Правовое государство. Отличительные черты правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 02:57, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы, является проанализировать то, как в ходе исторического развития человеческого общества происходит постепенное совершенствование системы Государственной власти, которая в процессе данного совершенствования должна отвечать гуманным потребностям общества, включающим в себя взаимную ответственность Государства и личности. И то, каким является правовое Государство в наше время.

Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Возникновение и развитие идеи правового государства . . . . . . . . . . . . . . .4

3. Основные характеристики правового государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

4. Основные признаки правового государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

5. Принцип организации деятельности правового государства . . . . . . . . . . . 9

6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

7. Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Работа состоит из  1 файл

Политология.DOC

— 88.50 Кб (Скачать документ)

Санкт–Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

 
 
 

Кафедра истории 
 
 
 
 
 
 

Правовое  государство.

Отличительные черты правового  государства 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка

1 курса,  заочного отделения

специальности социальная работа

Беляева Татьяна Станиславовна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт–Петербург

2006 

Содержание 

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Возникновение  и развитие идеи правового  государства . . . . . . . . . . . . . . .4

3. Основные характеристики  правового государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

4. Основные признаки  правового государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

5. Принцип организации  деятельности правового государства  . . . . . . . . . . . 9

6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

7. Список используемой  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 

                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

Введение 

     «Правовое государство - ныне одна из центральных  тем отечественной юридической науки. В последние годы ей посвящено немало исследований, хотя многие проблемы ждут своего решения.

     Привычным для нашей науки и политической практики в недавнем прошлом был классовый подход к демократии, к государству. В настоящее время преобладает взгляд на эти проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов и ценностей. В общественном сознании все больше утверждается мысль о том, что основанное на демократических принципах правовое государство может стать эффективным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, утверждения в нем законности и правопорядка1».

Целью данной контрольной работы, является проанализировать то, как в ходе исторического развития человеческого общества происходит постепенное совершенствование системы Государственной власти, которая в процессе данного совершенствования должна отвечать гуманным потребностям общества, включающим в себя взаимную ответственность Государства и личности. И то, каким является правовое Государство в наше время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Возникновение и развитие идеи правового  государства.

     За  время многовековой истории государства  и права возникло очень много  политико-правовых доктрин. Созданные различными мыслителями концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения). Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

     Отдельные идеи правовой государственности интересовали уже мыслителей древности: о необходимости "правления законов"; о неоднородности деятельности государства и целесообразности ее разделения на несколько видов; о разумных и справедливых началах государства и права и т.д.

     Как программа, в которой власть ограничивалась конституцией, правовыми законами, идея правового государства заявила о себе на рубеже XVIII-XIX веков. Значительную роль в становлении учения о правовом государстве сыграл один из великих философов - И. Кант. Именно ему принадлежит разработка ряда основополагающих начал правовой государственности: свобода и самостоятельность каждого члена общества как человека и гражданина; ограничение всеохватывающего вмешательства государства в частную жизнь; принцип разделения властей; связанность государства и общества правом и законом; господство закона в жизни народа, общества, государства2.

     С идеей правового государства  связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

     Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

     Наиболее  известные идеи правовой государственности  эпохи перехода от феодализма к капитализму, изложили такие мыслители как  Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности  свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие. Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение3.

     В послеоктябрьский период в нашей  стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

     И так Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами ("Лишь индивид думает. Лишь индивид размышляет. Лишь индивид действует"), и их различными объединениями на основе норм права. 
 
 
 

     Основные  характеристики правового  государства.

     «Правовое государство - политическое оформление гражданского общества, сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. Эта сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее со стороны властных органов. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и общества; право приоритетно по отношению к государству; признается и соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством. Население характеризуется определенной способностью к саморегулированию, готовностью подчиняться общим правилам и интересам»4.

     «Гражданское  общество представляет собой общество равноправных людей, свободно проявляющих  свою индивидуальность и творческую инициативу5».

     Правовое  государство - государство, основанное на правовых началах и подчиненное праву. Государство самоограничивает себя правом, признает приоритетность права над собой. Оно воспринимается не как производное от государства, а как высокая самостоятельная социальная сила. Действует здесь принцип верховенства правовых законов, объективирующих общепринятые принципы и социальные ценности. Последние представляют собой общепризнанные международно-правовые стандарты. Законы, закрепляющие их, являются правовыми, т.е. гуманными, отвечающими потребностям общества, принятым в соответствии с демократически построенным регламентом

     Правовое  государство предполагает последовательное воплощение в жизнь взаимной ответственности  государства и личности

     Это означает, что не только человек  обязан соблюдать то, что предусмотрено нормами права, но и государство должно ограничивать себя в собственных решениях и действиях для обеспечения в законах меры свободы личности.

     В государствах с авторитарными политическими  режимами господствует ответственность гражданина перед государством. В правовом - государственные органы и должностные лица ответственны перед гражданами в случае нарушения их прав и свобод. Правовое государство в его взаимодействии с человеком обеспечивает и защищает его жизнь, здоровье, честь и достоинство, свободы; является средством борьбы с таким отрицательными явлениями, как бюрократизм, местничество, ведомственность.

     В теории правового  государства существует три основы - экономическая,  социальная и нравственную.

     Экономической  основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.         

     Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства (в этом его отличительная черта). Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. 

     Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основные  признаки правового  государства.

     1. Верховенство закона  во всех сферах  общественной жизни.  В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

Информация о работе Правовое государство. Отличительные черты правового государства