Правовое государство. Права и свободы человека в системе ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 21:16, реферат

Описание

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния

Содержание

1. Понятие и признаки правового государства.


2. Система разделения властей в правовом государстве.


3. Верховенство закона.


4. Права и свободы человека в системе ценностей.


5. Взаимная ответственность личности и государства

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 43.83 Кб (Скачать документ)

В закреплении основ  правового положения человека и  гражданина большое значение имеет  Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным  советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют  преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно  порождают права и обязанности  граждан Российской Федерации.  

Права и свободы  человека и гражданина также закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ст. ст. 2,6-8,13-14, а также  полностью глава 2 - права и свободы человека и гражданина ст. ст. 17-64) . Часть 3 ст. 55 гласит: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. " А статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами.  

Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. " Статья 17 закрепляет положение о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права. В  соответствии со ст. 17 права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения, являются непосредственно  действующими (ст. 18) . Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей  деятельности непосредственно руководствуются  и применяют нормы Конституции. На основании статьи 80 Конституции  Российской Федерации Президент  Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации  вправе приостанавливать действие актов  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим  судом (часть вторая статьи 85 Конституции) .  

В Российской Федерации  все равны перед законом и  судом. Конституцией провозглашается  недопустимость использования прав и свобод для посягательства на конституционный  строй, права и свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничения.  

Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право  частной собственности охраняется законом (ст. 35) . Закрепляется право  частной собственности на землю (ст. 36) , а также право на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  деятельности и иной не запрещенной  законом экономической деятельности (ст. 34) , что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения  экономической реформы, стабильного  развития рыночной экономики.  

Статья 46 Конституции  Российской Федерации гласит: "1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения  и действия (или бездействие) органов  государственной, власти, органов местного самоуправления, общественных объединений  и должностных лиц могут быть обжалованы в суд... ". Конституцией Российской Федерации гарантируются: право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48) , право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст. 47) ; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50) . Существуют и другие декларируемые Конституцией Российской Федерации гарантии прав и свобод человека.  

Среди ряда уже ранее  названных особенностей права современного гражданского общества нужно выделить то, что права и свободы человека не только все более становятся целью  законодательства и направлений  правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования  как непосредственный критерий при  определении правомерности того, или иного поведения, предмет  судебной защиты. Отсюда, возможность  обжалования государственных актов  в международных правосудные  органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.  

Каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод. Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст. 46) , но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст. 23) , неприкосновенность жилища (ст. 25) , права  частной собственности (ст. 35) . Более  того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и свобод человека путем  обеспечения гражданам возможности  обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные  органы.  

В Российской Федерации  гарантируется государственная  защита прав и свобод человека и  гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45) . Решения  и действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд (ст. 46) . Никто не может быть лишен  права на рассмотрение его дела в  том суде и тем судьей, к подсудности  которых оно отнесено законом (ст. 47, ч. 1) . При этом Конституция впервые  вводит в судебную практику новый  институт - присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступления имеет  право на рассмотрение его дела судом  с участием присяжных заседателей (ст. 123, ч. 4) .  

В реальной жизни  повсеместно нарушаются права и  свободы граждан (и не только в  нашей стране, а во всем мире) , это  выражается в: нарушении международных  актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства  граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях  экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и  свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права  и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко  происходит вопиющее нарушение самых  элементарных прав и свобод.  

Ежедневно в мировом  сообществе происходят массовые нарушения  прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные способы расовой  дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также  преступления против человечества.  

ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА.  

Взаимная ответственность  личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве  признается только ответственность  гражданина перед государством. Оно  как бы дарует ему права и свободы  и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных  органов и должностных лиц  перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность  обретает реальный характер только при  наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения  к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан  и предусматривающих жесткие  санкции за это (. ст. ст. 41 ч. 3,52,53 Российской Федерации) .  

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан  является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны  обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право  каждого гражданина защищать свои права  и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. ст. 33,45 часть 2 Конституции Российской Федерации) . Все это вместе взятое делает государство  ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет  ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 57,58,59 Конституции  Российской Федерации) .  

ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ.  

"Сейчас завершается  важный этап преобразования России  в демократическое государство.  На основе Конституции формируется  демократическая система власти" Б. Н. Ельцин. Реальные демократические  преобразования в праве начались  со второй половины 80-х годов  в годы перестройки, особенно  после поражения августовского  (1991г.) путча. Получил общее признание  принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные  реакционные институты и положения,  стали развиваться демократическое  законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд  Российской Федерации, Высший  арбитражный суд Российской Федерации) . В октябре 1991г. Верховным Советом  Российской Федерации была одобрена  концепция судебной реформы, которая  направлена на утверждение судебной  власти в государственном механизме  как самостоятельной влиятельной  силы, независимой в своей деятельности  от властей законодательной и  исполнительной. Принятая Верховным  Советом Российской Федерации  в 1991г. Декларация прав и  свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство  признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.  

В качестве одной  из важнейших задач, связанной с  формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты  очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего  развития нашего государства как  демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о  собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.  

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала  однопартийная система, которая  исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных  партий. Официальной, государственной  идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором  взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в  котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве  строится на основе идеологического, политического  многообразия (плюрализма) , многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим  важным звеном между личностью и  государством, в котором реализуется  большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического  плюрализма.  

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной  и политической жизни нашего общества, является уровень политической и  правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился  в последнее время не только у  граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.  

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные  процессы в развитии государства  и права - становление в новых "независимых государствах" государственных  и правовых систем, соответствующих  требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более  осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический  и социальный кризис, существенно  отразившийся на уровне жизни людей  и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.  

Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа  и социальная жизнь все еще  далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении  зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью  создания правового общества. Более  того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа  человека.  

На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей  христианскую. Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует  забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная система  права. Поэтому скажем так: На данный момент не существует альтернативы правовому  государству, если мы принимаем систему  ценностей западной цивилизации.  

Информация о работе Правовое государство. Права и свободы человека в системе ценностей