Правовые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 07:48, реферат

Описание

Цель данной работы – изучение правовых систем. Именно это понятие используется в теории права, чтобы охарактеризовать все его качества, описанные выше, все историко-правовые, этнические, культурные отличия системы права у разных государств, разных народов. В основу кладутся такие критерии, как соотношение и использование источников права, роль судов, происхождение и развитие системы права, некоторые другие характеристики.

Содержание

Введение.........................................................................................2
1. Понятие правовой системы........................................................2
1.1. Основные определения.........................................................2
1.2. Правовая система и система права. Их структура...............2
2. Основные правовые системы мира............................................3
2.1.Классификация правовых систем.........................................3
2.2.Романо-германская правовая семья.....................................5
2.3.Англосаксонская правовая семья.........................................8
2.4.Мусульманская правовая семья............................................11
2.5.Иные правовые системы и их характеристики....................12
Вывод ..................................................................................... 15
Литература......................................................................................16

Работа состоит из  1 файл

Основные гражданско-правовые системы современности Содержание.docx

— 53.34 Кб (Скачать документ)

-    судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

-    юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

-    архаичность многих ее обычаев и традиций.

Индусское право.

Оно составляет вторую систему  религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Это право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.

Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каст или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по справедливости.

Правительству разрешается  законодательствовать. Но судебные прецеденты и законодательство не считаются  источниками права.

Конституция 1950 г. отвергла систему  каст и запретила дискриминацию  по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла  своего рода революция. Однако новый  Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам  Индии.

Китайское право

Китайцы отрицательно относятся  к идее права с его строгостью и абстрактностью. До начала ХХ в. считалось, что, используя абстрактные нормы, юристы создают препятствия к достижению компромиссов, на которых основано общество. 

Начиная с 1911 года китайское  право внешне европеизировалось  и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. При этом продолжали существовать традиционные понятия, и именно они преобладали в жизни. Имеется в виду конфуцианство, соблюдение ритуалов (правил), предписываемых обычаями, неуважение к суду, презрение к людям, знающим закон. в течение веков Китай не знал организованных юридических профессий. Суд творили администраторы, руководствовавшиеся советами чиновников, принадлежащих к наследственной касте, с целью примирения обращались к семье, клану, соседям, знатным лицам. Не было юридической доктрины. И после 1949 г. было принято не много законов. Применительно к Китайской Народной Республике существование традиций по-прежнему имеет место, но в формальном, техническом смысле.

Японское право.

Считается, что современная правовая система Японии в своих основных чертах сформировалась в эпоху Мэйдзи ("просвещенного правителя"), начавшуюся с буржуазной революции 1867-1868 гг. и закончившуюся в первом десятилетии ХХ в. До этого на протяжении нескольких веков Япония находилась под сильным влиянием Китая, что явно отразилось на ее праве. Основной принцип гласил: "Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им". При этом исходной была концепция древнекитайского права, согласно которому неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от совершения преступления, нежели точнее знание конкретного наказания.

В эпоху Мэйдзи была отменена феодальная собственность на землю и формальные различия между сословиями, проведена административная свобода выбора профессии и места жительства. Началось создание новой правовой системы.

Особенно значимые изменения  в японском законодательстве произошло  после Второй мировой войны, когда  в 1946 г. была принята Конституция. На законодательство в области регулирования торговли и функционирования промышленных компаний существенное влияние оказало американское право. Под его воздействием были внесены изменения и в другие отрасли действовавшего законодательства (семейное, наследственное и др.). Источниками гражданского и торгового права в Японии наряду с кодексами и отдельными законами признаются действующие обычаи и нормы морали.

Но в ходе исторического  развития сложился определенный дуализм  в содержании японской правовой системы  по причине заимствований как  из французской, германской, так и  американской правовых систем, а также  внутренняя противоречивость современного и будущего права Японии и сохранившихся старых обычаев, традиций, отвергающих право.

Семья социалистического  права

Социалистическая правовая семья (или социалистические правовые системы) составляет или, точнее, во многом составляла в прошлом третью правовую семью, выделенную в основном по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входящих в "социалистический лагерь", ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права здесь всегда рассматривалась как общее правило поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, созданная усилиями европейских и советских ученых и восходящая к римскому праву.

При значительном сходстве с  континентальным правом правовые системы социализма имели существенные особенности, обусловленные явно выраженным классовым характером. Единственным источником социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позже - нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партией. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы и инструкции), фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составляющие "социалистический лагерь", существенное влияние оказала первая правовая система, считавшаяся социалистической, - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Северная Корея) разновидностями социалистического права.

 
Вывод

В данной работе мы рассмотрели  основные правовые системы современности. Их появление было обусловлено закономерностями развития общества, совокупностью его  исторических особенностей, географическими  факторами. Сегодня каждое государство  имеет свою правовую систему, имеющую  как общие черты, так и различия с иными правовыми системами.

В конце исследования можно  сказать, что правовой модели, удовлетворяющей  каждое государство, не существует. У  каждой есть плюсы (например, четкая кодификация  романо-правовой системы) и минусы (порой  оно отдалено от практики). Так же обстоит дело с прецедентным правом, и правом мусульманским, традиционным и т.д. Но есть надежда, что сближение  правовых систем различных стран  поможет сгладить углы во взаимодействии правовых систем и будет заложена основа всемирной правовой семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.  Алексеев С.С. Общая теория права: Юридическая литература 1981г.

2.  Манов Г.В., Боботов С. В. Теория права и государства. М.,1996

3.  Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник — М.:Юридическая литература, 1993.

4.  Сукияйнен Л. Я. Мусульманское право.Вопросы теории и практики. М.,1986

5.   Саидов А.Х. «Введение в основные правовые системы современности»., Ташкент, 1988

6.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений ( под редакцией профессора В.Г. Стрекозова) : М.И.П.П. «Отечество»; 1993г.


Информация о работе Правовые системы