Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание

Нельзя сказать, что в России гражданское общество достигло высшей ступени развития, что затрудняет развития гражданского общества. Ведь, по моему мнению, правовое государство не может возникнуть и функционировать без образования гражданского общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовое государство ............................................................................6
1.1 Учение о правовом государстве и пути формирования правового государства: понятие, принципы и признаки
1.2 правовое государство в современной России 17
Глава 2.Гражданское общество 23
2.1 Гражданское общество: понятие, признаки и структура 23
2.2 Соотношение государства и гражданского общества 30
Заключение 32
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Орлова.docx

— 54.04 Кб (Скачать документ)

 


Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Правовое государство ............................................................................6

1.1 Учение о правовом государстве  и  пути формирования правового государства: понятие, принципы и признаки

1.2 правовое государство в современной  России 17

Глава 2.Гражданское общество  23

2.1 Гражданское общество: понятие, признаки  и структура 23

2.2 Соотношение государства и гражданского  общества 30

Заключение 32

Список  литературы 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных  условиях, так как мы живем в  стране, которая по Конституции является правовым государством. Следует отметить, что государство и право не только зависят друг от друга, но в  тоже время и сохраняют определенную самостоятельность. По отношению к  государству и обществу право  всегда выступает как регулятор. Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения. В  этом и заключается одна из его  главных функций и назначений. Ф.Энгельс писал: «на определенной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становиться затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение – публичная власть, государство.» таким образом, если государство возникло из необходимости поддержания порядка, защиты «всех против всех» ,то право создает юридические механизмы для этого. Из этого следует, что право возникло как реакция общества на объективную необходимость иметь более жестокий властный регулятор социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и им подобные нормы с этой задачей уже не справлялись. Назначение государства и права состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений, призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения коллективной воли. Государство и право вносят в жизнь организующие начала, гарантируют ее от « просто случая и просто произвола» ( К.МАРКС).  Приобщаясь  в рамках нового политического мышления к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из проблем своего развития провозгласило создание современного демократического государства. Ядром этого государства является развитое гражданское общество. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов ,общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечиваются личные права и свободы. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.1 По Гегелю содержанием гражданского общества является, во-первых, определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этого индивида, а также удовлетворения потребностей других членов общества той же трудовой деятельностью. Во-вторых, сохранение свободы в обществе, защита собственности посредством правосудия. В-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам. Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства : люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых идей.

Мы живем в стране, которая  по Конституции является правовым государством. Но на мой взгляд, для создания правового  государства  необходимо возникновение  ряда определенных предпосылок , важнейшей  из которых является гражданское  общество. Но общество еще не созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие  свои разнообразные потребности  и интересы. Мы опираемся на то, что  именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое государство  не способно предоставить своим гражданам  необходимые блага для полного  функционирования общества. То есть, мы сами должны заботиться о своем благосостоянии.

Нельзя сказать, что в  России гражданское общество достигло высшей ступени развития, что затрудняет развития гражданского общества. Ведь, по моему мнению, правовое государство  не может возникнуть и функционировать  без образования гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовое государство

1.1 Учение о  правовом государстве и  пути  формирования правового государства:  понятие, принципы и признаки

     Первые представления  о правовом государстве как  об определенном государственном  устройстве, осуществляющем свою  деятельность на основе закона, стали формироваться еще в  Древнем мире. С идеей правового  государства связывались поиски  более совершенных и справедливых  форм жизни. Мыслители античности, такие как Сократ, Платон, Аристотель, пытались выявить такие связи  и взаимодействия между правом  и государственной властью, которые  обеспечивали бы гармоничное  функционирование общества. Ученые  древности считали, что наиболее  разумна и справедлива лишь  та политическая форма общежития   людей, при которой закон обязателен  как для граждан, так и для  самого государства.2

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась  справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…»3 Цицерон говорил о государстве как о «для народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». В своей теории Н.Макиавелле цель государства видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечение безопасности для каждого. Ж.Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Античные философы отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие  между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

В период буржуазных революций  возникают новые подходы к  идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного  органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.  Размышляя  о пределах государственной власти, Д.Локк, например, выделял собственность, свободу мнений. Любое покушение  на право собственности(лишение  части собственности, повышение  налогов) рассматривалась Локком как  проявление деспотизма. Чтобы не допустить  злоупотребления властей, он предложил  не соединять законодательную и  исполнительную власть и подчинить  законодателей действию ими же созданных  законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. « ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может  быть сделано исключение из законов  этого общества.»4

