Правовое государство. Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:05, реферат

Описание

Концепция правового государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в древности. Платон подчеркивал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я рассматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги"

Содержание

1 Правовое государство 3
1.1 Понятие правового государства 3
1.2 Отличительные признаки правового государства 3
1.3 Социальное государство 5
2 Гражданское общество 8
2.1 К истории зарождения и развития идеи гражданского общества 8
2.2 Понятие и сущность гражданского общества 10
2.3 Характерные черты современного гражданского общества 13
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Реферат №3.docx

— 87.48 Кб (Скачать документ)

Содержание 

1 Правовое государство  3

   1.1 Понятие правового государства 3

   1.2 Отличительные признаки правового государства  3

   1.3 Социальное государство  5

2 Гражданское общество  8

   2.1 К истории зарождения и развития идеи гражданского общества 8

   2.2 Понятие и сущность гражданского общества  10

   2.3 Характерные черты современного гражданского общества  13

Список  литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Правовое государство 

1.1 Понятие правового  государства 

     Концепция правового государства имеет  глубокие исторические и теоретические  корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась  еще в древности. Платон подчеркивал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я рассматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги"

       Теория  правового государства в ее целостном  виде разработана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин "правовое государство" утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Существенный вклад в развитие правового государства внесли русские мыслители А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов; ученые-юристы Б. Чичерин, С. Котляревский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский. Значительными вехами на пути к правовому государству стали Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности. Решающими факторами создания правового государства стали успехи в формировании гражданского общества и общее социально-экономическое, культурное развитие общества, его новых цивилизационных, технических, научных основ.

       Правовое  государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

       В правовом государстве функционирует  режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным  контролем политики и власти. Осуществление  внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных  лиц связаны правовыми нормами  и подчинены им. Концепция правового  государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет  прав человека над законами государства, невмешательство государства в  дела гражданского общества. 

1.2 Отличительные признаки правового государства 

       Теория  и практика правового государства  позволяет выделить следующие его  отличительные признаки:

    • Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер.
    • Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого закона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, справедливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые права человека.
    • Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его само же нарушать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами.
    • Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, а государство несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу.
    • Разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.Принцип разделения властей действует и в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти у центра может приводить к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция местных органов может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.
    • Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах 1966 г.
    • Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, народного (государственного) контроля и т.п.

       Правовое  государство явилось важным этапом в расширении свободы индивида и  общества. Однако в своем классическом, либеральном варианте концепция  правового государства делает акцент на формальном, правовом равенстве, не затрагивая проблемы достижения фактического, социально-экономического равноправия  граждан. Поэтому в послевоенный период идея правового государства  была дополнена теорией и практикой  социального государства. 

1.3 Социальное государство 

       Социальное  государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и др.

     Социальное  государство осуществляет свои цели и задачи в форме правовой государственности  и стремится при этом к расширению прав граждан, достижению большей социальной справедливости, сглаживанию социального  неравенства. В наши дни демократические  государства пытаются найти оптимальную  меру сочетания правового и социального  принципов в своей деятельности.

     Социальное  государство не ставит своей целью  достижение абсолютного равенства  и социальной справедливости и  не порождает своими действиями  социальное иждивенчество и паразитирование. Речь идет о том, что государство обязуется поддерживать стабильное социально-экономическое положение своих граждан, гарантирует правовую и социально-политическую безопасность в соответствии с принятыми стандартами качества жизни.

     Параметры социального государства поддаются  количественному измерению в  экономических показателях. Прежде всего это доля расходов на социальные нужды от ВВП. В 1993 г. она составляла в Финляндии 41%, в Норвегии — 52%, в  Дании - 62%, в Швеции - 70%.

