Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование правового статуса личности.
В соответствии с разработанным планом были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение понятия и значения, принципов, элементов, видов и особенностей правового статуса личности;
- исследование правового статуса личности в системе общественных правоотношений;
- анализ правового статуса личности в ходе проведенных исследований. Выводы, предложенные по итогам проделанной работы, логически завершают представленную работу, являясь, достойным решением всех поставленных выше задач.

Содержание

Введение 3
Глава I Понятие правового статуса личности и его элементы 5
Элементы правового статуса личности
6
Глава II Виды правового статуса личности 15
2.1 Общий (институционный) статус гражданина 15
2.2 Специальный, или родовой статус 16
2.3 Индивидуальный статус личности 16
Глава III Основные права, обязанности и конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина 18
3.1. Основные права и обязанности человека и гражданина РФ 18
3.2 Конституционные гарантии прав и свобод человека 24
Заключение 26
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа_Понятие основ правового статуса личности.docx

— 49.83 Кб (Скачать документ)

     В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности: личные, политические, социально-экономические права и свободы.

     4. Законные интересы.

     Предполагают  увлечение человеком любыми средствами, которые реализуют его в обществе. Эти интересы закрепляются в политических правах и свободах граждан, например, право на объединение - представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона.

     Обычно  это право предполагает также  принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право  на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в  случае введения чрезвычайного или  военного положения.

     5. Гражданство – устойчивая правовая  связь человека с государством, выражающаяся в совокупности  их взаимных прав, обязанностей  и ответственности, основанная  на признании и уважении достоинства,  основных прав и свобод человека. (Козлова стр 97)

     Обладание гражданством - предпосылка полного  распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

     Обладание гражданством является всеобщим универсальным  условием полной правосубъектности  лица.

     Гражданство предполагает, что у конкретного  человека существует правовая связь  с конкретным государством. Иначе говоря, является человек гражданином Российской Федерации или иностранцем, или человеком с двойным гражданством. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и апатриды (люди без гражданства). Их объем прав всегда меньше, чем у граждан.

     6. Юридическая ответственность - это  чувство долга, гражданской позиции,  развитого правового и нравственного  сознания. Выделяется позитивная ответственность и негативная.

     Позитивная  – мера требовательности к себе и другим. Она вытекает из реального  социально-правового статуса субъекта и называется статусной ответственностью.

     Позитивная  ответственность личности предшествует негативной. Последняя наступает тогда, когда не срабатывает первая, то есть совершается правонарушение.

     7. Правоотношения общего (статусного) типа – это правоотношения, возникающие между человеком и государством.

     Государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные  налоги и другие сборы.

     8. Правовые принципы

     Принципы  правового статуса человека и  гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые  и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

     В Конституции РФ получили закрепление  следующие принципы правового статуса  человека и гражданина:

     1) Принцип равноправия (ст. 19) . Он означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.

     Принцип равноправия включает в себя следующие  положения:

     - правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;

     - равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д.). Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса;

     - равноправие мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы в Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной СССР в 1980 году;

     - равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом – необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие.

     Законодательство  Российской Федерации допускает  в отдельных случаях неравенство  перед законом. Например, Федеральный  закон «О статусе судей» запрещает  судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением принципа независимости  судей и подчинения их только закону;

          - равноправие в социальном государстве. Российская Федерация, провозглашая себя социальным государством, устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.), дополнительные права и льготы. Предоставление указанных прав и льгот не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости.

     2) Непосредственное  действие прав и свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

        Принцип непосредственного действия  конституционных прав и свобод   тесно связан с общим принципом  высшей юридической силы и  прямого   действия Конституции  РФ (ст. 15), что означает возможность  человека и гражданина осуществлять  конституционные права и свободы,  защищать их, в случае нарушения, всеми законными способами, руководствуясь непосредственно   конституционными нормами.

     3) Неотчуждаемость основных прав и свобод, как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится:  «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от  рождения». Тем самым, Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации.

      4) Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем виде принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится  в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты  затрагивающие права, свободы и обязанности  человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы  Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

     Вместе  с тем Конституция РФ содержит положения о законных ограничениях  прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в  целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства. Ограничения  прав и свобод могут устанавливаться  только федеральным законом.

     5) Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.

     6) Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ, где говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

     7) Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип правового статуса вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Более того, применительно к правам и свободам положения ч. 4 ст. 15 дополнительно конкретизируются нормами ч. 1 ст. 17, где говорится о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

     Важнейшими  международными соглашениями являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г,..  Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. 
 
 
 
 

     Глава II Виды правового статуса личности 

     В зависимости от определенной принадлежности правовой статус личности имеет несколько  видов:

     1. общий, или институционный, статус гражданина;

     2. специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

     3. индивидуальный статус;

     4. статус физических и юридических лиц;

     5. статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;

     6. статус российских граждан, находящихся за рубежом;

     7. отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т.д.

     8. профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

     9. статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых районах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

     Набор правовых статусов очень велик, но в  теоретическом плане наиболее существенное значение имеют общий (институционный) статус гражданина, специальный (родовой) статус определенных категорий граждан и индивидуальный статус личности. 

     2.1 Общий (институционный) статус гражданина 

     Общий статус гражданина – это статус лица как гражданина государства  или члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит  от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного  положения, должности, выполняемых  функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью и обобщенностью.

     Содержание  этого статуса составляют те права  и обязанности, которые предоставлены  и гарантированы всем и каждому  Основным законом страны.

     Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому  в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности граждан, которые постоянно возникают  и прекращаются у субъектов в  зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые  они вступают, других ситуаций.

     Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно  судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного  общества. 

Информация о работе Правовой статус личности