Согласно теории немецкого  философа Иммануила Канта, государство  представляет собой «объединение множества  людей, подчиненных правовым законам».5 Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение. Я знаю несколько путей формирования правового государства :

  1. Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменения соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.
  2. Добиться такого состояния общества, при котором  соблюдение закона было бы выгоднее, чем его нарушение, что предполагает высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.
  3. Превращение его правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.
  4. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов самоуправления, а также расширение компетенций последних.
  5. Необходимо сформировать экономическую основу общества, которой являются производственные  отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивидуума, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере.
  6. Режим демократии, парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение узурпации власти.
  7. Гражданское общество, то есть система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Государство, стремящееся к тождеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона. В механизме этих взаимоотношений государство как устойчивая и обладающая наибольшим объемом  властных полномочий структура является фундаментом политической системы.
  8. Необходимо создать нравственную основу правового государства, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства,

терпимости к различным  религиозным мировоззрения.

В наши дни под правовым государством понимается государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное  воле народа как суверена власти.6 Это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблением. В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация , ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Но государство одновременно является и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство – механизм согласования различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целей правления является защита и поощрение прав человека и основных его свобод. Современное правовое государство призвано обеспечивать не только законность, но и справедливость. При этом к элементам справедливости относятся:

- свободные периодические  выборы

- обязанность органов  государственной власти соблюдать  Конституцию действовать совместным  с законом образом

- деятельность исполнительных  и судебных органов осуществляется  в соответствии с системой, установленной  законом

- вооруженные силы и  полиция находятся под контролем  гражданских властей и подвластны  им

- права человека и основные  свободы гарантируются законом

 В основе правового  государства лежат два принципа:

1.Наиболее полное обеспечение  прав и свобод личности.

2.Последовательное связывание  с помощью права государство  и власть.

Применительно к России первый принцип закреплен во второй статье  Конституции: «Человек, его права  и свободы, являющейся высшей ценностью.» 7  второй принцип объективируется через:

  1. Принцип разделения властей: главное требование заключается в том, что для обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы необходимо разделить государственную власть на законодательную(избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную(назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную(выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).
  2. Принцип федерализма: при реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти  будут контролировать друг друга, уменьшать злоупотреблений и произвола в отношении личности.
  3. Принцип верховенства правового закон: в правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают общественные интересы.
  4. Принцип взаимной ответственности государства и личности : в условиях правового государства личность и властвующий субъект должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.  

Наряду с принципами существуют  и ряд признаков. Вот некоторые  из них:

  1. Разделение властей
  2. Верховенство закона
  3. Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод личности
  4. Социальная и юридическая защищенность личности
  5. Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов.
  6. Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, демократические выборы народом органов государственной власти.
  7. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.
  8. Признание человека высшей ценностью
  9. Верховенство и прямое действие Конституции
  10. Единство прав и свобод граждан
  11. Наличие развитого гражданского общества
  12. Внешний и внутренний суверенитет государства
  13. Взаимная ответственность государства и гражданина 

Признаки правового государства  отражают основные его черты, которые  обязательно должны в нем присутствовать.

1.Разделение властей на  законодательную, исполнительную  и судебную означает, что каждая  из трех властей должна быть  независима от другой  и в  своей деятельности подчиняться  только закону, тем самым создавая  систему «сдержек и противовесов»,  взаимоограничение и взаимоконтроль  всех ветвей власти. Законодательная  власть является представительной. Именно на основе выборов народ  передает власть своим представителям  и уполномочивает представительные  органы осуществлять государственную.  Существенный признак исполнительной  власти – ее универсальный  и предметный характер: исполнительная  власть, ее органы действуют непрерывно  и везде, на всей территории  государства. Судебная власть  играет особую роль. Суд выступает  в роли арбитра в спорах  о праве. Роль судебной власти  в механизме разделения властей   состоит в сдерживании двух  других властей в рамках конституционной  законности и права и, прежде  всего путем осуществления судебного  контроля за этими ветвями  власти. В правовом государстве  только судебная власть может  отправлять правосудие.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество