Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 07:48, реферат
Цель данной работы – изучение правовых систем. Именно это понятие используется в теории права, чтобы охарактеризовать все его качества, описанные выше, все историко-правовые, этнические, культурные отличия системы права у разных государств, разных народов. В основу кладутся такие критерии, как соотношение и использование источников права, роль судов, происхождение и развитие системы права, некоторые другие характеристики.
Введение.........................................................................................2
1. Понятие правовой системы........................................................2
1.1. Основные определения.........................................................2
1.2. Правовая система и система права. Их структура...............2
2. Основные правовые системы мира............................................3
2.1.Классификация правовых систем.........................................3
2.2.Романо-германская правовая семья.....................................5
2.3.Англосаксонская правовая семья.........................................8
2.4.Мусульманская правовая семья............................................11
2.5.Иные правовые системы и их характеристики....................12
Вывод ..................................................................................... 15
Литература......................................................................................16
Значительную роль во вторичных источниках права в англосаксонской системе играет интерпретация статутов. В большинстве англоязычных стран подобными полномочиями обладают только суды (в противовес возможностям различного вида толкований в романо-германской системе). Причем существует разница в интерпретации статутов даже в США и Англии: американские суды пытаются интерпретировать статуты, как бы уясняя намерения законодателя, для английских же судов подобные намерения не имеют значения.
Как видим, органами, применяющими право, в странах с англосаксонской системой, являются суды "общего права" и "суды справедливости", что не исключает, правда, разделения судов по инстанциям. Но в настоящее время в США, в федеральной системе, упразднено подобное деление судов. Отказались от этого и в судебных инстанциях штата Нью-Йорк. Там все дела рассматриваются одними и теми же судами, хотя принципы отправления правосудия согласно раздельной юрисдикции судов "общего права" и "судов справедливости" по-прежнему реализуются по-разному. Некоторые штаты, например Нью-Джерси, сохранили свою приверженность к раздельному существованию "судов справедливости" и "общем права". В других штатах, например в Пенсильвании, в одной и той же судебной инстанции раздельно действуют судьи, руководствующиеся нормами общего права и принципами справедливости.
В некоторых государствах
(причем не только в странах англосаксонского
права) суды имеют право на провозглашение
отдельных законов
Особенностью права
Как мы уже упоминали, правовой
обычай оказал принципиальное влияние
на образование правовых семей. Так
и в англосаксонской семье
обычай первоначально играл
Однако за обычаем вплоть до XIX в. оставалась значительная сфера действия: в частности, королевские указы почти не затронули гражданско-правовых отношений в манорах. Сборники обычаев, существовавшие в некоторых местностях Англии, принимались во внимание при рассмотрении дел в королевских судах . Одним из наиболее распространенных был обычай, известный под названием "английский бург", согласно которому земля по наследству переходила не старшему сыну, как при майорате, а младшему. Причем этот обычай остался в силе вплоть до 1920 г.
В англосаксонской системе судебной практике, как еще одному источнику права, отводится большая роль. Ведь именно на основе отделения судебной власти от исполнительной (королевской) еще по Великой хартии Вольностей 1215 г. в англосаксонской системе резко повысилось значение судов, что позволило судебной практике в конце концов подняться до уровня "общего права".
Современные английские и американские суды имеют возможность своевременно осуществлять публикации своих решений. Строго периодически такие сборники публикаций выходят только с XIX в.
В Англии до правления короля Эдуарда I (1272-1307 гг.) не существовало единого центра обобщения судебных решений. Именно в царствование того короля началась трехвековая практика издания "Ежегодников судебных решений". Первоначально их составляли неофициально юристы-практики и студенты как неформальное описание казусов. Основной целью их создателей-компиляторов было облегчение профессиональной деятельности судей ориентацией на возможное рассмотрение определенных категорий дел по аналогии. Когда накопилось достаточное количество казусов, появились сокращенные варианты подобных изданий
В англосаксонском праве существует два вида норм права: законодательные и прецедентные. Законодательные представляют собой правила поведения общего характера. Прецедентные — определенная часть судебного решения по конкретному делу. Английские юристы относят к право положениям, на которых основано решение, юридическое заключение по делу и аргументацию, мотивировку решения. Эти два элемента составляют сущность решения. Все остальное носит лишь убеждающий характер и не является обязательным.
