Правовой нигилизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы показать, что такое правовой нигилизм и найти пути его преодоления. Для чего необходимо проанализировать формы проявления правового нигилизма, причины появления и развития его в современном обществе, а также выявить его наиболее закономерные признаки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность правового нигилизма 5
§ 1.1. Формы проявления правового нигилизма 5
§ 1.2. Причины появления и развития правового нигилизма 13
§ 1.3. Признаки правового нигилизма 15
ГЛАВА 2. Пути преодоления правового нигилизма 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ГЛОССАРИЙ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТГП Правовой нигилизм.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

     Проф. Н. И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:

     а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

     б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; 
в) издание противоречивых правовых актов;

     г) подмена законности целесообразностью;

     д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

     е) нарушение прав человека;

     ж) теоретическая форма правового  нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).

     Проф. В. А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

     Во-вторых, проф. В. А. Туманов разделяет правовой нигилизм: 

     а) на высоком этаже общественного  сознания (в виде идеологических течений  и теоретических доктрин);

     б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);

     в) ведомственный. Последний проявляется  в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 1.2. Причины появления и развития правового нигилизма 

    Основными причинами, способствовавшими появлению  и развитию правового нигилизма  в российском обществе, считаются исходя из исторического пути развития российского государства:5

    • Особенности исторического развития (татаро-монгольское иго, опричнина Ивана Грозного и т.д.);
    • Самодержавный, деспотический характер власти;
    • Крепостное право;
    • Отсутствие демократических и правовых традиций;
    • Распространенность неправовых способов решения споров;
    • Репрессивный характер права на протяжении, как дореволюционной эпохи, так и советского времени;
    • Распространенные в советскую эру административно-командные методы в экономике и политике;
    • Трудности современного переходного периода;
    • Несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы;
    • Повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий;
    • Несовершенство правовой системы.

      Говоря  о причинах правового нигилизма, следует учитывать исторически  сложившуюся систему. Так для  истории нашего государства характерно скачкообразное развитие, переход от одной системы общности, в большинстве  случаев, происходил не эволюционным путем, а скорее революционным. Общество не успевало перестроиться от одной системы развития, как на смену ей приходила совершенно другая, имеющая в себе во многом противоположное значение. Во многом все зависело от характера личности самодержца, закон менялся в зависимости от того кто находился у власти, каждый монарх создавал тот закон, который удобен для его правления, и который не всегда отвечал интересам общества. Во многом культивировался десятилетиями и столетиями «правовой голод». Если говорить о советском периоде российского государства, то за этот короткий период времени на территории страны происходило множество перемен: закон с одной стороны имел четкие границы и неукоснительно соблюдался, но с другой стороны, законы отрицали ценности, которые в современном обществе признаются неотъемлемыми правами человека.

      Во  многом особенности исторического  развития России повлияли на её современную  сущность, но если характеризовать  современный период, то, например, при  идеализации жизни западных правовых государств идет механическое перенесение их традиций на отечественную почву. Но так ли это необходимо, у каждой страны свой путь развития и навязывание традиций другой страны неизменно приведет к негативному отношению к создаваемым законам, что и обуславливает правовой нигилизм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 1.3. Признаки правового нигилизма 

    Признаками современного правового нигилизма являются:6

    • Широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и групп – чиновников, сотрудников правоохранительных органов и др.);
    • Многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);
    • Высокая степень агрессивности и неподконтрольности;
    • Соединение правового нигилизма с формами социального и иного протеста;
    • Усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);
    • Эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления).

    Как уже отмечалось выше нигилизм явление  довольно распространенное для нашего общества и присутствует фактически во всех сферах общественной жизни. Правовой нигилизм имеет широкий ареол распространения и не зависит от территориального признака и выражается не только в отрицании, но и может в сочетании с акциями протеста иметь и материальные последствия (массовые беспорядки, митинги, забастовки и т.д.).

    Правовой  нигилизм имеет место не только на бытовом уровне, но и в управляющих  структурах, где он приобретает более  опасные качества и варианты развития. Конечно правовой нигилизм на уровне простого обывателя и при малом количестве последователей не такое страшное явление, но если данная ситуация начинает носить массовый характер, то следует уже принимать соответствующие меры борьбы, уделяя особое внимание правовым структурам.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. Пути преодоления правового нигилизма 

    Правовой  нигилизм может быть вызван рядом  причин, но, что, несомненно, он является негативным фактором, мешающим обществу и государству нормально развиваться  и строить правовое государство. Как со многими бичами современности с правовым нигилизмом необходимо бороться.

    К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:8

    • Укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);
    • Реальное обеспечение верховенства Конституции и законов;
    • Гарантированность соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
    • Совершенствование правовой системы;
    • Повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;
    • Обеспечение в стране правопорядка;
    • Правовое воспитание.

