Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 21:16, реферат
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния
1. Понятие и признаки правового государства.
2. Система разделения властей в правовом государстве.
3. Верховенство закона.
4. Права и свободы человека в системе ценностей.
5. Взаимная ответственность личности и государства
1. Ему присуща
государственная власть как
2. Оно представляет
собой политическую
3. Располагает специальным
государственным механизмом.
4. Обладает определенной
административно-
5. Существует благодаря
налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным
суверенитетом.
Особенности механизма
правового государства
Таким образом, в
правовом государстве его механизм
свободен от бюрократизма и административно-командных
методов управления. Его демократический
характер обусловлен ответственностью
перед обществом, на службе которого
он находится. Правовое государство
есть концентрированное выражение
гражданского общества. В силу этого
его этапы развития в целом
и общем совпадают с этапами
развития гражданского общества. Вместе
с тем, поскольку всякое государство
обладает известной самостоятельностью
по отношению к обществу, то этапам
развития правового государства
присущи определенные особенности,
отражающие его политический характер.
Первый этап развития правового гражданского
общества это становление рыночной
экономики, предпринимательства, гласности,
свободы средств массовой информации,
социальной защищенности граждан; второй
этап утверждение рыночной экономики
различных форм предпринимательства,
обеспечение социальной защищенности
граждан, наличие гласности, свободной
деятельности средств массовой информации.
Таким образом, рассмотрев
понятие правового государства
и его основные признаки, необходимо
непосредственно перейти к
СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ
ВЛАСТЕЙ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ.
Государственная власть
в правовом государстве не является
абсолютной. Это обусловлено не только
господством права, связанностью государственной
власти правом, но и тем, как организована
государственная власть, в каких
формах и какими органами она осуществляется.
Здесь необходимо обратиться к теории
разделения властей. Согласно этой теории
смешение, соединение властей (законодательной,
исполнительной, судебной) в одном
органе, в руках одного лица чревато
опасностью установления деспотического
режима, где невозможна свобода личности.
Поэтому для того, чтобы предотвратить
возникновение авторитарной абсолютной
власти, не связанной правом эти
ветви власти должны быть разграничены,
разделены, обособлены.
С помощью разделения
властей правовое государство организуется
и функционирует правовым способом:
государственные органы действуют
в рамках своей компетенции, не подменяя
друг друга; устанавливается взаимный
контроль, сбалансированность, равновесие
во взаимоотношениях государственных
органов, осуществляющих законодательную,
исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную означает, что каждая
из властей действует
Классическим образцом
в этом отношении являются США. Согласно
теории разделения властей в ней
законодательная, судебная и исполнительная
власти, действуют как три силы
в замкнутом круге своих
Необходимо обратить
внимание на то, что в современных
демократических государствах (таких,
как США, Германия) наряду с классическим
делением государственной власти на
"три власти" федеративное устройство
является также способом децентрализации
и "разделения" власти, предупреждающим
ее концентрацию.
Теперь, основываясь
на Конституции Российской Федерации
рассмотрим принцип разделения властей
в России. Ст. 10 Конституции Российской
Федерации гласит: "Государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и
судебной власти самостоятельны. " К
органами законодательной власти в
Российской Федерации относятся: Федеральное
Собрание (Совет Федерации и
Для демократического
общества принцип разделения властей
особо важен и значим. Он выражает
не только разделение труда между
государственными органами, но и умеренность,
"рассредоточенность" государственной
власти, предупреждающую ее концентрацию,
превращение ее в авторитарную и
тоталитарную власть. Этот принцип
в демократическом обществе предполагает,
что все три власти одинаковы,
равновелики по силе, служат противовесами
по отношению друг к другу и
могут "сдерживать" одна другую, не
допускать доминирования одной
из них. Например, превращения управленческой
власти в авторитарную, а законодательной
- во "всевластие", в тоталитарную
власть, подчиняющую себе и управление,
и правосудие.
Но даже если соблюдено
тербование разделения властей, задействована
система "сдержек и противовесов",
то государство еще не обязательно
является правовым. Поэтому мы переходим
к следующему признаку правового
государства.
ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА.
В правовом государстве
ни один государственный орган, должностное
лицо, коллектив или общественная
организация, ни один человек не вправе
посягать на закон. За его нарушение
они несут строгую юридическую
ответственность. Когда мы ведем
речь о верховенстве закона как нормативно-правового
акта, обладающего высшей юридической
силой, то имеем в виду, что все
подзаконные акты должны строго соответствовать
ему, а должностные лица не уклонятся
от его исполнения и тем более
не нарушать его. Также недопустимо
"обогащать" закон подзаконными
актами, вкладывать в его содержание
такой смысл, который не был предусмотрен
законодателем. Кроме того и все
рядовые граждане должны в своем
поведении руководствоваться
Правовое государство
также предполагает правовую устойчивость
Конституции. Недопустимо ее постоянное
изменение, дополнение и обновление.
Ибо тогда она перестает быть
Основным Законом государства, обладающим
долгосрочным характером. Вот почему
бесконечные изменения, которые
вносил Верховный Совет Российской
Федерации в Конституцию
Укрепление законности
остается актуальнейшей задачей, ибо
это - центральная категория
Все правовые акты, издаваемые
в Российской Федерации, не могут
противоречить Конституции
Федеральные конституционные
законы принимаются по следующим
вопросам: о статусе субъекта Федерации,
о референдуме, о порядке деятельности
Правительства РФ (ст. 114, ч. 2) ; о судебной
системе РФ (ст. 118, ч. 3) , о полномочиях,
порядке образования и
Предусмотрено принятие
федеральных законов по вопросам:
реализации прав и свобод человека
и гражданина, закрепленных в главе
2; статуса столицы РФ (ст. 70, ч. 2) ,
о системе налогов и сборов
(ст. 70, ч. 2) , федерального устройства государства;
общим принципам организации
представительных и исполнительных
органов, выборов Президента, депутатов
Государственной думы, формирования
Совета Федерации и др.
По вопросам, отнесенным
Конституцией к ведению Совета Федерации
(о назначении счетной палаты) и
Государственной Думы (акт об амнистии)
каждая палата принимает собственные
постановления. По всем другим вопросам,
прямо не отнесенным к компетенции
палат Федерального Собрания, возможно
лишь принятие федеральных законов.
Президент Российской
Федерации издает указы и распоряжения,
которые не противоречат Конституции
и обязательны на всей территории
Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации издает постановления
и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Они обязательны к исполнению
на всей территории Российской Федерации
и основываются на Конституции Российской
Федерации, федеральных законах, нормативных
указах Президента.
Конституция Российской
Федерации - юридическая база всего
законодательства, в которой закреплены
основы экономической, социальной и
политической организации общества,
устанавливается механизм государственной
власти и управления, основные права
и обязанности граждан. Отсюда и
значение Конституции как Основного
Закона государства. Необходимо максимально
стремиться к тому, чтобы Конституция
занимала реальное место в правовой
системе, имела практическую ценность.
Конституция закрепляет основные положения
всех сторон государственной и общественной
жизни, поэтому для практической
реализации ее норм, как правило, необходимы
вторичные законодательные
Информация о работе Правовое государство. Права и свободы человека в системе ценностей