Правовое государство. Отличительные черты правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 02:57, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы, является проанализировать то, как в ходе исторического развития человеческого общества происходит постепенное совершенствование системы Государственной власти, которая в процессе данного совершенствования должна отвечать гуманным потребностям общества, включающим в себя взаимную ответственность Государства и личности. И то, каким является правовое Государство в наше время.

Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Возникновение и развитие идеи правового государства . . . . . . . . . . . . . . .4

3. Основные характеристики правового государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

4. Основные признаки правового государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

5. Принцип организации деятельности правового государства . . . . . . . . . . . 9

6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

7. Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Работа состоит из  1 файл

Политология.DOC

— 88.50 Кб (Скачать документ)

     Основной  закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

     Верховенство  закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого  правового порядка в обществе.

     2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

     Правовой  характер свободы индивида проявляется  в различных сферах общественной жизни. Например, это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и тому подобное. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, экономическими и духовными предпосылками.

     3. Взаимная ответственность  государства и  личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства и справедливости, государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.         

     На  тех же правовых началах строится ответственность личности перед  государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы  личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

     Правовой  характер взаимной ответственности  государства и личности - это важная составная часть складывающегося в обществе права.  

     Принцип организации деятельности правового государства.

     Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил, центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

     Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления  внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.

     Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

     Судебная  власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

     По  мере продвижения России по пути демократических  реформ и преобразований, наше государство можно назвать правовым государство, так в Конституции Российской Федерации (ст.10) закреплен принцип, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей представлена соответствующими органами, действующими самостоятельно.

     Законодательная осуществляется Федеральным Собранием, другими аналогичными государственными органами. Они избираются непосредственно народом и иным путем формироваться не могут. Решения законодательной власти обязательны к исполнению соответствующими субъектами права.

     Большой объем работы в сфере управления государственными делами возложен на исполнительные органы. Они должны действовать строго в пределах компетенции, определяемой Конституцией и другими законами, в целях организации исполнения актов законодательной власти и других нормативных правовых актов.

     О последовательном проведении в жизнь  принципа разделения властей можно говорить лишь в том случае, если наряду с законодательной и исполнительной достаточно активно себя проявляет и пользуется независимостью судебная власть.

     Конституция Российской Федерации признает самостоятельность  и право органов судебной власти действовать независимо от других. В систему ее федеральных органов включаются: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды. Судебные органы и судьи действуют на основе закона.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таковы  основные черты правового государства!

     И так правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие, государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. Исходя из всего этого, кратко можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

     Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее под законность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

     Правовое  государство имеет ряд общих  и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

     Итак, правовое государство обеспечивает:

     1. Верховенство закона во всех  сферах общественной жизни.

     2. Реальность прав личности, создание  условий для ее свободного  развития.

     3. Взаимную ответственность государства и личности

     4. Прочный режим законности и  стабильности правового порядка. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. Гаджиев  К.С., Каменская Г.В. и др., Введение  в политологию, М.: 1993. 

2. Хропанюк  В. Н. Теория Государства и  Права. - М.: 1995.  

3. Лейст О.Э., Мачин И.Ф. Гражданское общество и современное государство // Вестник Московского университета. Сер.11. Право. 1995. N 4. 

4. Соколов А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика. Курск: Изд-во Курского гос. технического университета, 1994. 

5. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. N 5. 

6. «История политических и правовых учений», Учебник под ред. О.Э. Лейста., М.: 1997 

7. Статья В.Б. Коженевскиого от 26 июля 1997г

Информация о работе Правовое государство. Отличительные черты правового государства