Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа
Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.
3) самый высокий уровень
интеллектуальной активности
В процессе профессионального отбора на работу в правоохранительные органы желательно ориентироваться на последние два уровня интеллектуальной активности, как профессионально значимые, служащие обеспечению качества и эффективности выполнения служебного долга. Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое
знание. Они концентрируются в правосознании. Наивысшим среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром – человеческая личность с ее естественными правами.
Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.
14.2. Правовая идеология и правовая психология
Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию.
Специфику правосознания
по сравнению с другими областями
сознания (политическим, нравственным,
эстетическим и т.д.) составляют сознание
и переживание связанности
Правовая идеология есть
систематизированное научное
Она должна формироваться
как процесс выявления
Правовая психология охватывает совокупность чувств, ценностных отношений, настроений, желаний или переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп). Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.
Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.
Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.
От уровня идеологической
подготовки личности зависит возможность
контроля ее над эмоциями и чувствами,
умение «властвовать собой». Это свидетельство
взаимосвязи и
Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку и обусловившие прогресс Японии, Южной Кореи, а сейчас и Китая любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполнительность и дисциплина. И в то же время необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личности и свободы личной инициативы, с тем чтобы двигаться по пути формирования правового государства. Итак, как элемент правовой культуры, правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение (деятельность).
Современная идеология нашего народа и государства должна взять лучшее от прошлого, а также от настоящего и будущего. Идеология России никогда раньше не имела в качестве цели создание социально ориентированного государства и свободного рынка.
Теперь такая цель появилась. Ее достижению должны способствовать общественная нравственность, философия социальной
защищенности граждан, социальная
справедливость и юридическая наука,
реализуемые через
14.3. Правовая культура
Правовую, в том числе
профессионально-правовую, культуру юристов
можно рассматривать в двух аспектах:
как оценочную (аксиологическую) категорию
и как содержательную. В первом
случае она понимается как качественное
состояние правовой жизни общества
на каждом данном этапе его развития.
Это позволяет охватить и оценить
правовую жизнь в целом и основные
сферы ее деятельности. Типичным и
наиболее полным применительно к
этому подходу принято считать
определение понятия правовой культуры
общества как качественного состояния
правовой жизни общества, выражающегося
в достигнутом уровне совершенства
правовых актов, правовой и правоприменительной
деятельности, правосознания и правового
развития личности, а также в степени
свободы ее поведения и взаимной
ответственности государства и
личности, положительно влияющих на общественное
развитие и поддержание самих
условий существования
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура – это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.
Профессионально-правовая культура
– это глубокие, объемные и формализованные
знания законов и подзаконных
актов, а также источников права,
правильное понимание принципов
права и задач правового
Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание «е как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.
Структура правовой культуры в конкретно-социологическом
аспекте соответственно включает
следующие наиболее крупные элементы,
которые у юристов-
– право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;
– правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;
– правовые учреждения как
систему государственных
– правовое поведение, деятельность[2].
Правовая культура функционирует
во взаимодействии с другими областями
или сферами культуры: политической,
нравственной (этической), эстетической,
религиозной и т.д. При этом в
специфическом содержании правовой
культуры обязательно проявляются
черты и особенности, свойственные
как господствующей культуре данного
общества, так и отдельным ее областям.
Обеспечение максимального
В этой связи особо значимым
является взаимодействие, взаимообслуживание
элементов правовой и нравственной
культуры и областей культуры в целом.
Обеспечить социально адекватное, законопослушное
поведение личности в условиях демократического
государства можно лишь через
нравственное и правовое сознание одновременно.
Именно нравственное сознание как элемент
нравственной культуры служит непосредственным
внутренним (личностным) механизмом определения
правовой позиции (выборы правомерного
или противоправного варианта поведения).
Поэтому основными
14.4. Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики
В настоящее время широкое
распространение в нашем
нигилизм, выражающийся в
девальвации права и
К основным причинам распространенности правового нигилизма относят:
1) исторические корни,
являющиеся естественным
2) теорию и практику
понимания диктатуры
3) правовую систему, в
которой господствовали
4) количественную и качественную
корректировку правовой
В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц. Одновременно необходима сис-
тематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы.