Правовое сознание и правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание

Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 26.84 Кб (Скачать документ)

3) самый высокий уровень  интеллектуальной активности носит  название творческого. Здесь обнаруженная  закономерность становится не  эвристической – формальным приемом  (способом) действия, а самостоятельной  проблемой. Не стимулированная  извне, самостоятельная постановка  проблемы – качественная особенность  личностей, обладающих этим уровнем  интеллектуальной активности. Интеллектуальная  активность, в том числе в правовой  сфере, является интегративной  характеристикой личности, объединяющей  ее мыслительную и мотивационную  сферы.

В процессе профессионального  отбора на работу в правоохранительные органы желательно ориентироваться  на последние два уровня интеллектуальной активности, как профессионально  значимые, служащие обеспечению качества и эффективности выполнения служебного долга. Правовая культура характеризуется  состоянием правосудия, законности и  правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп  и слоев населения, а также  индивидов, имеющие юридическое

знание. Они концентрируются  в правосознании. Наивысшим среди  них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром – человеческая личность с ее естественными правами.

Не все, что относится  к области права и правовой действительности, можно считать  ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той  мере, в какой позволяет людям  пользоваться благами свободы и  справедливости, служит обеспечению  достоинства личности, участвует  в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

14.2. Правовая идеология  и правовая психология

Правосознание в своей  структуре содержит правовую идеологию  и правовую психологию.

Специфику правосознания  по сравнению с другими областями  сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т.д.) составляют сознание и переживание связанности поведения  с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, субъективными правами, юридическими обязанностями и санкциями.

Правовая идеология есть систематизированное научное выражение  правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп  и слоев населения.

Она должна формироваться  как процесс выявления теоретического сознания, координации и согласования различных общественных интересов  через достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология  будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет  прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую  роль суда как антипода командно-бюрократическому управлению, что свойственно идеологически  и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Правовая идеология обосновывает и  оценивает существующие или возникающие  правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии  принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку  сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.

Правовая психология охватывает совокупность чувств, ценностных отношений, настроений, желаний или переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп). Она является наиболее непосредственным отражением жизненных  отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически  присущие правовой культуре обычаи и  традиции и вообще все то, что  вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е.  умение критически оценить свое поведение  с точки зрения его соответствия нормам права.

Самооценка может завершаться  чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным  отношением к нему, пониманием, что  нарушены права, законность.

Самооценка может проявляться  и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность  контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой». Это свидетельство  взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.

Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку  и обусловившие прогресс Японии, Южной  Кореи, а сейчас и Китая любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполнительность и дисциплина. И в то же время необходимо найти  и закрепить в праве меру сочетания  социальных гарантий личности и свободы  личной инициативы, с тем чтобы  двигаться по пути формирования правового  государства. Итак, как элемент правовой культуры, правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все  факторы, влияющие на право и правовое поведение (деятельность).

Современная идеология нашего народа и государства должна взять  лучшее от прошлого, а также от настоящего и будущего. Идеология России никогда  раньше не имела в качестве цели создание социально ориентированного государства и свободного рынка.

Теперь такая цель появилась. Ее достижению должны способствовать общественная нравственность, философия  социальной

защищенности граждан, социальная справедливость и юридическая наука, реализуемые через законодательно закрепленные функции государства. Рынок и частная собственность  изначальны в человеческой истории, но они должны регулироваться государством с учетом особенностей национальной идеологии и психологии.

14.3. Правовая культура

Правовую, в том числе  профессионально-правовую, культуру юристов  можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию  и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить  правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности. Типичным и  наиболее полным применительно к  этому подходу принято считать  определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния  правовой жизни общества, выражающегося  в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной  деятельности, правосознания и правового  развития личности, а также в степени  свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и  личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих  условий существования общества.

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом  аспекте правовая культура – это  знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура – это глубокие, объемные и формализованные  знания законов и подзаконных  актов, а также источников права, правильное понимание принципов  права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву  и практике его применения в строгом  и точном соответствии с правовыми  предписаниями или принципами законности, т.е.  высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание «е как системы овеществленных и  идеальных элементов, относящихся  к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении  людей.

Структура правовой культуры в конкретно-социологическом

аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

– право как систему  норм, выражающих возведенную в закон  государственную волю;

– правосознание как систему  духовного отражения всей правовой действительности;

– правовые учреждения как  систему государственных органов  и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

– правовое поведение, деятельность[2].

 

Правовая культура функционирует  во взаимодействии с другими областями  или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в  специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются  черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного  общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного  соответствия между всеми элементами правовой культуры – магистральная  линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное  поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через  нравственное и правовое сознание одновременно. Именно нравственное сознание как элемент  нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения  правовой позиции (выборы правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому основными составляющими  профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы  или области культуры. Быть мастером своего дела в сфере правопорядка – значит обладать высоким уровнем  профессиональной культуры.

14.4. Истоки правового нигилизма  и возможности его профилактики

В настоящее время широкое  распространение в нашем обществе, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой

нигилизм, выражающийся в  девальвации права и законности, игнорировании законов или в  недооценке их регулирующей, социальной роли. Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его  наименее совершенным способом регулирования  общественных отношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, правовой нигилизм имеет различные  формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным  возможностям до полного неверия  в право и явно негативного  отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилизма относят:

1) исторические корни,  являющиеся естественным следствием  самодержавия, многовекового крепостничества,  лишавшего массу людей прав  и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

2) теорию и практику  понимания диктатуры пролетариата  как власти, не связанной и  не ограниченной законами;

3) правовую систему, в  которой господствовали административно-командные  методы, секретные и полусекретные  подзаконные нормативно-правовые  акты, а конституции и немногочисленные  демократические законы в значительной  степени только декларировали  права и свободы личности, имели  место низкая роль суда и  низкий престиж права;

4) количественную и качественную  корректировку правовой системы  прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность  механизма приведения в действие  принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с другой – стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств.

В качестве специальных средств  сведения к минимуму правового нигилизма  следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение  законности, повышение роли суда и  проведение судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями  времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц. Одновременно необходима сис-

тематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы.


Информация о работе Правовое сознание и правовая культура