Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:56, контрольная работа
К основным признакам правового государства относят следующие:
1) государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство;
2) равенство всех перед законом;
3) ответственность государства перед каждым гражданином, и наоборот;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формирование основных положений теории правового государства……...4
2. Основные принципы правового государства…………………………………8
3. Пути и проблемы формирования правового государства России…………11
4. Гражданское общество………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.
Наряду
с изложенными правовому
3. Пути и проблемы формирования
правового государства России
В
истории нашей страны судьба идеи
правового государства
С
конца 20-х гг. начала складываться административно-командная
система партийно-
И только с конца 80-х гг. политическая и правовая мысль в России вновь была обращена к идее правового государства, а затем поставлена задача его формирования. Однако практические шаги по пути создания реальных, действующих институтов правового государства встречали сопротивление со стороны привычных, сложившихся в течение предыдущих десятилетий методов государственного руководства и стереотипов мышления. Для того чтобы создать правовое государство, необходимо отказаться от них, осуществить реформирование всей системы государственной власти, совершенствование законодательства, преодолеть неуважение к праву, непонимание его роли в жизни общества, его социальной ценности, повысить значение суда. Для формирования правового государства необходим высокий уровень политической и правовой культуры не только граждан, но и должностных лиц, преодоление правового нигилизма и становление гражданского общества.
Россия
провозгласила создание правового
государства, что и нашло отражение
в ее действующей Конституции, однако
это не означает, что цель уже
достигнута. У нас еще не сформировалось
развитое гражданское общество, не отлажена
система сдержек и противовесов, не стали
незыблемыми права и свободы граждан.
Поэтому следует различать концепцию
правового государства и существующую
государственно-правовую реальность.
Правовое государство относится к миру
идей, которые преобразуют действительность.
Идея правового государства – это общественный
идеал в праве, которому не вполне еще
соответствует политико-правовая жизнь
в России на современном этапе. Любой идеал
может быть недостижим в полной мере, как
недостижимо человеческое совершенство.
Но сама эта идея прогрессивна, так как
является побуждающим мотивом к движению
вперед, к совершенствованию существующего
государства и его взаимоотношений с личностью,
к созданию должного правового порядка,
социального прогресса.
4. Гражданское общество
Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.
Идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.
Концепция
гражданского общества в работах
этих мыслителей базировались на идеях
естественного права и
Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Но как существо общественное, человек не может жить вне общества и особенно вне государства, а, значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, властью. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.
Особый подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса. Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства - основного орудия угнетения.
В
современной политологии
Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества. Одни видят зачатки общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины. Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса. Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.
Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества:
- социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
- общество как совокупность граждан страны;
- мировое сообщество граждан.
На определенной стадии своего развития гражданское общество создает государство для защиты своих интересов, содержит государственный аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется1.
Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.
Характерные признаки современного гражданского общества:
- наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
- развитость и разветвленность демократии;
- правовая защищенность граждан;
- определенный уровень гражданской культуры.
Основными элементами структуры гражданского общества являются:
- политические партии.
- общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
- союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
- научные и культурные организации, спортивные общества.
- муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
- независимые средства массовой информации.
- церковь.
- семья.
В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества: политические партии и движения; массовые общественные организации; ассоциации производителей и общества потребителей; конфессиональные общности; этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры; творческие союзы и организации; спортивные объединения.
Из
изложенного можно сделать
Заключение
Государство занимает в политической системе центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть экономически господствующего класса. Сохранение и упрочнение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.
В основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия. Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом. Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.
Итак, правовое государство обеспечивает:
1. Верховенство
закона во всех сферах
2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
3. Взаимную ответственность государства и личности.
4. Прочный
режим законности и
Список использованной литературы
1. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция. – 2010.
2. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций [для студентов] / А.Ф. Вишневский. - Минск: Тесей, 2006.
3. Дмитрук В.Н. Теория государства и права./Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2008.