Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование правового статуса личности.
В соответствии с разработанным планом были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение понятия и значения, принципов, элементов, видов и особенностей правового статуса личности;
- исследование правового статуса личности в системе общественных правоотношений;
- анализ правового статуса личности в ходе проведенных исследований. Выводы, предложенные по итогам проделанной работы, логически завершают представленную работу, являясь, достойным решением всех поставленных выше задач.
Введение 3
Глава I Понятие правового статуса личности и его элементы 5
Элементы правового статуса личности
6
Глава II Виды правового статуса личности 15
2.1 Общий (институционный) статус гражданина 15
2.2 Специальный, или родовой статус 16
2.3 Индивидуальный статус личности 16
Глава III Основные права, обязанности и конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина 18
3.1. Основные права и обязанности человека и гражданина РФ 18
3.2 Конституционные гарантии прав и свобод человека 24
Заключение 26
Список использованной литературы
В
действующей Конституции, основанной
на новой концепции прав человека,
перечень прав и свобод установлен
в следующей
4. Законные интересы.
Предполагают
увлечение человеком любыми средствами,
которые реализуют его в
Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.
5.
Гражданство – устойчивая
Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
Гражданство предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Иначе говоря, является человек гражданином Российской Федерации или иностранцем, или человеком с двойным гражданством. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и апатриды (люди без гражданства). Их объем прав всегда меньше, чем у граждан.
6.
Юридическая ответственность - это
чувство долга, гражданской
Позитивная
– мера требовательности к себе
и другим. Она вытекает из реального
социально-правового статуса
Позитивная ответственность личности предшествует негативной. Последняя наступает тогда, когда не срабатывает первая, то есть совершается правонарушение.
7. Правоотношения общего (статусного) типа – это правоотношения, возникающие между человеком и государством.
Государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и другие сборы.
8. Правовые принципы
Принципы правового статуса человека и гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:
1) Принцип равноправия (ст. 19) . Он означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.
Принцип равноправия включает в себя следующие положения:
- правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;
- равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д.). Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса;
- равноправие мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы в Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной СССР в 1980 году;
- равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом – необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие.
Законодательство
Российской Федерации допускает
в отдельных случаях
- равноправие в социальном государстве. Российская Федерация, провозглашая себя социальным государством, устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.), дополнительные права и льготы. Предоставление указанных прав и льгот не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости.
2) Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Принцип непосредственного
3) Неотчуждаемость основных прав и свобод, как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым, Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации.
4) Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем виде принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).
Вместе с тем Конституция РФ содержит положения о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.
5) Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.
6) Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ, где говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
7) Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип правового статуса вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Более того, применительно к правам и свободам положения ч. 4 ст. 15 дополнительно конкретизируются нормами ч. 1 ст. 17, где говорится о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Важнейшими
международными соглашениями являются
Всеобщая декларация прав человека, принятая
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948 г., Международный пакт о гражданских
и политических правах от 16 декабря 1966
г,.. Факультативный протокол к Международному
пакту о гражданских и политических правах,
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах от 16 декабря
1966 г., Европейская конвенция о защите
прав человека и основных свобод от 4 ноября
1950 г.
Глава
II Виды правового статуса личности
В зависимости от определенной принадлежности правовой статус личности имеет несколько видов:
1. общий, или институционный, статус гражданина;
2. специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;
3. индивидуальный статус;
4. статус физических и юридических лиц;
5. статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;
6. статус российских граждан, находящихся за рубежом;
7. отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т.д.
8. профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
9. статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых районах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).
Набор
правовых статусов очень велик, но в
теоретическом плане наиболее существенное
значение имеют общий (институционный)
статус гражданина, специальный (родовой)
статус определенных категорий граждан
и индивидуальный статус личности.
2.1
Общий (институционный) статус гражданина
Общий
статус гражданина – это статус
лица как гражданина государства
или члена общества. Он определяется,
прежде всего, Конституцией и не зависит
от различных текущих
Содержание этого статуса составляют те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным законом страны.
Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности граждан, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций.
Общий
правовой статус является базовым, исходным
для всех остальных. По нему можно
судить о характере, социальной природе,
степени демократичности