     Другим  показателем является доля товаров  и услуг, идущих на личное потребление в структуре ВВП. В 1980-е гг. в Японии этот показатель равнялся 55-57%, в Западной Европе — 60%, в США — 66% ВВП. Еще одним показателем служат личные доходы граждан. Следует учитывать, что это базовые показатели без учета надбавок и коэффициентов, которые варьируют в разных штатах.

     Значительный интерес представляют попытки исследователей выявить сущностные характеристики социального государства. Среди его существенных признаков называются следующие:

     -правовое государство; социальные выплаты и социальное распределение;

     -заботливое существование, обеспечение государством стабильного социально- экономического положения граждан;

     -возможность на правовой основе осуществлять планирование, распределение, организацию индивидуальной и социальной жизни; предоставление всем гражданам доступа к социальным выплатам;

     -индивидуальная свобода, солидаризм, справедливость (законность), демократия, социальная забота и социальный мир.

     В качестве общих целей и задач, которые  выдвигает и реализует социальное государство, перечисляются следующие:

     1) защита каждого человека от  нужды и бедности, гарантирование  минимально достойного существования;

     2)обеспечение  большего равенства посредством  стирания различий в уровнях  благосостояния;

     3) обеспечение большей защиты  перед лицом непредвиденных жизненных ситуаций (рисков);

     4) обеспечение роста и расширения  благосостояния людей. Предполагаются  к осуществлению более конкретные  задачи:

     1) правовое вмешательство для улучшения  юридического статуса;

     2) экономическое вмешательство для  улучшения доходов личности;

     3)экономическое  вмешательство для улучшения  окружающих условий;

     4) педагогическое вмешательство для совершенствования жизнедеятельности личности на основе образовательных и информационных мероприятий.

     Все вышеперечисленные существенные признаки, цели и задачи социального государства свидетельствуют о достаточно широком разбросе в понимании и толковании этого социально-политического феномена, а также свидетельствуют о том, что единой последовательно и фундаментально разработанной теории социального государства пока не существует. Тем не менее существующие различные национальные концепции и модели социального государства демонстрируют исключительно высокий эффект социального действия — достойный уровень качества жизни людей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Гражданское общество 

2.1 К истории зарождения и развития идеи гражданского общества 

     Можно сказать, что понятие «гражданское общество» столь же древнее, как  и знания о политике. Упоминания о гражданском обществе, размышления  о его смысле и предназначении, механизме становления возникли уже две с половиной тысячи лет назад.

     Одним из первых мыслителей, рассматривающих  гражданское общество как самостоятельную  субстанцию,  был Платон.

     Аристотель  писал, что, прежде чем определить, что  есть государство, необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство  есть нечто иное, как совокупность граждан и в других, негосударственных  сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной, духовной и др.

     Аристотель  не выделяет государства из общества. В его учении, как и в учении Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек-часть государства, личные интересы подчинены общественному  благу. Гражданин, в оценке Аристотеля,- это безликая частица единой политической общности.

     Сторонником «разведения» общества и государства  выступал Н. Макиавелли, который одним  из первых предложил рассматривать  государство, образно говоря, человеческими  глазами, выводить его не из теологии, как это было принято, а из разума и опыт. Свою приверженность гражданской  сфере он объяснял тем, что она  несла нравственные начала, тогда  как государство выступало силой, угнетающей общество. В одной из своих работ Макиавелли пишет  о стремлении государства обессилить и подорвать всякую деятельность общества, чтобы самому возвыситься. Речь, таким образом, идет по существу о признании наличия, наяду с  государством, гражданского общества.

     Томас Гоббс в одних случаях гражданское  общество отождествляет с государством, в других –разъединяет.

     Джон  Локк, активно используя понятие  «гражданское общество», провозглашает  в определенной мере примат гражданского общества перед государством. Общество возникает до государства  и важнее, и долговечнее его. Распад государства  не вызовет распада общества, тогда  как никакому государству не устоять  в случае разрушения общества, тогда  как никакому государству не устоять  в случае разрушения общества.

Информация о работе Правовое государство. Гражданское общество