Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание

Нельзя сказать, что в России гражданское общество достигло высшей ступени развития, что затрудняет развития гражданского общества. Ведь, по моему мнению, правовое государство не может возникнуть и функционировать без образования гражданского общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовое государство ............................................................................6
1.1 Учение о правовом государстве и пути формирования правового государства: понятие, принципы и признаки
1.2 правовое государство в современной России 17
Глава 2.Гражданское общество 23
2.1 Гражданское общество: понятие, признаки и структура 23
2.2 Соотношение государства и гражданского общества 30
Заключение 32
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Орлова.docx

— 54.04 Кб (Скачать документ)

 

2.Верховенство закона  означает, что государство и личность  в своих действиях должны соответствовать  закону, то есть никто не имеет  права нарушить закон. Закон  – принятый на референдуме  или в особом порядке акт  законодательного органа, обладающий  высшей юридической силой и  направленный на урегулирование  наиболее важных общественных  отношений. Верховенство закона  – это  именно требование  законности и один из признаков  правового государства. Поэтому  это должно соблюдаться в работе  правоохранительных органов. Соблюдение  этого требования в частности  охватывает следующие основные  моменты :

а) существенность законодательства – оно должно быть посвящено действительно  решающим коренным вопросам жизни страны.

б) полнота законодательства – в законах должны быть с максимальной точностью урегулированы все  вопросы, требующие законодательного решения.

в) непререкаемость законодательства – строгое соблюдение высшей юридической  силы закона, в том числе недопустимость издания актов, противоречащих закону.

г) совершенство законодательства по его содержанию его устойчивость, систематическое обновление.

В правовом государстве все  подвластно закону: и граждане, и  должностные лица, и органы власти и управления, и само государство.

3.Реальность прав и  свобод гражданина состоит в  признании, утверждении и гарантировании  прав и свобод человека и  гражданина. Правовое государство  немыслимо без определенных прав  и свобод человека. В Конституции  России правам и свободам человека  посвящена глава 2. Которая так  и называется « права и свободы  человека и гражданина». В этой  главе утверждается, что права  человека принадлежат ему от  рождения и не могут быть  никем нарушены. В Российской  Федерации все равны перед  законом ми судом независимо  от пола, расы, национальности и  других обстоятельств.

4.Защита прав и свобод  человека – это гарантии того, что человек является свободным,  а его права – невозможно  нарушить без разрешения на  то суда. « Человек, его права  и свободы являются высшей  ценностью»8. Формами охраны прав и свобод выступают: установление обязанностей, запретов, мер принуждения, мер пресечения.

5.Верховенство Конституции.  Конституция является источником  государственного права страны  и основным его законом, закрепляющим  общественное и государственное  устройство, организацию, взаимоотношения  и полномочия высших органов  государственной власти, основы  организации государственного управления  и судебной системы, основные  принципы избирательного права  и правовое положение граждан.

6.Взаимная ответственность  государства и личности. Государство  путем издания законов берет  на себя конкретные обязательства  перед гражданами, общественными  организациями, другими государствами  и всем международным сообществом.  Правовое государство обеспечивает  личности защиту ее прав и  свобод, предоставляет возможность  участвовать в общественной жизни  страны. Личность обеспечивает государству  его существование, развитие и  процветание. В правовом государстве  признается право каждого гражданина  защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными  законом. В свою очередь гражданин  несет ответственность за свои  незаконные действия перед государством  в лице его органов. 

7.Признание человека  высшей ценностью. В правовом  государстве именно личность  является основой всего, а свобода  и независимость личности стоят  на первом месте в системе  ценностей государства.  В юридической  литературе в качестве основных  признаков правового государства   обычно выделяют следующие :

- верховенство права,  юридическая защищенность  всех  общественных субъектов от произвольных  решений кого бы то ни было.

- принцип разделения властей,  то есть самостоятельное  и  независимое функционирование трех  ветвей власти: законодательной,  исполнительной, судебной ; и правовая  организация системы государственной  власти;

- приоритет прав и свобод  граждан и единство их прав  и обязанностей;

- взаимная ответственность  государства и личности.

 Рассмотрим вышеперечисленные  черты правового государства  подробнее.

  1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства – Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов- это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.
  2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм  сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию  демократии в государственном управлении. В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. В проекте Конституции Никарагуа 1986 года указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная. 
  3. Гарантированность прав и свобод гражданин.  Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности  в обществе должны существовать механизмы их реализации, то есть реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, судебную защиту своих прав и т.д.  Личность вправе  иметь закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.
  4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащие выполнение своих обязанностей.  Таким образом можно сделать вывод, что правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа ,наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу одного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

 

 

1.2 Правовое государство  в современной России

За последние годы проблемы правового государства встали на первый план. Рассматривая современное  состояние идей правового государства, следует избегать преувеличение  их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство  выступает идеалом.

Существовали государства, в которых каждый шаг гражданина, каждое его действие могло попасть  под надзор чиновников. Наше советское  государство было именно таким. Ни в  коем случае нельзя было открыто осуждать действие власти, партии.

В 17-18 веках постепенно сформировалось гражданское общество в некоторых  странах Европы и США. В настоящее  время суть заключается в том, что государство не регулирует всю  жизнь общества, а только строго обусловленную законом сферу. Практика формирования правового государства  всюду имеет свои особенности. Можно  выделить общие черты, такие например как достаточно высокий уровень  экономики, культуры, нравственности.

