Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:56, контрольная работа

Описание

К основным признакам правового государства относят следующие:
1) государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство;
2) равенство всех перед законом;
3) ответственность государства перед каждым гражданином, и наоборот;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формирование основных положений теории правового государства……...4
2. Основные принципы правового государства…………………………………8
3. Пути и проблемы формирования правового государства России…………11
4. Гражданское общество………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………

Работа состоит из  1 файл

правовое государство.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

      Традиционная  концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и  судебную применительно к современным  государствам должна пониматься не как  дележ власти, а как создание системы  сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

      Наряду  с изложенными правовому государству  присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др. 

 

       3. Пути и проблемы формирования  правового государства России 

      В истории нашей страны судьба идеи правового государства складывалась очень непросто. После революции 1905–1907 гг. в России начался процесс перехода к конституционному строю, что в известной степени означало вступление на путь формирования правового государства. Взгляды передовых людей того времени были обращены к этой идее. Однако этот процесс был прерван в октябре 1917 г., когда в результате революции было создано советское государство, сутью которого по Конституции РСФСР 1918 г. была диктатура пролетариата. А диктатура – это власть, опирающаяся на насилие. Вождь Октябрьской революции В.И. Ленин дополнял эту характеристику тем, что диктатура пролетариата – это власть, не связанная никакими законами. Естественно, что в этих условиях идеи правового государства, господства права, связанности правом государства, верховенства закона не были востребованы. В Советском государстве отвергался также и принцип разделения властей как буржуазный и непригодный для советской власти.

      С конца 20-х гг. начала складываться административно-командная  система партийно-государственного руководства страной, сопровождавшаяся бурным ростом бюрократизма и сосредоточением в руках Сталина необъятной, неограниченной власти. Один из лидеров государства Л.М. Каганович очень резко высказался тогда против идеи правового государства, и она надолго была предана забвению. Массовые репрессии, беззаконие и произвол, внесудебные расправы с инакомыслящими во многом стали возможны потому, что в то время не было эффективных политических и правовых институтов, противостоящих этому1.

      И только с конца 80-х гг. политическая и правовая мысль в России вновь  была обращена к идее правового государства, а затем поставлена задача его формирования. Однако практические шаги по пути создания реальных, действующих институтов правового государства встречали сопротивление со стороны привычных, сложившихся в течение предыдущих десятилетий методов государственного руководства и стереотипов мышления. Для того чтобы создать правовое государство, необходимо отказаться от них, осуществить реформирование всей системы государственной власти, совершенствование законодательства, преодолеть неуважение к праву, непонимание его роли в жизни общества, его социальной ценности, повысить значение суда. Для формирования правового государства необходим высокий уровень политической и правовой культуры не только граждан, но и должностных лиц, преодоление правового нигилизма и становление гражданского общества.

      Россия  провозгласила создание правового  государства, что и нашло отражение  в ее действующей Конституции, однако это не означает, что цель уже  достигнута. У нас еще не сформировалось развитое гражданское общество, не отлажена система сдержек и противовесов, не стали незыблемыми права и свободы граждан. Поэтому следует различать концепцию правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Правовое государство относится к миру идей, которые преобразуют действительность. Идея правового государства – это общественный идеал в праве, которому не вполне еще соответствует политико-правовая жизнь в России на современном этапе. Любой идеал может быть недостижим в полной мере, как недостижимо человеческое совершенство. Но сама эта идея прогрессивна, так как является побуждающим мотивом к движению вперед, к совершенствованию существующего государства и его взаимоотношений с личностью, к созданию должного правового порядка, социального прогресса. 

 

       4. Гражданское общество 

      Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

      Идея  гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское  общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.

      Концепция гражданского общества в работах  этих мыслителей базировались на идеях  естественного права и общественного договора.

      Человек, как личность, стремится к свободе  и реализации своих естественных прав. Но как существо общественное, человек не может жить вне общества и особенно вне государства, а, значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, властью. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.

      Особый  подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса. Он рассматривает гражданское  общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства - основного орудия угнетения.

      В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.  

      Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества. Одни видят зачатки общества уже  на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины. Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса.  Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.

      Политологи  выделяют следующие исторические типы гражданского общества:

- социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

- общество как совокупность граждан страны;

- мировое сообщество граждан.

      На  определенной стадии своего развития гражданское общество создает государство  для защиты своих интересов, содержит государственный аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется1.

      Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций  в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с  принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.  

      Характерные признаки современного гражданского общества:

- наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

- развитость и разветвленность демократии;

- правовая защищенность граждан;

- определенный уровень гражданской культуры.

      Основными элементами структуры гражданского общества являются: 

- политические партии.

- общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

- союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

- научные и культурные организации, спортивные общества.

- муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

- независимые средства массовой информации.

- церковь.

- семья.

      В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества: политические партии и движения; массовые общественные организации; ассоциации производителей и общества потребителей; конфессиональные общности; этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры; творческие союзы и организации; спортивные объединения.

      Из  изложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты  действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития.

 

Заключение 

      Государство занимает в политической системе  центральное место, обусловливаемое  его природой и назначением как  особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть экономически господствующего класса. Сохранение и упрочнение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.

      В основе организации и деятельности правового государства лежит  принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия. Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом. Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

      Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство  закона во всех сферах общественной  жизни.

2. Реальность  прав личности, создание условий  для ее свободного развития.

3. Взаимную  ответственность государства и  личности.

4. Прочный  режим законности и стабильности  правового порядка.

 

       Список использованной литературы 

1. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция. – 2010.

2. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций [для студентов] / А.Ф. Вишневский. - Минск: Тесей, 2006.

3. Дмитрук В.Н. Теория государства и права./Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2008.

Информация о работе Правовое государство