Англичане предпочитают не формулировать в своих судебных решениях правила общего характера, у них существует презумпция неприменения широких правовых принципов. В основе суждений, заключений по делу лежит анализ частного случая, казуса. Судья «примеривает» конкретный случаи не к уже готовой норме, а к ранее происшедшему казусу, имеющему правовое значение случаю, и устанавливает их сходство, подобие, после чего выносит заключение об относимости прецедента к рассматриваемому им делу или их несовпадении. Прецеденты, которые, по мнению судьи, не относятся к делу, он не должен применять. Однако если судья установит, что прецедент имеет обязывающую силу, ему необходимо следовать, даже если это противоречит личному убеждению судьи.
Когда же в Англии издается
закон, он вступает в свою силу только
тогда, когда его начинают применять
суды. Судья в праве при рассмотрении
дела даже не применять соответствующий
закон, а вынести по данному вопросу
собственное решение. Иногда случается,
что судьи отказываются следовать
новому закону и продолжают работать
в старом порядке. Лишь немногие специалисты
досконально знают норму
Итак, среди признаков данной семьи можно выделить следующие:
- основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
- юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический)характер;
- ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятся судам, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;
- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;
- главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
- отсутствуют кодифицированные отрасли права;
- отсутствуют классическое деление права на частное и публичное;
- статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
- юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.
2.4. Мусульманская правовая система
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Эта система носит ярко выраженную религиозную окраску. Ее основу составляют юридически значимые положения священной книги мусульман - Корана, а также Сунны (собрания имеющих правовое значение преданий - Хадисов - о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада), и нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе "рациональных" источников, прежде всего единогласною мнения (Иджмы) наиболее авторитетных правоведов - муджтахидов и факифов, и умозаключения по аналогии (Кийас).
В Коране не содержится базовой правовой теории. Нормативные предписания Корана и Сунны, трактующиеся лишь однозначно, сравнительно немногочисленны. Наиболее подробно они регулируют брачно-семейные и наследственные отношения.
Большинство же положений Корана и Сунны не обладает жесткой нормативной направленностью, в них излагаются принципы, на которых должна строиться повседневная жизнь мусульман. Именно эти весьма абстрактно сформулированные принципы дают простор для их многообразного толкования.
Первые толкования появились в VII в., после смерти пророка Мухаммада. Они принадлежат перу сподвижников пророка, которые толковали не только его слова, но даже, в иных случаях, и молчание. Подобного рода "расширительное" толкование сподвижниками пророка совместно со знаменитыми правоведами зиждилось на консенсусе между ними и служило основой для вынесения кади (судьей) решения по конкретному делу.
В конце же концов развитие мусульманского права приобрело казуальный характер, однако это был не единственный путь его эволюции. Параллельно шло становление теории мусульманского права, создававшейся на базе толкований этого права имамами (основателями толков - Мазхабов). Причинами разночтений этих толков являлись разные социально-экономические условия в регионах пестрого арабского мира.
Законодательная власть в
мусульманских странах
В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (Иджма) и аналогии (Кияс). Мусульманские юристы и богословы считают, что регулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так и этическая стороны общественной жизни, отношения граждан как между собой, так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писанной конституции, а ее место занимает Коран.
В целом же развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского права к к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права, - соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
- главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
- источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов;
- весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными поступками, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
- особое место в системе источников права занимают труды ученых– юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;
- отсутствует деление права на частное и публичное;
- нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
- судебная практика в принципе не является источником права;
- во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях).
2.5. Иные правовые системы и их характеристики.
Традиционное право.
К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряд стран Африки и Дальнего Востока.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
- доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
- обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;
- обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;
- нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;
- судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;