Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:30, реферат

Описание

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимые судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Содержание

I. Введение.
1. Развитие идеи правового государства в юридической науке.
2. Понятие и признаки правового государства.
3. Основные принципы правового государства.
4. Становление правового государства в Российской Федерации.
5. Состояние прав человека в условиях формирования российской модели правового государства.
II. Заключение.
III. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 66.05 Кб (Скачать документ)

 

 



 



 



 



Содержание.

  1. Введение.
    1. Развитие идеи правового государства в юридической науке.
    2. Понятие и признаки правового государства.
    3. Основные принципы правового государства.
    4. Становление правового государства в  Российской Федерации.

5. Состояние прав человека в условиях формирования российской модели правового государства.

  1. Заключение.
  2. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и  благосостояние. Оно подконтрольно  гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного  спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует  человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его  является признание прав человека.

 

. В основе правового государства,  во-первых, должна лежать правовая  экономика, а не командно-казарменная,  обречённая на деградацию из-за  отсутствия внутренних стимулов  к труду. А, во-вторых, основой  правового строя служит развитое  гражданское общество. Гражданское  общество - система экономических,  духовных, культурных, нравственных, религиозных  и других отношений индивидов,  свободно и добровольно объединившихся  в ассоциации, союзы, корпорации  для удовлетворения своих духовных  и материальных потребностей  и интересов. Оно строиться  на принципе самоуправляемости,  защищено традициями, обычаями, моральными  нормами и правом вмешательства  государства. Государство - лишь  форма гражданского общества.

 

Правовое государство - это демократическое  государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство  всех перед законом и независимые  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной  власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и  судебной властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В                ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

 

Проблемы  правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего периода и современности. Предпринимались попытки ответить на вопросы: «Что означает правовое государство? Каковы его основные признаки, цель и назначение в обществе?»1

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства2.

Философы, юристы, историки, независимо от их взглядов и суждений, формировали  представления о правовом государстве, определяли соответствующие прогнозы. Вопросы правового государства исследуются и обсуждаются в условиях нашей действительности. Такое внимание к правовому государству объясняется тем, что наше общество нуждается в более совершенной государственной организации. Вот почему и философы, и юристы, и историки обратились к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию.

Государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.), но и минусы (негативные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т. д.).                                                  

С возникновением государства значительная часть  людей оказалась неудовлетворенной  тем, что данный социальный институт использовался не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в корыстных целях узкого круга лиц, групп, классов

Любая власть, и главным образом  государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расширению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемлению интересов личности.

Именно через право (а точнее, через такую его форму, как  закон) предоставлялось больше всего  возможностей выразить и осуществить  общественные интересы, именно право, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм и т.п.), носило формально определенный (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства, что облегчало контроль со стороны общества за деятельностью чиновников. Все эти качества послужили той объективной основой, которая позволила использовать право в виде своеобразного «лекарства» от злоупотреблений властью со стороны государства.

Идея утверждения права в  общественной жизни родилась в тот  период истории человечества, когда  начали возникать первые государства.

Итак, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций  для установления взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В общем ключе углублявшихся представлений о праве и государстве сравнительно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации такой политической формы общественной жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной силой (то есть общеобязательным законом), а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная, а следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой (то есть соответствующей праву) государственной властью. Такое понимание государства как правовой организации публично-властной силы является основной идеей правовой государственности3.

В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже — в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, А.Н. Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения.

 В  их трудах проявились стремления  ввести государственное властвование в правовые границы и прозвучало отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. Соответственно радикальные изменения претерпела и трактовка государства. Поскольку праву отводилась роль ведущей нормативной системы, постольку государство предстает в теоретическом понимании в виде организации власти, призванной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать возникающие между ними споры в законном порядке. Государство оказывалось средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI—XVII вв. были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя; единой для всей страны законности; верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности; взаимной ответственности индивида и государства.

Философская основа теории правового  государства была сформулирована              И. Кантом, который рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».

Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определенность и получили широкое распространение.

В России данная концепция  развивалась в трудах ученых-юристов  либеральной школы — Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского,                                Б.А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен (Теория правового государства. СПб., 1913), С.А. Котляревский (Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915) и др.

Второе рождение эта идея обрела в современном мире в период развала  диктаторских, авторитарных режимов  в Германии и Италии, Испании и  Португалии, колониальных империй, утверждения  демократии. Концепция правового государства в странах, переживающих кризис в их духовной жизни, в политике и экономике (как, например, сейчас в России), является эффективным орудием борьбы за права человека, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморазвития.

Теория  правового государства вовсе  не застывшая догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридической науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д4.

 

2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА

 

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного  исторического периода. В этой связи  можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

Правовое государство, несмотря на особенности, остается государством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публичной власти. Имеется в виду то, что такое государство, обладая публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев           общества.

Правовое  государство, как и любое иное, располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Для его содержания устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же, как и иные государства, обладает суверенитетом.               Суверенность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны и самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней политики, построение отношении с другими государствами).

Названные черты следует отнести к общим, поскольку они являются общими для всех  правовых государств. Вместе с тем правовое государство отличают следующие специфически признаки, указанные в предложенном выше определении:

1) Демократизм, реальное осуществление народовластия. Термин «народовластие» — один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании. В связи обратим внимание на следующие моменты.

Во-первых, народ является действительным источником всей той власти и политики, которая выражается и проводится правовым государством. Народовластие характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в действующей Конституции, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь.

Это проявляется  в непосредственном участии населения _ формировании представительных органов  государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы — акты высшей юридической силы.

Во-вторых, в условиях народовластия  должен существовать механизм, позволяющий  не только критиковать политику государства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средствами, предусмотренными законом (пикеты, митинги, демонстрации и т.д.).

2) Режим демократического конституционного правления. 
При таком режиме высшие органы государственной власти на основе действующей Конституции имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими правовыми методами. Здесь реально существуют политический и идеологический плюрализм, политические (в том числе оппозиционные) партии, 
реально осуществляются социально-экономические и политические права граждан, их организаций, обеспечивается выборность и сменяемость центральных и местных представительных (законодательных) органов власти.

Следовательно, в условиях рассматриваемого режима есть институты представительной демократии (представительные органы, избираемые непосредственно населением на основе демократической избирательной процедуры) и институты непосредственной демократии (референдум и т.д.).

Информация о работе Правовое государство