Правовое государство  – сферы общественной жизни, где  действуют развитые демократические  институты, имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан  и их организаций. Эта сфера ограждена  законами от произвола власти. В  таком государстве соблюдаются  права и свободы человека и  общества, признается и соблюдается  независимость суда как защитника  гражданина в его отношениях с  государством.

 Гражданское общество  представляет собой общество  равноправных людей, свободно  проявляющих свою индивидуальность  и творческую инициативу.

В Конституции России закреплен  принцип, согласно которому государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Каждая из этих ветвей представлена соответствующими органами, действующими самостоятельно.

Законодательная осуществляется Федеральным Собранием, другими  аналогичными органами. Они избираются непосредственно народом и иным путем формироваться не могут. Решения  законодательной власти обязательны  к исполнению соответствующими субъектами права. О последовательном проведении в жизнь принципа разделения властей  можно говорить лишь в том случае, если наряду с законодательной и  исполнительной достаточно активно  себя проявляет и пользуется независимостью судебная власть.

Конституция Российской Федерации  признает самостоятельность и право  органов судебной власти действовать  независимо от других. В систему  ее федеральных органов включаются: Конституционный Суд, Верховный  Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные  суда. Судебные органы судьи действуют  на основе закона.

Государственную власть в  России осуществляют : президент РФ, Федеральное Собрание, правительство  РФ, суды РФ.

Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется  на всей территории России. Законы и  иные правовые акты, применяемые в  РФ, не должны противоречить Конституции  РФ. Но для ТОО, чтобы государство  стало правовым, недостаточно только законов. Для этого требуется  действенное их применение. Нужны  суда и особенно системы исполнения судебных решений. В целом судебная система строится в соответствии с национально-государственным устройством  и административно-территориальным  делением страны. Суд как государственный  орган судебной власти осуществляет ее от имени государства, а исполнение судебных актов обеспечивается силой  государства.

Одним из основателей теории разделения властей является Дж. Локк. Он полагал, что абсолютная монархия не совместима с гражданским обществом, и следовательно не может быть формой гражданского правления.9Абсолютная монархия сама не подчиняется закону, соответственно, она не может обеспечить подчинения закону других властей и лиц. Такая власть не способна гарантировать естественную свободу человека. Правовым государством можно назвать только такое государство, где государственная власть  не является большей, которой люди обладали в естественном состоянии и где осуществлен принцип разделения властей как основной организационный принцип государства. Согласно Локку народ  является верховным сувереном, он избирает законодательную власть, а она, в свою очередь формирует исполнительную. Права человека, с читает Локк, неотчуждаемы, поэтому законодательная власть не имеет права уничтожать, порабощать, умышленно разорять подданных. Верховная власть не может лишить человека какой-то части его собственности. Законодательный орган не может передавать свое право издавать законы какому-либо другому органу.

Еще одним представителем данной теории является французский  философ Ш.-Л. Монтескье. По его мнению, «в каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами  международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. В силу первой власти государь или  учреждение создает законы, исправляет или отменяет существующие. В силу второй он объявляет войну или  заключает мир, посылает и принимает  послов, обеспечивает безопасность, предотвращает  нашествия. В силу третьей он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц.

Согласно конституционному проекту П.И. Пестеля « Русская  правда» законодательная власть принадлежала народному вече, состоящему из одной палаты в составе 500 депутатов; исполнительная – державной думе, надзор – Верховному Собору.

Следующим шагом к правовому  государству будет становление  парламентаризма в России. Но проблема, остающаяся актуальной – уровень  правосознания людей. Поколения  формировались в условиях господства партийно-государственного произвола, отсутствие политической и личной свободы. Оказалось, что за короткий срок просто невозможно создать правовую систему, обеспеченную, с одной стороны, качественными  и не противоречащими друг другу  нормативными актами, а с другой – эффективными правоохранительными  институтами. Тем не менее, представляется, что становление парламентаризма  в России находится на стадии развития. В Конституции России закреплено три основных аспекта правовой государственности  – гуманитарно-правовой(права и  свободы человека и гражданина), нормативно-правовой(источники права), институционально-правовой(система  разделения и взаимодействия властей). Политическая жизнь в правовом государстве  строится на основе идеологического, политического  многообразия, многопартийности. Поэтому  одним из путей формирования правового  государства является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая  часть прав и свобод человека. Необходимым  фактором, определяющим во многом успех  многих преобразований в государственной  и политической жизни нашего общества, является уровень политической и  правовой культуры. Необходимо избавляться  от правового нигилизма. В России пока не удалось реализовать в  полной мере ни одного из основных принципов  правового государства.

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Значительная часть норм, закрепленная федеральным  законодательством, не реализуется, действует  формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд.

 Государство оказывается  неспособным обеспечить в должной  мере права и свободы своих  граждан в сфере образования,  науки, социального обеспечения.

В качестве одой из важнейших  задач, связанной с формированием  правового государства следует  рассматривать совершенствование  законодательства, формирование новой  правовой системы.

Наряду с этим Российская Федерация провозглашается как  демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления. Тем самым устанавливаются  форма государственной власти, режим  политической, экономической и иных свобод личности.

Провозглашение России правовым государством означает приверженность демократическим основам построения общества и государства, признание суверенитета народа как источника власти. Сущностью правового государства является независимость суда, связанность государства, всех его институтов правовыми положениями. Можно сказать, что идея правового государства нашла свое выражение на самом высоком законодательном уровне и сегодня идет процесс ее реализации.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество