Правовое сознание и правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание

Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 26.84 Кб (Скачать документ)

14.1. Общая характеристика  правосознания и правовой культуры  в государственно организованном  обществе

Правосознание – явление  идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу  или область сознания, отражающую правовую действительность в форме  юридических знаний и оценочных  отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Теория государства и  права традиционно исследует  такие категории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в  механизме правового регулирования  общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения  и юристов-профессионалов. В литературе существует мнение, что наряду с  такими достаточно четко обособленными  частями науки, как теория права  и теория государства, относительно самостоятельное значение имеет  и теория правосознания.

Сознание возникает в  процессе любой деятельности и проявляется  в ней. Поэтому функции или  назначение правового сознания могут  быть понятны из результатов деятельности его субъектов.

Согласно теоретической  концепции, разделяемой многими  авторами, основные функции правосознания  – познавательная, оценочная и  регулятивная. Все другие функции  практически охватываются ими, в  частности информативная, прогностическая  и пр.

Познавательной функции  соответствует определенная сумма  юридических знаний, являющихся результатом  интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая  подготовка».

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение  личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и  правовой практики. Эмоциональное отношение  выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания  и целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

В содержание правосознания  входят четыре основных вида оценочных  отношений: к праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому  поведению (самооценка).

В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического  двигателя, возникает новое образование  – интеллектуально-эмоционально-волевое, именуемое правовой установкой. Под  установкой понимается тенденция или  предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать  информацию, процессы, явления и  готовность действовать в отношении  их в соответствии с этой оценкой. В своей совокупности установки  организуются в систему ценностных ориентации, основанных на системе  убеждений. Доминирующие установки  определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют  содержательную сторону ценностных ориентации. Соответственно правовая ориентация – это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

Регулятивная функция  правосознания осуществляется посредством  правовых установок и ценностно-правовых ориентации, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции – поведенческая  реакция в виде правомерного или  противоправного поведения[1].

Правовая подготовка людей  не исчерпывается их формальными  юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться.

Экспериментальные исследования правосознания различных групп  и слоев населения показали, что  центральным компонентом правосознания, определяющим соответствие поведения (деятельности) нормам права, являются ценностные отношения к закону. Для  юристов-профессионалов наряду с отношением к закону одинаково значимыми  являются правовые знания и умение применять их. В отличие от населения, которому достаточно знать принципы, аксиомы права и наиболее ходовые (нужные) нормы права, юристы должны досконально знать аксиомы, принципы и нормы тех отраслей права, с  которыми они работают, достаточно хорошо – всех других, смежных отраслей, обязательно – источники права, научную литературу (рекомендации) и судебную практику по реализуемым  отраслям права. Они должны быть готовы освоить в необходимом объеме новые знания из любой отрасли  права, науки и техники, которые  окажутся нужными в работе.

Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно»  с ним и является, во-первых, его  источником, отражающим объективные  потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.

Будучи в известном  смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение  в правовых актах, оказывает воздействие  на сам процесс и результате право-творчества. Через правовое сознание и благодаря  именно ему законодатель, как говорил  Гегель, «улавливает дух своей  эпохи» и отражает его в правовых актах.

Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие  на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений  о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности. Правосознание  играет регулирующую роль и в процессе правореализации, в том числе  при разрешении юридических дел, принятии правоохранительных актов, а  также всех видов конкретных юридических  решений. Тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей (разной в разных условиях) осуществляется сознательно, в силу внутреннего  убеждения, как раз и свидетельствует  о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет  эту свою роль приведения поведения  в соответствие с целью и волей, выражаемых в праве, тем крепче законность и правопорядок.

Оценка результатов деятельности и каждого решения в правовой сфере также производится с помощью  правового сознания. Результатом  оценки является признание поведения (деятельности) правомерным или противоправным, а если противоправное поведение  совершается специальным субъектом  – должностным лицом, работником правоохранительных органов на службе или в связи со службой –  нарушением законности. Таким образом, правовое сознание является органической составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль механизма или инструмента.

Известны различные виды правосознания. По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит  общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального.

С точки зрения глубины  отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Обыденное правосознание  складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного  жизненного опыта и правового  образования, доступного населению.

Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного, формируется  на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей  и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание  должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию  юридической практики, так как  нет ничего более практичного, чем  хорошая теория.

Профессиональное правосознание  – это правовое сознание юристов. В зависимости от предмета отражения  в правосознании юриста образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений (например, хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и т.д.). Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентации и  т.д. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим. К нему вполне подходит такая степень выражения, как  идеологический уровень. Юристы традиционно  входят в перечень представителей идеологического  сословия. Основная цель науки –  выделить конкретные особенности правосознания  юристов, прежде всего те, которые  позволяют быть высококвалифицированным  специалистом, строго и неуклонно  соблюдать законность. Сравнительные  исследования различных социально-демографических, возрастных, профессиональных и иных групп и слоев законопослушного населения, различных категорий  преступников и юристов-профессионалов (прокуроров, адвокатов, судей, следователей, сотрудников органов внутренних дел и т.д.), проводившиеся в  течение 15 последних лет, позволили  расширить представление о правосознании  юристов.

 

Для юристов правовая подготовленность, естественно, имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем  у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным  характером знаний, принципов и норм права, а главное, как уже отмечалось, – умением их применять. Если обратиться к структуре процесса реализации права в форме правоприменения, то можно назвать этапы, которые  квалифицированно могут выполнить  только юристы. К ним относятся: установление фактических обстоятельств дела; выбор (отыскание) соответствующей  правовой нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы – толкование; принятие решения о применении нормы закона или подзаконного акта в данном случае; издание правоприменительного акта.

Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное  отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень  согласия с правовой нормой (с законодателем), понимание полезности, необходимости  и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон.

Особенности правового разума и правовых чувств юристов выражаются также в профессиональном усмотрении, которое является источником предложений  по совершенствованию правового  регулирования, снятию или нейтрализации  противоречий, возникающих в процессе применения права.

Интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентации отличают профессиональное правосознание от правового сознания законопослушных граждан и преступников. В самом общем виде результаты конкретно-социологических исследований профессионально-правового сознания юристов свидетельствуют о том, что, с одной стороны, специфика  их правосознания проявляется в  устойчиво положительных характеристиках, особенно по сравнению с полярной группой, но, с другой – деформации их сознания носят более негативный характер, чем у представителей других групп. Имеют место раздвоенность  и внутренняя противоречивость их сознания, выражающаяся, в частности, в возможности  противопоставления законности и целесообразности, в допустимости нарушений законности «в интересах дела», в умалении роли и значения прав, свобод и законных интересов личности.

Описанный здесь подход к  пониманию содержания и функций  правосознания носит название ценностно-нормативного. Он представляет собой результат  трансформации культуры – общей, специальной или профессиональной и индивидуальной (личностной). Важнейшим  признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень

правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ  мышления, нормы и стандарты поведения.

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям  как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или  законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение  в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность  групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Социально-правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение  можно считать осуществлением такой  активности. Критериями разграничения  здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат  деятельности в правовой сфере. Не

следует относить к ней  и просто инициативное исполнение своих  обязанностей должностным лицом. Такая  инициатива является прямым служебным  долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в  обязанности безупречно служить  закону.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная активность, согласно концепции Д.Б. Богоявленской, имеет три уровня:

1) если субъект права  при самой добросовестной и  энергичной работе остается в  рамках заданного или первоначально  найденного способа действия, его  интеллектуальная активность относится  к пассивному уровню, что подчеркивает  не отсутствие умственной деятельности  вообще, а то, что эта деятельность  каждый раз определяется действием  какого-то внешнего стимула;

2) если субъект права,  имея достаточно надежный способ  решения своей задачи, продолжает  анализировать состав, структуру  своей деятельности, сопоставляет  между собой цели и задачи, что приводит его к открытию  новых, внешне более остроумных  способов решения, к формулированию  закономерности, то такой уровень  интеллектуальной активности называется  эвристическим. Этот уровень наиболее  характерен для следователей  и представителей других сходных  профессий;

Информация о работе Правовое сознание и правовая культура