – семью, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными и системными.

Что касается взрослого населения, здесь также в первую очередь  возникает проблема “правового минимума” – обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Мы можем замечать, что многие не ориентируются в нормах законодательства, знание которых диктуется жизненными повседневными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму. Все это снижает предупредительную силу закона, затрудняет справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственной деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а также на состоянии общественного порядка и преступности.

Можно рассмотреть небольшой пример. Взять хотя бы Основной Закон нашего государства – Конституцию Республики Беларусь. У скольких процентов наших граждан Конституция в списке домашней литературы (иметься дома)? Скорее всего только у людей связанный с юриспруденцией. А нам известно, что на конституцию ровняются и придерживаются её статей, дабы не нарушить их, все остальные нормативно - правовые акты, законы, кодексы и т.д. Так же каждый из граждан нашей страны связан с трудовой деятельностью, а возникнув у него трудовой спор, разве он будет ссылаться на трудовой кодекс? Уверена, что довольно значительная часть граждан даже не видела его в лицо.

К сожалению, государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщено. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Средства массовой информации зачастую демонстрируют пренебрежительное отношение к праву, правовым принципам, законодательным нормам, во многих публикациях и выступлениях бросается в глаза низкий правовой уровень журналистов.

Необходимо отметить, что состояние  правовой культуры общества во многом определяется степенью участия профессионалов-юристов в работе по формированию правосознания граждан, а также их собственный уровень культуры. Правовое воспитание и пропаганда должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов, ведь именно их профессия основана на совершенном владении правовыми средствами.

Хорошим примером организации, основным направлением деятельности которого является формирование правовой культуры и развитие правосознания населения, является Национальный центр правовой информации Республики Беларусь созданный 1 октября 1997 в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 «О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь». Он основан с целью повышения уровня доступности законодательства для граждан между Национальным центром правовой информации Республики Беларусь и Министерством культуры Республики Беларусь в 2001 году было подписано Соглашение «О создании публичных центров правовой информации в Республике Беларусь и развитии сотрудничества в области распространения правовой информации». Основной задачей которого, является  обеспечение реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации, вносить свой вклад в повышение качества нормотворческой и правоприменительной деятельности, способствовать росту правовой культуры белорусского общества.

Вместе с тем нельзя забывать, что не меньшее, а может быть и  большее воспитательное значение имеет и вся повседневная практическая деятельность юридических органов и учреждений. Представления, взгляды, отношение граждан к действующей правовой системе формируется не только в результате ознакомления с законодательством и другими нормативными актами, но в значительной мере в зависимости от информации о работе правоохранительных органов и учреждений. Сегодня становится очевидным, что совершенствование деятельности юридических органов невозможно без существенного повышения общей и правовой культуры самих юристов.

«Правовая культура предполагает определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Ужасно, когда юридически неграмотными оказываются лица, осуществляющие законотворческую деятельность или работающие в судебных, правоохранительных органах, занимающие ведущие посты в органах государственной власти и управления» [15,с.407]

К сожалению, в последние годы престиж  правоохранительных органов заметно упал. Отрицательное отношение к правоохранительным органам складывается под влиянием фильмов, в которых героями являются авторитеты преступного мира, а милиционеров, которые должны выступать защитниками и помощникам в борьбе с ними, называют “ментами”, публикаций в периодических изданиях, телепередач о неправомерных действиях стражей порядка. 

При повышении уровня правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность правосознания журналистов. Очень часто СМИ демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов. В связи со всеми вышеупомянутыми проблемами, а также в целях создания взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения граждан, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, было бы правильнее:

  1. Усилить работу по правовому просвещению населения;
  2. Разработать и принять программу развития правовой культуры в стране;
  3. Разработать и внедрить во всех типах учебных заведений программ специального курса по изучению основ законодательства;
  4. Уделять особое внимание правовому воспитанию молодежи;

(Включить в учебную программу среднего обучения, а также в программу обучения всего трудоспособного населения курс по практическому применению норм законодательства, правильной эксплуатации кодексов, законов и различный нормативной - правовых актов)

  1. Разработать и осуществлять конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;
  2. Организовать сеть юридических консультаций для правовой помощи гражданам (особенно малоимущим) по социальным вопросам и гражданскому законодательству;
  3. Определить объем юридических знаний, которыми должны обладать специалисты, работающие в той или иной сфере, а также их обязанности по соблюдению правовых норм в своей отрасли. Подготовить и издать соответствующие требования;
  4. Обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения;
  5. Усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также ряд других мер.

(Издавать дополнительную литературу для граждан, не имеющих в своём словарном запасе слов юридического характера. Тем самым истолковывать законодательство на понятном для большинства населения языке, возможно приводя житейские примеры.)

Только тщательно продуманная  и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, исследования, проведенные в данной курсовой работе, исходили из следующих положений:

1) правосознание как сфера  или область сознания, отражает  правовую действительность в  форме юридических знаний и  оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение деятельности людей в юридически значимых ситуациях;

2) понимание правовой  культуры как качественного состояния  правовой жизни общества, выражается  в достигнутом уровне совершенства  правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознании и правовом развитии личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Цель данной работы была достигнута путём следующих задач:

  1. Выявление сущности правовой культуры;
  2. Анализом пути повышения уровня правовой культуры.

Информация о работе Правовая культура