Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:56, контрольная работа
К основным признакам правового государства относят следующие:
1) государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство;
2) равенство всех перед законом;
3) ответственность государства перед каждым гражданином, и наоборот;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формирование основных положений теории правового государства……...4
2. Основные принципы правового государства…………………………………8
3. Пути и проблемы формирования правового государства России…………11
4. Гражданское общество………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Формирование
основных положений теории
2. Основные принципы
правового государства………………………
3. Пути и проблемы
формирования правового
4. Гражданское общество……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Сущность
правового государства
К
основным признакам правового
1)
государство самоограничивает
2) равенство всех перед законом;
3)
ответственность государства
4)
государство располагает
5)
обязательное верховенство
6)
наличие отлаженного механизма,
7) наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признания его верховенства со стороны общества.
Выполнение
в полной мере столь высоких требований
не может сегодня обеспечить ни одно
государство мира. Поэтому о правовом
государстве можно говорить лишь
как о неком идеале, к достижению
которого следует стремиться.
1.
Формирование основных положений теории
правового государства
Формально термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
В
знаменитых диалогах древнегреческого
философа-идеалиста Платона
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались и в работах Аристотеля, являвшегося учеником Платона. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем".
Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты "О счастливой жизни", "О милосердии", "О спокойствии души", "Нравственные письма к Луцилию", трагедии "Медея", "Агамемнон", "Эдип" и другие.
Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но в Древней Индии и Китае. В Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что "в государстве должен царить порядок", основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а "управление страной должно соответствовать спокойствию", быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо "страна управляется справедливостью".
Однако, несмотря на своеобразные суждения и умозаключения, древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства1.
Разумеется,
до полного завершения процесса создания
данной концепции правового
Философские
основы теории правового государства
создавались и развивались
Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII - XX вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом"; установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Идея правовой государственности испытала на себе влияние различных социальных сил: демократические движения придали ей прогрессивный характер, углубили общечеловеческие начала, связали с реальными позитивными процессами современной цивилизации и культуры; реакционно-консервативные силы попытались и пытаются под личиной идеи господства права скрыть антинародные режимы. В свое время фашистское государство в Германии было объявлено правовым. Под этим флагом насаждалось безоговорочное подчинение населения расистским законам власти, полное подавление личности в интересах нации, насильственное установление правопорядка на оккупированных территориях соответственно немецкому (арийскому) духу германского народа. Оправдывалось его якобы естественное право на расширение жизненного пространства, уничтожение народов, принадлежащих к низшей расе. Подобный пример в истории человечества не единственный. В этом смысле концепция правового государства испытала судьбу любой великой демократической идеи. Она не избежала попыток со стороны отдельных слоев, групп или партий использовать ее авторитет в своих интересах. Рано или поздно такая антисоциальная политика себя неизбежно разоблачает и завершается крахом, но при этом наносит подчас огромный ущерб обществу. Воплощение демократической идеи правового государства, соответствующей ее действительной прогрессивной сущности и подлинной гуманности - достаточно длительный поступательный процесс. Ошибочно полагать, что правовое государство можно установить каким-либо декретом, и его формирование целиком зависит только от идеологического выбора.
Формирование правового государства - сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистического гражданского общества.
В
России движение к созданию правового
государства было заложено реформами
60-х годов XIX в. (отмена крепостного
права). На путь реального его создания
можно было встать после Февральской
или Октябрьской революции, принятия Декларации
прав трудящихся и эксплуатируемого народа.
Однако установление диктатуры пролетариата,
гражданская война, период "военного
коммунизма", а несколько позже - отказ
от нэпа и утверждение авторитарного режима,
основанного на попрании прав и свобод
человека, массовые противоправные репрессии,
принижение закона и правосудия на долгие
годы прервали процесс формирования в
стране правового государства, утвердили
примат политики силы государства над
правом. Сама идея правового государства
была объявлена сугубо враждебной и реакционной,
категорически отрицался демократически
- антиузурпаторский принцип разделения
властей и примат права над политикой
партийно-государственного аппарата,
системой административно-приказного
управления. Правовой нигилизм стал элементом
государственной идеологии.
2.
Основные принципы правового
государства
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиции современного научного знания можно выделить следующие принципы правового государства1:
1.
Принцип приоритета. Принцип приоритета
права может быть раскрыт при
усвоении следующих моментов. Во-первых,
право неразрывно связано с
человеком, это сторона его
бытия, универсальное средство
общения и гарантия
В конечном счете, приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиции права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.
4.
Принцип правового