      Рассмотрим  подробно каждый из способов борьбы с  правовым нигилизмом. Но следует учитывать момент, что каждый из этих методов нельзя использовать самостоятельно в виду ряда причин: если мы сделаем упор только на правовое воспитание, то очень скоро убедимся в его неэффективности, так как правосознание необходимо воспитывать на конкретном примере; систематическое нарушение закона, несовершенство правовой системы, произвол органов власти – все это неминуемо приведет к тому, что все усилия по правовому воспитанию сойдут на нет. Также если мы говорим о повышении статуса правоохранительной и судебной системы, то достижение этого невозможно без того же совершенствования правовой системы, правового воспитания. Таким образом, применяя данные методы необходимо учитывать особенности каждого из них и применять их на практике параллельно, как комплекс мер борьбы, а не как самостоятельные части.

      «Укрепление режима законности в стране». Под законностью понимается режим реального действия права в государстве. В государстве должно быть верховенство закона, соответствие всех законов Конституции – основному закону, а всех подзаконных актов – законам; неукоснительное соблюдение Конституции, законов, подзаконных актов всеми членами общества и в первую очередь – государственными органами и должностными лицами; эффективная государственная и общественная защита действия Конституции и законов. Также должны соблюдаться основные принципы законности: единство (одинаковый режим законности для всей страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отдельной от общегосударственной и противопоставляемой ей), всеобщность (соблюдение Конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права – и государственными органами, должностными лицами и гражданами) и целесообразность (закон целесообразен сам по себе, недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности).

      «Реальное обеспечение верховенства Конституции и законов». Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими органами государственной власти либо народом на референдуме. Конституция возглавляет всю иерархию нормативно-правовых актов. Нормы всех иных правовых актов (законов, подзаконных актов) должны соответствовать конституционным нормам и не противоречить им. В случае расхождения норм Конституции и норм иных нормативно-правовых актов действуют конституционно-правовые нормы. Конституция РФ является основой всей правовой системы России (Конституция – федеральный конституционный закон, федеральный закон – указ Президента и др.). то есть все указанные выше положения должны неукоснительно соблюдаться и иметь реальное воплощение на практике.

      «Гарантированность  соблюдения прав и  свобод человека и  гражданина». Существуют так называемые неотъемлемые права человека, так, например, жизнь человека. В правовой теории и практике гражданские (личные) права понимаются как свобода человека принимать решения независимо от государства. Духовная и физическая свобода человека вне контроля государства (в виде свободы совести, свободы слова и убеждений, физической безопасности личности). Политические права - это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. Социальные права затрагивают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с "вложениями в человека" со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения. Культурные права - это свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность реального приобщения к ним. Права и свободы человека связаны с определенными видами обязанностей: не посягать на права и свободы других лиц, уважать конституционный демократический строй своей страны, общественную мораль. На государстве лежит обязанность соблюдать данные права и свободы человека и гражданина. Но как уже говорилось выше данные права и свободы постоянно нарушаются и в связи с этим государство должно гарантировать их соблюдение и принимать соответствующие меры для их соблюдения.

      «Совершенствование  правовой системы».  Правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти. Единство правовой системы, являющейся важным элементом конституционно-правового статуса России, предполагает согласованность всех действующих на территории РФ нормативно-правовых актов. Каждый из них не должен противоречить друг другу. По вопросам исключительного ведения России субъекты не могут осуществлять правовое регулирование. По предметам совместного ведения в случае противоречия нормативно-правового акта субъекта РФ федеральным актам применяются последние. На законодательном уровне довольно четко определена правовая система, но на практике действие отдельных элементов данной системы противоречит другим.

      «Повышение  авторитета суда и  иных правоохранительных органов через  их совершенствование  и придание им большей  эффективности». В первую очередь эта мера борьбы с правовым нигилизмом будет эффективна при искоренении бюрократических проволочек, коррумпированности правоохранительных и судебных структур и других негативных сторон нашей правоохранительной системы. Как уже говорилось не достаточно на законодательном уровне идеализировать данные структуры, необходим так называемый человеческий фактор – во многом именно от человека зависит деятельность данных органов, необходимо правовое воспитание данных личностей, возможно более тщательный отбор при приеме на работу, слежение за ходом деятельности, проверки и другие меры, которые бы способствовали улучшению данных органов. А на законодательном уровне необходимо четко прописать все права и обязанности правоохранительных органов, сферы и пределы деятельности, компетенцию, подведомственность, а также регламентировать порядок и сроки выполнения служебных обязанностей.

      «Обеспечение  в стране правопорядка». Правопорядок – это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности. Основными признаками правопорядка являются: его регламентация правовыми нормами; реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений; гарантированность государством. Правопорядок должен обеспечиваться принудительной силой государства. Ведущую роль в обеспечении правопорядка играют правоохранительные органы.

Информация о работе Правовой нигилизм