Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание

Проблемы научного обоснования и изучения конституционного (государственного) права и государственно-правовой надстройки в целом волнуют общество с давних времён. В нашей стране учёные обществоведы уделяют своё внимание этой теме уже более века. Ещё в царской России, несмотря на отсутствие конституции, наука государственного права существовала и развивалась. Однако в советское время ей был нанесён определённый ущерб. В те времена она не существовала как самостоятельная наука, а входила в состав единой науки «советского государственного права».

Содержание

Оглавление
Введение
1. Правовое государство как философская и юридическая проблема
1.1. Возникновение идеи правового государства
1.2. Понятие правового государства
1.3. Признаки правового государства
2. Правовое государство как элемент Конституционного строя Российской Федерации
3. Особенности развития правового государства в Российской Федерации
3.1. История науки
3.2. Развитие правового государства в Российской Федерации
Вывод
Глоссарии
Литература 28

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

  Стр.
Оглавление 2
Введение 3
1. Правовое  государство как философская  и юридическая проблема 4
1.1. Возникновение  идеи правового государства 4
1.2. Понятие  правового государства 7
1.3. Признаки  правового государства 8
2. Правовое  государство как элемент Конституционного строя Российской Федерации 14
3. Особенности  развития правового государства  в Российской Федерации 18
3.1. История  науки 18
3.2. Развитие  правового государства в Российской  Федерации 23
Вывод 25
Глоссарии

Литература                                                                                               28                                                                                                                                              

27

                                                                     28

 

 

Введение 

      Проблемы  научного обоснования и изучения конституционного (государственного) права и государственно-правовой надстройки в целом волнуют общество с давних времён. В нашей стране учёные обществоведы уделяют своё внимание этой теме уже более века. Ещё в царской России, несмотря на отсутствие конституции, наука государственного права существовала и развивалась. Однако в советское время ей был нанесён определённый ущерб. В те времена она не существовала как самостоятельная наука, а входила в состав единой науки «советского государственного права». Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как несоответствующие господствующей идеологии марксизма-ленинизма. Однако время не стоит на месте, с разрушением того строя произошли исторические изменения и в стране и в сознании и в отношении к общественным наукам.

      Сегодня перед нашим обществом стоит  благородная историческая задача - построение правового государства. При решении этого вопроса повышается актуальность всех общественно-правовых наук. Особая роль здесь отведена науке конституционного права, как науке изучающей устройство и функционирование государства и его органов.

      Признание новых приоритетов человеческих ценностей, освобождение от глобального  огосударствления ознаменовали новый этап в развитии науки.

 

      

      Глава 1. Правовое государство как философская и юридическая проблема

      1.1. Возникновение  идеи правового государства.

 

      Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

      Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя”.1 Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних  прогрессивных учений о правовом государстве.

      В период начавшегося разложения феодализма  идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени  Н. Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

      В период ранних буржуазных революций  в разработку концепции правового  государства значительный вклад  внесли прогрессивные мыслители  Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

      Гроций  был первым выдающимся теоретиком школы  естественного права. Целью государства  он считал охрану частной собственности  посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку  свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

      Спиноза одним из первых дал теоретическое  обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

      Гоббс разработал ряд прогрессивных положений  о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

      Локк  также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

      Монтескье объяснял установление правовой государственности  необходимостью свободы в гражданском  обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”.2 Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

      Значительный  вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.

      Кант  обосновал и детально разработал философскую основу теории правового  государства, центральное место, в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”.3

      Философская концепция правового государства  по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

      Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

      Идеи  правового государства нашли  широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.

      После октябрьской революции идея правового  государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.

      В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве. Это нашло свое отражение в ст. 1 Конституции, где говорится, что “Россия есть демократическое правовое государство...”4 

      1.2. Понятие правового государства

 

      Правовое  государство – многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.  При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. 

      1.3. Признаки правового  государства

 

      В правовом государстве выделяют как  минимум четыре основных признака: 

      Разделение  властей; 

      Верховенство  закона; 

      Строгое соблюдение прав и свобод человека;  

      Социальная  и юридическая защищенность личности.

      Кроме этого иногда выделяют также и  другие признаки правового государства:  

      Сосредоточение  всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов; 

      Наличие развитого гражданского общества; 

      Создание  антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; 

      Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; 

      Формирование  обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах; 

      Соответствие  внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;  

      Правовая  защищенность всех субъектов социального  общения от произвольных решениях кого бы то ни было; 

      Возвышение  суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;  

      Соответствие  законов праву и правовая организация  системы государственной власти; 

      Единство  прав и обязанностей граждан.

      Признаки  правового государства отражают основные его черты, которые обязательно  должны в нем  присутствовать.

      Разделение  властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

      Верховенство  закона означает, что государство  и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

      Защита  прав и свобод человека – это, прежде всего, конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

      Правовое  государство немыслимо без развитого  гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель – глава исполнительной власти. Общество может стать только тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как предложило нам Европейское Сообщество, а сообразуясь с положением в стране.

Информация о работе Правовое государство